Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О понятии «виртуальная школа» в современном образовании»

Аннотация. В последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса в образовании происходят радикальные изменения в этой сфере, направленные на формирование новой образовательной системы. Одним из таких направлений является «виртуальная школа».

Ключевые слова: виртуальная школа, обучение, Телешкола, Кибершкола, Интернет, i-школа.

Мировое образовательное пространство (МОП) объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, которые находятся в постоянном взаимодействии. По мнению отдельных авторов (А.П. Лиферов, Н.Д. Кликунов и др.) одним из определяющих моментов современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создаёт схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом [1]. Современное образование переходит на новый уровень – появляются перспективные направления образования. Одним из таких направлений является «виртуальная школа». Виртуальная школа (Интернет-школа или Кибершкола англ. cyberschool) – это образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение студентов/школьников осуществляются через Интернет.

Как известно, первые виртуальные школы появились в США и Канаде в середине 1990-х гг. Например, частная виртуальная школа в Онтарио (Virtual High School) уже в 1996 году предложила два онлайн-класса – по биологии и канадской литературе. В крупной виртуальной школе во Флориде (Florida Virtual School) обучаются около 30 тыс. студентов. В настоящее время виртуальные школы существуют во всем мире, но в Соединенных Штатах они особенно широко распространены (например, в Кентукки, Луизиане, Мичигане, Миссисипи, Техасе, Висконсине и т.д.). Эти учебные заведения интегрированы в систему среднего образования: учащиеся могут делать задания по предметам, сидя в компьютерных классах «обычной» школы. Иногда обучение принимает заочную форму, иногда сочетает в себе элементы очного и заочного обучения.

В России виртуальные школы начинают формироваться после 2000 года. Одним из первых учебных заведений, предложивших программу дистанционного обучения детей в рамках системы общего образования, является НП «Телешкола», которая работает и по сей день. Своей деятельностью она дала толчок по созданию и реализации в практике деятельности общеобразовательных учреждений моделей освоения образовательных программ в специализированной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий.

Одним из первых проектов Телешколы по реализации программ дистанционного образования являлся телевизионный проект на учебно-образовательном канале «Телешкола» на НТВ+. Учащимися Телешколы на тот период являлись учащиеся образовательных учреждений Российской Федерации, Белоруссии, Украины, стран Балтии, что определялось зоной покрытия спутника, через который осуществлялось вещание. Координация учебного процесса, учебно-методическое сопровождение и управление проектом осуществлялось специалистами Телешколы. Сегодня, организация учебного процесса Телешколы базируется на использовании образовательного ресурса открытой образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru».

Обучение в большинстве таких школ происходит по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом, государственными образовательными стандартами, а также определенной методике разработанной специалистами учреждения. Материалы по учебным курсам в виртуальной школе представлены в электронном виде и выкладываются на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию студенты могли ими пользоваться. Эти материалы обычно включают в себя тексты лекций по предмету, интерактивные тесты и тренажеры, словари и т.д. Ознакомившись с материалами виртуального урока, студент выполняет ряд заданий, которые автоматически проверяются системой, с выставлением оценки. Студент может вступать во взаимодействие с сетевыми преподавателями, консультируясь по предметам. Сетевые преподаватели могут также осуществлять контроль и оценку знаний студента, общаясь с ним по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи. Аттестация студентов по всему курсу обычно осуществляется в форме экзамена (очного или заочного).

Организационная и творческая составляющие дистанционного обучения должны базироваться на интерактивных формах занятий. Например, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах, существенно усиливает мотивационную сторону учебного процесса. Дистанционные формы обучения повышают активность учащегося, предполагают постановку учащимися своих образовательных целей, выбор форм и темпов обучения в различных образовательных областях.

В 2003 году была открыта еще одна виртуальная школа – «i-Школа», полное название ГОУ Центр образования «Технологии обучения». Она работает в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» департамента образования города Москвы. Большая часть школьной программы в учреждении преподается через интернет: три дня в неделю ученики и преподаватели общаются через специальные коммуникационные онлайн-программы, а два раза в неделю они встречаются очно в стенах школы. По словам педагогического коллектива, подобных образовательных учреждений в России нет.

