Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Нормативно-правовое обеспечение стратегического планирования в субъектах Российской Федерации»

Аннотация. В данной статье проведен анализ нормативно-правового обеспечения стратегического планирования в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются недостатки Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которые впоследствии отражаются в региональных документах стратегического планирования. Были выбраны 9 субъектов Российской Федерации по одному субъекту из каждого Федерального округа для детального анализа нормативно-правовой базы, который проводился в двух направлениях: в отношении законов о стратегическом планировании в субъекте Российской Федерации, и в отношении стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Также рассматривалось наличие документов стратегического планирования в выбранных субъектах. В результате анализа автором был предложен путь решения выявленных недостатков региональных документов в сфере стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование; субъект Российской Федерации; стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; документы стратегического планирования; уровни публичной власти.

Стратегическое планирование в Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации, в частности,  находится в стадии становления. Важный шаг в  этом  направлении  связан с выходом Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее по тексту – 172-ФЗ). Он предназначен для формирования единой системы стратегического планирования, охватывающей все уровни публичной власти.

Данный закон установил закрытый перечень документов стратегического планирования на  каждом  уровне  публичной  власти  и управления и распределил полномочия между участниками стратегического планирования.

Вместе с тем, закон не лишен ряда недостатков, таких как:

  • диссонанс в отношении понятий стратегическое планирование и стратегическое управление, при этом понятие «стратегическое управление» законодателем не определено;
  • отсутствие понятий «актуализация», «приоритет» применительно к стратегическому планированию и управлению;
  • слабая взаимоувязка документов стратегического планирования на каждом уровне публичного управления.

До 1 января 2017 года каждый субъект Российской Федерации должен  разработать  документы   стратегического   планирования, в том числе, стратегию социально-экономического развития.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона 172-ФЗ:

  • стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
  • стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.

Проведенный нами в апреле 2016 года анализ показал, что 68   из 85 субъектов Российской Федерации разработали и приняли закон о стратегическом планировании (за исключением Москвы, Белгородской, Владимирской, Смоленской, Калужской, Ярославской, Рязанской, Вологодской, Оренбургской, Самарской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, республики Северной Осетии-Алании, Мордовии, Чувашии, Ставропольского края). Выборочный анализ законодательства в сфере стратегического планирования на региональном уровне показал, что оно требует существенного улучшения и развития.

В соответствии с 172-ФЗ субъекты Российской Федерации должны разработать и принять следующие документы: стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, схему территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Для детального анализа региональных документов, в том числе законов о стратегическом планировании были выбраны 9 субъектов по одному из каждого Федерального округа: Центральный федеральный округ – Московская область, Северо-Западный федеральный округ – Санкт-Петербург, Южный федеральный округ – Краснодарский край, Северо-Кавказский федеральный округ – Карачаево-Черкесская республика, Приволжский федеральный округ – Нижегородская область, Уральский федеральный округ – Курганская область, Сибирский федеральный округ – Красноярский край, Дальневосточный федеральный округ – Республика Саха(Якутия), Крымский федеральный округ – Республика Крым.

Результаты анализа наличия документов стратегического планирования представлены в таблице (см. приложение 1).

Результаты анализа данных таблицы следующие.

1. В отношении законов о стратегическом планировании в субъекте Российской Федерации

В названиях региональных законах о стратегическом планировании наблюдается единство названий принятых законов практически во всех исследуемых субъектах Российской Федерации, кроме Краснодарского края. Там закон имеет название «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае», когда везде закон называется

«О стратегическом планировании в определенном субъекте Российской Федерации».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Подготовленные документы значительно отличаются по структуре и составу. Во многих законах разное количество статей (Московская область –16, Санкт-Петербург – 18, Краснодарский край – 21, Республика Карачаево-Черкессия – 17, Нижегородская область – 19, Курганская область – 21, Красноярский край – 17, Республика Саха (Якутия) – 18, Республика Крым – 20), они различаются по содержанию. В соответствии с 172-ФЗ представлены аналогичные статьи, в их числе предмет регулирования, основные понятия, принципы стратегического планирования, участники стратегического планирования, документы стратегического планирования, реализация и мониторинг реализации этих документов.

Не во всех законах субъектов Российской Федерации имеются статьи: правовое регулирование стратегического планирования, задачи стратегического планирования, полномочия участников стратегического планирования, общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования, государственная регистрация документов стратегического планирования и взаимодействия с муниципальными образованиями. Например, в законах о стратегическом планировании Республики Крым и Нижегородской области указаны только полномочия муниципальных органов в области стратегического планирования. В законе выше перечисленных субъектов и в Республике Саха (Якутия) поименованы документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования. В законе о стратегическом планировании в Красноярском крае указаны документы стратегического планирования муниципальных районов и городских округов края, обеспечение согласованности документов стратегического планирования края и документов стратегического планирования муниципальных районов и городских округов края. А в законе Краснодарского края упоминаются только индикативные планы социально-экономического развития муниципальных образований. Все это говорит о неисполнении требований федерального законодательства и, как следствие, несоблюдения научного принципа системности в стратегическом планировании.

Из проведенного анализа документов о стратегическом планировании можно сделать вывод о том, что самые проработанные законы  о стратегическом планировании в Республике Крым и Нижегородской

области, но и здесь есть над чем поработать. В остальных случаях нам представляются законы о стратегическом планировании, не во всем соответствующие требованиям федерального закона. А, например, закон о стратегическом планировании в Курской области не позволяет считать его документом, имеющим стратегический характер.

Поэтому можно сделать вывод, что нормативная правовая база стратегических документов в субъектах Российской Федерации разного качества и нуждается в доработках.

2. В отношении стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Анализ действующих в субъектах Российской Федерации стратегий социально-экономического развития показал, что данные документы содержат типичные ошибки, к которым можно отнести следующие из них.

1. В стратегиях часто не различаются понятия «цель» и «целевая установка».

2. Формулировки целевых установок зачастую носят спорный характер.

3. Низкое качество аналитических работ и выводов анализа. Из анализа должны следовать проблемы, а цели выступать как средство их решения.

4. В стратегиях субъектов Российской Федерации практически нет муниципального разреза, то есть видения перспективного развития муниципальных районов (городских округов) с субъектного уровня.

5. Зачастую в стратегиях слабо представлен экономический раздел (имеющиеся ресурсы, необходимый объем денежных средств и каналы их получения).

Преодолеть обозначенные выше недостатки документов в сфере стратегического планирования будет возможно с помощью методических рекомендаций по вопросам стратегического планирования на региональном уровне, которые в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона 172-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Это обусловливает необходимость подготовки совокупности федеральных методических материалов по подготовке документов стратегического планирования регионального уровня. По данным Минэкономразвития России подготовлен проект  Методических  рекомендаций  по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, а также по организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В настоящее время продолжается экспертная дискуссия по данному проекту рекомендаций. После ее завершения Методические рекомендации будут доступны для ознакомления, сбора замечаний и предложений на сайте Минэкономразвития России.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» /Собрание законодательства. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
2. Ответы на вопросы по реализации Федерального закона от 28.06.2014
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Минэкономразвития России.
3. Стратегическое территориальное планирование в России: анализ, проблемы, предложения. Аналитический доклад. / Под ред. д.э.н. профессора В.Е. Рохчина. – СПб.: РНЦ ГМУ. Северо-Западный филиал; ИРЭ РАН, 2001. – 145с.
4. Закон Московской области № 20/2015-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области»
5. Закон Санкт-Петербурга N 396–75 от 1 июля 2015 года «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге».
6. Закон Краснодарского края от 6 ноября 2015 г. N 3267-кз «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае».
7. Закон Карачаево-Черкесской республики от 31 декабря 2015 года n 110-рз «О стратегическом планировании в Карачаево-черкесской республике.
8. Закон Нижегородской области От 3 марта 2015 года № 24-з «О стратегическом планировании В Нижегородской области».
9. Закон Курганской области От 02 июля 2015 года n 57 «О стратегическом планировании в курганской области.
10. Закон Красноярского края № 9–4112 От 24.12.2015 «О стратегическом планировании в Красноярском крае.
11. Закон Республики Саха (Якутия) «О стратегическом планировании в республике Саха (Якутия)».
12. Закон Республики Крым № 108-ЗРК/2015 02 июня 2015 года «О стратегическом планировании в Республике Крым».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1548

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке