Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О педагогичности художественной литературы в контексте самообразования современного учителя»

Аннотация. Одной из главных причин, затрудняющих освоение ФГОС учителями, является интеллектуальная  неготовность  педагогов  к  постижению  новшеств,  недостаточный  культурный  кругозор. Профессиональная подготовка (и переподготовка) учительства должна включать технологии формирования потребности в самообразовании как условия профессионального и личностного совершенствования , одного из показателей компетентности современного педагога. Одним из средств, стимулирующих развитие данной потребности, выступает педагогический потенциал художественной литературы.

Ключевые слова: самообразование, чтение, педагогичность художественной литературы, профессиональная и личностная успешность учителя.

В недавно вышедшей книге «Как помочь учителю в освоении ФГОС» [3] авторы приводят фрагмент из исследования, проведенного директором Красноярского краевого института усовершенствования учителей Ю.А.Васильевым. Суть такова: из числа педагогов-предметников, приехавших на курсы, были сформированы по две учебные группы. Одну обучали по традиционной программе, включающей частнометодическую и дидактическую подготовку. Время повышения квалификации другой группы было отведено на развитие интеллекта, расширение культурного кругозора: учителя занимались с психологами-специалистами по проблемам мышления, развития личности. Они посетили все театры Красноярска, филармонию, цирк, музеи и т.п., причем все это сопровождалось последующим обсуждением с искусствоведами. Были встречи с выдающимися писателями, поэтами, художниками, журналистами, учеными и пр.

«После двухмесячных курсов методисты института и приглашенные эксперты посетили уроки учителей из обеих групп, оценивая их по специальной шкале показателей профмастерства. Результаты были ошеломляющими: те, квалификацию которых повышали по традиционной программе, показали незначительные улучшения по сравнению с теми же показателями, как говорят, на входе (то есть до начала занятий); но те учителя, с которыми работали по программе развития интеллекта, расширения культурного кругозора, продемонстрировали раскованность, артистизм, и, что особенно ценно, творчество, методическую изобретательность и т.д., и, хотя в области методики преподавания предмета они никаких новшеств не узнали, но все то, чем они владели до курсов, в их же исполнении преобразилось, стало высокоэффективным. «Перед нами были совершенно другие люди», — отметили эксперты [3, с.307].

Надеюсь, читатель простит столь обширную цитату (особенно, если это вузовский преподаватель, одним из показателей эффективности деятельности которого является создание новых и все более громоздких программ повышения квалификации педагогических кадров).

Размышляя о причинах, затрудняющих освоение ФГОС учителями, авторы вышеуказанного пособия М.Поташник и М.Левит называют главной из них интеллектуальную неготовность педагогов к постижению новшества, недостаточность их эрудиции, наличного уровня знаний (не по учебному предмету, а по педагогике и др.). Задачу по ликвидации этого дефекта авторы формулируют как «расширение культурного кругозора, развитие интеллекта как специально организованная руководителями школ деятельность» [Там же, с.305]. Вскрывают ошибочность бытующего среди учителей, руководителей школ и органов образования представления о том, что будто развитие общей культуры личности учителя не относится к его работе в школе, профессиональному росту и повышению квалификации, а является личным делом самого педагога, касается его отдыха.

При перечислении конкретных рекомендаций по развитию интеллекта, эрудиции и общей культуры личности учителя М.Поташник и М.Левит называют среди прочего «чтение русской и зарубежной классической и современной литературы» [Там же, с.310].

Предвидим возражения со стороны педагогов, вынужденных в современных условиях постоянно модернизирующегося образования уделять много времени профессиональному чтению, то есть обязательному изучению нормативной и методической литературы, прописывающей все новые и новые требования к школе и учителю. На чтение «для души» часто просто не хватает ни времени, ни сил.