В «i-Школе» сегодня обучается свыше 800 детей, почти 300 из них посещают только дополнительные занятия, остальные — учатся в по общей программе. Изначально в образовательном учреждении предполагалось обучение детей-инвалидов только дополнительным дисциплинам, однако уже в 2007 году коллектив перешел на общеобразовательную программу.

Говоря о виртуальных школах, нередко упоминают понятие «дистанционная школа». Дистанционные  школы –  это  общеобразовательные школы экстернаты, в которые можно прикрепиться и сдавать промежуточные или итоговые (ГИА, ЕГЭ и т.п.) аттестации, живя в любом месте. Прописка, регистрация в городе и т.д. не нужны. Некоторые из этих школ принимают русскоязычных детей из других стран (получение российского аттестата об общем образовании).

Интернет-школе, программам онлайн-обучения, в большинстве случаев отдают предпочтение:

  • Cамые «удаленные» учащиеся: временно или постоянно живущие за границей российские граждане, или просто – дети, живущие на большом расстоянии от ближайшей школы-экстерната (например, в Московской области). Для этой категории учащихся-экстернов интернетшкола и дистанционное обучение– единственная возможность закончить школу и подготовиться к итоговой аттестации.
  • Учащиеся всех возрастов, от 1 до 11 класса, перешедшие на домашнее обучение (семейное образование) из-за того, что не могут или не хотят посещать обычную школу. Часть из них, из-за проблем со здоровьем или все чаще встречающихся психологических проблем, вообще не могут заниматься в группе или регулярно посещать очные занятия, однако успешно учатся самостоятельно, работая за компьютером и общаясь с учителями и другими учениками дистанционно – в интернет-школе.
  • Взрослые, совершеннолетние экстерны, сочетающие, как правило, подготовку к промежу-точной и итоговой аттестации за 10-11 классы с работой и решением других «взрослых» проблем и часто не имеющие возможности даже раз в неделю посещать очные занятия. Аттестацию они проходят в вечерней школе, а готовятся к ней – в интернет-школе.

Сокращая, делая более гибким и удобным время на изучение и подготовку к аттестации по большинству школьных предметов, интернет-школа тем самым освобождает его для других важных и нужных занятий – работы, спорта, музыки, творчества, развития, предлагая, вдобавок, свои программы или консультативную помощь по этим направлениям.

К числу таких важных занятий относится, разумеется, и подготовка к итоговой аттестации в старших классах: ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ. Здесь интернет-школа предлагает оптимальную, наиболее удобную и эффективную форму подготовки – сочетание программы интенсивного дистанционного обучения по не экзаменационным предметам с программами  очных  и  дистанционных  занятий  с репетиторами по предметам государственных экзаменов.

Таким образом, совсем не случайно именно интернет-школа в сочетании с экстернатом, особенно в последнее время, в наибольшей мере востребована всеми «школьными поколениями» – от первоклассников, переходящих на домашнее обучение, до готовящихся к ЕГЭ и другим экзаменам совершеннолетних экстернов – учащихся вечерних школ.

Основный целью деятельности современных Кибершкол является достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в образовательном процессе новых моделей освоения  общеобразовательных программ в дистанционной форме, обеспечивающих оптимальные условия для эффективной учебной деятельности учащихся, а также подготовка учителей к использованию дистанционных образовательных технологий в повседневной практике.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Хуторской А.В. в своей работе «Интернет в деятельности российских школ на современном этапе» считает, что в ближайшее будущее развитие учебного Интернета в России будет связано с организацией научно-педагогического осмысления происходящих в сети процессов и опережающей разработкой дистанционных образовательных технологий, интегрирующих современные телекоммуникационные возможности с наиболее продуктивными педагогическими средствами и технологиями [2].

Список использованных источников

1. Мировое образовательное пространство [Текст] : монография / С. В. … Исаева, Оксана Николаевна; Рязан. гос. ун-т им. — Рязань: 2009.
2. Хуторской А.В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе // Интернет-журнал «Эйдос». — 2000.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1336

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке