Ключевые слова: национальная безопасность, интересы нации, личность, приоритеты, защищенность, аспекты потребностей, родовые объекты.
Устойчивое, последовательное развитие любого государства возможно лишь при условии, когда гарантирована всесторонняя и максимальная защита интересов, имеющих первостепенное значение, как для общества, так и для всей страны. Изучение понятий «национальная безопасность» и «национальные интересы» как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом позволит понять сущность данных категорий и выявить основные потребности по обеспечению сохранности проживающих на территории РФ граждан.
Термин «безопасность» как состояние, при котором исключается воздействие негативных факто-ров на конкретный объект, в правовом контексте в разные периоды существования нашего государства носил неодинаковое содержание. Так, законодательство советской эпохи, отодвигая на задний план права, интересы личности и общества, рассматривало это понятие исключительно в тесной связи с защищенностью страны в целом. Включенная в Конституцию СССР 1936 года категория «государственная безопасность» имело больше военно-политическое содержание, поскольку в это время в
первую очередь речь шла о такой проблеме, как «соотношение военных потенциалов, баланс сил между супердержавами и военно-политическими коалициями, применение военной силы в международных отношениях…» [1, с. 333].
Становление Российской Федерации как демократического и правового государства и произошедшие радикальные преобразования всех сфер общественной жизни, обусловили иной подход понятию «защищенность нации». В современной России термин «безопасность» впервые получил нормативное закрепление в утратившем на сегодняшний день силу Законе РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [2]. Статья 1 данного документа определяла его как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Российский законодатель, включив в рассматриваемое определение два новых объекта — человека и социум, тем самым расширил границы указанного феномена на текущем этапе развития страны.
Таким образом, демократичный подход к состоянию защищенности нации пришел на смену силовому: вопросы обеспечения сохранности страны, ранее сопряженные лишь с военной и политической обстановкой, стали касаться также и экономических, гуманитарных, экологических и иных аспектов. Если ранее исследуемый термин, за редким исключением, рассматривался только применительно к государству, то в настоящий момент он употребляется в отношении триединства — личности, общества, страны.
На сегодняшний день в Российской Федерации основными документами, направленными на за-щиту государства и находящегося на его территории населения, являются ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» и утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «Стратегия национальной безопасности до 2020 года» [3]. Указанная Стратегия содержит новую, более уточненную категорию – «национальная безопасность», под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от угроз внешнего и внутреннего характера, дающее возможность обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российского государства. Кроме того, документ включает в указанное понятие обороноспособность страны, а также все предусмотренные Конституцией и законодательством РФ виды безопасности (личности, государства, социальной сферы, экономики, экологии и т.д.). Поскольку приведенное определение представляется достаточно точным, то в новом Федеральном законе N 390-ФЗ «О безопасности» [4] понятие, раскрывающее сущность со-стояния защищенности нации уже не дается.
Как пишет С.В. Стрыгина: «Государство, определяя основные направления политики, осуществляя нормативно-правовое регулирование в сферах общественной жизни, обязано руководствоваться потребностями проживающего на его территории населения» [5, с. 177].
Возникает вопрос о допустимости понимания безопасности как «национальной» в рамках нашей страны, поскольку Российская Федерация представляет собой многонациональное государство. Из преамбулы Конституции следует, что речь о совокупности всех граждан, этносов и народов страны: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» [6]. То есть в этом тексте просматривается защищенность всего народа проживающего на территории отечественного государства.
Характеристика национальной безопасности как позитивного общественного явления может быть раскрыта путем выделения ее качественного и количественного аспектов. Если обратиться к первому аспекту, его содержание представляет состояние системы, при котором минимизированы либо вовсе отсутствуют разнообразные внутренние и внешние угрозы, способные оказывать отрицательное воздействие на функционирование как данной системы в целом, так и ее отдельно взятых структурных составляющих. Количественный аспект суммируется из двух составляющих: число угроз, представляющих для системы опасность, а также комплекс средств и методов противодействия подобным угрозам.
Общим объектом безопасности нации выступают национальные интересы, под которыми пони-мается совокупность объективно значимых внутренних и внешних потребностей в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, о чем говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Поскольку комплекс гармонично сочетаемых интересов нации детерминирован наиболее значимыми нуждами и ценностными приоритетами, сформировавшимися в ходе исторического развития народов, проживающих на территории Российского государства, в качестве родовых объектов национальной безопасности следует рассматривать интересы человека, социума и самого государства. Статусом же непосредственных объектов обладают конкретные интересы перечисленных элементов в разнообразных областях жизнедеятельности — социальной, экономической, политической, экологической и т.д.
Определение интересов нации нацелено на сохранение государства и поддержание его безопасности. Они определяют комплекс жизненно важных потребностей нации, удовлетворение которых приведет к умению эффективно противостоять различным угрозам.
В правовом аспекте основные потребности нации обеспечиваются посредством трех направлений функционирования властных органов: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Это позволит обеспечить поддержку на должном уровне основных интересов всей нации, что является основой национальной сохранности.
Список использованных источников
1. Чапчиков С.Ю. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении национальной безопасности в России // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 333-337.
2. О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1: введен в действие Постановлением Верховного суда РФ от 5 марта 1992 г. // Рос. газ. – 1992. – 6 мая. (дата обращения: 2.09.2016).
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683: утвержден указом Президента 31 декабря 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – 4 января. (дата обращения: 2.09.2016).
4. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 декабря 2010 г. // Рос. газ. – 2010. – 29 декабря. (дата обращения 4.09.2016).
5. Стрыгина С.В. Проблема взаимодействия общественных палат с органами государственной власти. // Политико–правовые проблемы взаимодействия муниципальных образований с различными уровнями власти. Материалы VII Международной научно – практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 150-летию Земской реформы. Издательство Саратовский источник. – 2014. – С. 351.
6. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – N 4. – ст. 445.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.