Обратимся к научным исследованиям, посвященным изучению гуманитарной культуры личности как основе и цели современного образования             (Т.Г.Браже, О.Н.Журавлева, М.В.Захарченко, Д.Н.Мурин, Т.Н.Полякова, Н.И.Элиасберг, 2008). В них показано, что при доминировании в собственном чтении педагогов только прагматического, профессионально-педагогического подхода (при всей его значимости) «происходит своеобразное  обкрадывание себя как личности, а это может негативно отразиться на личностном и профессиональном развитии» [1, с.83].

Начавшийся в последние годы переход от технократической модели образования к гуманитарной диктует необходимость поиска технологий профессионального обучения, стимулирующих процесс самообразования и чтения, как ведущего его инструмента. Со всей остротой встает вопрос о роли самообразования как части образовательного процесса наравне с институализированным. Заметим, что само понятие «самообразование» было признано в России еще в 60-е годы ХIХ века в связи с выходом в 1863-1864 годах журнала с таким названием. В истории педагогики есть интересные и поучительные факты, свидетельствующие о том, что в нашей стране имела место многолетняя (до 30-х годов ХХ века) практика реального воплощения неразрывной связи образования, самообразования и чтения как взаимодополняемых элементов целостной системы.

Общеизвестно, что согласно принципу непрерывности образования на смену формуле «Обучение на всю жизнь» приходит формула «Обучение через всю жизнь» (Life-Long Learning). От степени реализации последней зависит профессиональная и личностная успешность субъекта, гармония между его внешним и внутренним миром, нарушение которой неизбежно ведет к деформации личности или ее разрушению. «Самообразование — это наиболее адаптированная личностью к себе и адаптирующая ее самое к жизни часть индивидуального образовательного маршрута человека, создание им своего личного образа жизни и ее качества во всех аспектах саморазвития, так как в процессе самообразования осуществляется и самообучение, и самовоспитание личности» — подчеркивает Т.Г.Браже [1, с.68].

А.С.Роботова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург), размышляя о самообразовании как части своей жизненной и профессиональной судьбы, оценивает его как личностный феномен и неистощимую потребность человека в узнавании нового. Перечисляя пройденные за долгие годы разные образовательные ступени и множественные формы совершенствования профессиональной деятельности (стажировки, обучающие семинары и др.), А.С.Роботова отмечает, что на первом месте у нее всегда было самообразование, и, как показало время, именно оно дало эффект личностного и профессионального роста. Автор уточняет, что речь идет не об узконаправленном (профессиональном) самообразовании, но о широком – общекультурном. Основаниями, ставшими у Алевтины Сергеевны неисчерпаемыми источниками самообразования, стали, среди прочего, чтение и художественная литература. «Самообразование… дает ни с чем несравнимую радость полноценного существования и активной работы в профессии. Оно не может остановиться, потому что оно источник глубокой внутренней активности самого человека. Недемонстративное по своей сути, оно опирается на внутренние ресурсы человека и постоянно их «подпитывает». Оно имеет сокровенный характер, не требует внешнего признания, но зато становится источником мировоззренческого оптимизма и личной ответственности» [4, с.11].

Стать профессионалом-гуманитарием, способным к осуществлению образовательного процесса нового типа в контексте требований 21 века, невозможно по указке сверху. Но можно подсказать педагогам, будущим и уже работающим, мотивированным на успешность своей деятельности в новых условиях, доступный способ расширения культурного кругозора, одновременно обеспечивающий повышение уровня профессиональной начитанности и компетентности. Способ этот сводится к знакомству с произведениями художественной литературой, в сюжетных линиях которых отражены явления педагогической действительности.

Такой опыт был осуществлен нами при работе со студентами педагогического факультета и слушателями факультета дополнительного образования (педагоги, психологи, музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций). На одном из занятий по педагогике шла речь о новой философии образования, об основателях Педагогики достоинства, в число которых входит советский русский писатель В.Ф.Тендряков (А.Г.Асмолов). В ходе обсуждения выяснилось, что это имя практически неизвестно ни студентам, ни слушателям курсов, поэтому тем и другим было предложено прочесть повесть «Весенние перевертыши» [5], одно из произведений педагогической прозы писателя. Позже со студентами дневного отделения было проведено анкетирование, а слушателям курсов было предложено составить краткий отзыв с ответом на вопрос «Нужно ли советовать сегодняшнему читателю эту повесть, написанную в 70-х годах прошлого века, или она без- надежно устарела»?

Подробные результаты анкетирования студентов — будущих педагогов изложены в одной из наших публикаций [2]. Здесь же мы приводим мнения всего двух слушателей, в которых наиболее полно отражены аналогичные представления других респондентов этой группы.

«В данном произведении описаны многие проблемы нашего современного общества. Актуальным является то, что при занятых своими делами родителях дети по существу предоставлены сами себе и многие родители даже не догадываются о тех проблемах, с которыми сталкивается их ребенок, как он проводит время, что его беспокоит или, наоборот, вдохновляет. Немаловажным является еще то, что в произведении и в современном мире существуют компании детей, в которых обязательно находится лидер и все стараются подражать ему, независимо от того, положительный он или отрицательный по своим действиям. Особенно «подчиняются» слабые в физическом и моральном плане дети. Прослеживается связь с современной жизнью еще в том, что там также присутствует грубое и жестокое отношение к животным, к тем, кто слабее. А также обращено внимание на то, что если человек не похож на других, то он часто становится изгоем общества, предметом насмешек».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Читая произведение, только по описанию обстановки, одежде людей, месте их работы можно понять, что действие происходит в 70-х годах прошлого века. Но в мире людей, независимо от века, будут присутствовать любовь к ближнему, любовь к природе, уважение, понятия о дружбе, с одной стороны, а жестокость во всех ее проявлениях, с другой стороны. Проблема подростков остро стояла как в прошлом веке, так и в наши дни. Проблема «одиночества человека, не похожего на других», «чужого» в этом мире существует и в наши дни. Главный герой книги лично у меня вызывает уважение. Подросток так тонко чувствует изменения в окружающем мире, задумывается о сущности вещей. Он не боится встретиться лицом к лицу с врагом, не терпит лжи и предательства, не пресмыкается перед обстоятельствами и людьми. Ценит дружбу и друга. Этому в наши дни у него стоит поучиться. Книга учит тем человеческим качествам, той мудрости, которая в наши дни немного потеряна»

Данная практика художественно-образного осмысления изучаемых теоретических понятий способствует не только активному усвоению педагогами необходимой им учебной информации. При таком подходе обучающийся получает возможность хотя бы ненадолго остановиться в условиях бешеного ритма повседневной жизни, отстраниться от прессинга информационного потока и обратиться к своим сокровенным переживаниям, достойным не меньшего внимания. Видимо, этими ощущениями и вызваны слова благодарности, которые было очень приятно увидеть в некоторых отзывах в адрес преподавателя за рекомендацию прочесть повесть «Весенние перевертыши».

Список использованных источников

1. Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: Монография. – СПб.: Изд-во «Союз», 2008. – 114 с.
2. Лунина Г.В. Проза В.Тендрякова как нравственный ориентир педагогики ХХI века // Педагогическое образование: вызовы ХХI века: Сборник научных статей Международной научно-практической конфе- ренции, Москва, 17-18 сентября 2015г. – Москва, 2015. –С.217-220.
3. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 320 с.
4. Роботова А. С. Словесно-гуманитарные основы самообразования: рефлексия биографического времени // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2, 2013, DOI: 10.15393/j5.art.2013.2083
5. Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши // Тендряков В.Ф. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т.4: Повести / Сост., примеч. И подгот.текста Н.Асмоловой-Тендряковой. – М.: Художественная литература, 1988. – С.494- 574.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

910

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке