Ключевые слова: виртуальная школа, обучение, Телешкола, Кибершкола, Интернет, i-школа.
Мировое образовательное пространство (МОП) объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, которые находятся в постоянном взаимодействии. По мнению отдельных авторов (А.П. Лиферов, Н.Д. Кликунов и др.) одним из определяющих моментов современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создаёт схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом [1]. Современное образование переходит на новый уровень – появляются перспективные направления образования. Одним из таких направлений является «виртуальная школа». Виртуальная школа (Интернет-школа или Кибершкола англ. cyberschool) – это образовательное учреждение, в котором педагогический процесс и обучение студентов/школьников осуществляются через Интернет.
Как известно, первые виртуальные школы появились в США и Канаде в середине 1990-х гг. Например, частная виртуальная школа в Онтарио (Virtual High School) уже в 1996 году предложила два онлайн-класса – по биологии и канадской литературе. В крупной виртуальной школе во Флориде (Florida Virtual School) обучаются около 30 тыс. студентов. В настоящее время виртуальные школы существуют во всем мире, но в Соединенных Штатах они особенно широко распространены (например, в Кентукки, Луизиане, Мичигане, Миссисипи, Техасе, Висконсине и т.д.). Эти учебные заведения интегрированы в систему среднего образования: учащиеся могут делать задания по предметам, сидя в компьютерных классах «обычной» школы. Иногда обучение принимает заочную форму, иногда сочетает в себе элементы очного и заочного обучения.
В России виртуальные школы начинают формироваться после 2000 года. Одним из первых учебных заведений, предложивших программу дистанционного обучения детей в рамках системы общего образования, является НП «Телешкола», которая работает и по сей день. Своей деятельностью она дала толчок по созданию и реализации в практике деятельности общеобразовательных учреждений моделей освоения образовательных программ в специализированной информационно-образовательной среде с использованием дистанционных образовательных технологий.
Одним из первых проектов Телешколы по реализации программ дистанционного образования являлся телевизионный проект на учебно-образовательном канале «Телешкола» на НТВ+. Учащимися Телешколы на тот период являлись учащиеся образовательных учреждений Российской Федерации, Белоруссии, Украины, стран Балтии, что определялось зоной покрытия спутника, через который осуществлялось вещание. Координация учебного процесса, учебно-методическое сопровождение и управление проектом осуществлялось специалистами Телешколы. Сегодня, организация учебного процесса Телешколы базируется на использовании образовательного ресурса открытой образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru».
Обучение в большинстве таких школ происходит по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом, государственными образовательными стандартами, а также определенной методике разработанной специалистами учреждения. Материалы по учебным курсам в виртуальной школе представлены в электронном виде и выкладываются на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию студенты могли ими пользоваться. Эти материалы обычно включают в себя тексты лекций по предмету, интерактивные тесты и тренажеры, словари и т.д. Ознакомившись с материалами виртуального урока, студент выполняет ряд заданий, которые автоматически проверяются системой, с выставлением оценки. Студент может вступать во взаимодействие с сетевыми преподавателями, консультируясь по предметам. Сетевые преподаватели могут также осуществлять контроль и оценку знаний студента, общаясь с ним по электронной почте, по телефону, в форуме или при помощи иных технических средств связи. Аттестация студентов по всему курсу обычно осуществляется в форме экзамена (очного или заочного).
Организационная и творческая составляющие дистанционного обучения должны базироваться на интерактивных формах занятий. Например, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах, существенно усиливает мотивационную сторону учебного процесса. Дистанционные формы обучения повышают активность учащегося, предполагают постановку учащимися своих образовательных целей, выбор форм и темпов обучения в различных образовательных областях.
В 2003 году была открыта еще одна виртуальная школа – «i-Школа», полное название ГОУ Центр образования «Технологии обучения». Она работает в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» департамента образования города Москвы. Большая часть школьной программы в учреждении преподается через интернет: три дня в неделю ученики и преподаватели общаются через специальные коммуникационные онлайн-программы, а два раза в неделю они встречаются очно в стенах школы. По словам педагогического коллектива, подобных образовательных учреждений в России нет.
В «i-Школе» сегодня обучается свыше 800 детей, почти 300 из них посещают только дополнительные занятия, остальные — учатся в по общей программе. Изначально в образовательном учреждении предполагалось обучение детей-инвалидов только дополнительным дисциплинам, однако уже в 2007 году коллектив перешел на общеобразовательную программу.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Говоря о виртуальных школах, нередко упоминают понятие «дистанционная школа». Дистанционные школы – это общеобразовательные школы экстернаты, в которые можно прикрепиться и сдавать промежуточные или итоговые (ГИА, ЕГЭ и т.п.) аттестации, живя в любом месте. Прописка, регистрация в городе и т.д. не нужны. Некоторые из этих школ принимают русскоязычных детей из других стран (получение российского аттестата об общем образовании).
Интернет-школе, программам онлайн-обучения, в большинстве случаев отдают предпочтение:
- Cамые «удаленные» учащиеся: временно или постоянно живущие за границей российские граждане, или просто – дети, живущие на большом расстоянии от ближайшей школы-экстерната (например, в Московской области). Для этой категории учащихся-экстернов интернетшкола и дистанционное обучение– единственная возможность закончить школу и подготовиться к итоговой аттестации.
- Учащиеся всех возрастов, от 1 до 11 класса, перешедшие на домашнее обучение (семейное образование) из-за того, что не могут или не хотят посещать обычную школу. Часть из них, из-за проблем со здоровьем или все чаще встречающихся психологических проблем, вообще не могут заниматься в группе или регулярно посещать очные занятия, однако успешно учатся самостоятельно, работая за компьютером и общаясь с учителями и другими учениками дистанционно – в интернет-школе.
- Взрослые, совершеннолетние экстерны, сочетающие, как правило, подготовку к промежу-точной и итоговой аттестации за 10-11 классы с работой и решением других «взрослых» проблем и часто не имеющие возможности даже раз в неделю посещать очные занятия. Аттестацию они проходят в вечерней школе, а готовятся к ней – в интернет-школе.
Сокращая, делая более гибким и удобным время на изучение и подготовку к аттестации по большинству школьных предметов, интернет-школа тем самым освобождает его для других важных и нужных занятий – работы, спорта, музыки, творчества, развития, предлагая, вдобавок, свои программы или консультативную помощь по этим направлениям.
К числу таких важных занятий относится, разумеется, и подготовка к итоговой аттестации в старших классах: ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ. Здесь интернет-школа предлагает оптимальную, наиболее удобную и эффективную форму подготовки – сочетание программы интенсивного дистанционного обучения по не экзаменационным предметам с программами очных и дистанционных занятий с репетиторами по предметам государственных экзаменов.
Таким образом, совсем не случайно именно интернет-школа в сочетании с экстернатом, особенно в последнее время, в наибольшей мере востребована всеми «школьными поколениями» – от первоклассников, переходящих на домашнее обучение, до готовящихся к ЕГЭ и другим экзаменам совершеннолетних экстернов – учащихся вечерних школ.
Основный целью деятельности современных Кибершкол является достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в образовательном процессе новых моделей освоения общеобразовательных программ в дистанционной форме, обеспечивающих оптимальные условия для эффективной учебной деятельности учащихся, а также подготовка учителей к использованию дистанционных образовательных технологий в повседневной практике.
Хуторской А.В. в своей работе «Интернет в деятельности российских школ на современном этапе» считает, что в ближайшее будущее развитие учебного Интернета в России будет связано с организацией научно-педагогического осмысления происходящих в сети процессов и опережающей разработкой дистанционных образовательных технологий, интегрирующих современные телекоммуникационные возможности с наиболее продуктивными педагогическими средствами и технологиями [2].
Список использованных источников
1. Мировое образовательное пространство [Текст] : монография / С. В. … Исаева, Оксана Николаевна; Рязан. гос. ун-т им. — Рязань: 2009.
2. Хуторской А.В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе // Интернет-журнал «Эйдос». — 2000.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.