Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «О понятиях «национальная безопасность» и «национальные интересы» Российской Федерации»

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются понятия «национальная безопасность» и «национальные интересы» России и их взаимосвязь. Обращается внимание на содержание термина «национальная безопасность» в различные периоды существования российского государства. Выделяются основные документы, направленные на обеспечение безопасности нации.

Ключевые слова: национальная безопасность, интересы нации, личность, приоритеты, защищенность, аспекты потребностей, родовые объекты.

Устойчивое, последовательное развитие любого государства возможно лишь при условии, когда гарантирована всесторонняя и максимальная защита интересов, имеющих первостепенное значение, как для общества, так и для всей страны. Изучение понятий «национальная безопасность» и «национальные интересы» как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом позволит понять сущность данных категорий и выявить основные потребности по обеспечению сохранности проживающих на территории РФ граждан.

Термин «безопасность» как состояние, при котором исключается воздействие негативных факто-ров на конкретный объект, в правовом контексте в разные периоды существования нашего государства носил неодинаковое содержание. Так, законодательство советской эпохи, отодвигая на задний план права, интересы личности и общества, рассматривало это понятие исключительно в тесной связи с защищенностью страны в целом. Включенная в Конституцию СССР 1936 года категория «государственная безопасность» имело больше военно-политическое содержание, поскольку в это время в
первую очередь речь шла о такой проблеме, как «соотношение военных потенциалов, баланс сил между супердержавами и военно-политическими коалициями, применение военной силы в международных отношениях…» [1, с. 333].

Становление Российской Федерации как демократического и правового государства и произошедшие радикальные преобразования всех сфер общественной жизни, обусловили иной подход понятию «защищенность нации». В современной России термин «безопасность» впервые получил нормативное закрепление в утратившем на сегодняшний день силу Законе РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [2]. Статья 1 данного документа определяла его как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Российский законодатель, включив в рассматриваемое определение два новых объекта — человека и социум, тем самым расширил границы указанного феномена на текущем этапе развития страны.

Таким образом, демократичный подход к состоянию защищенности нации пришел на смену силовому: вопросы обеспечения сохранности страны, ранее сопряженные лишь с военной и политической обстановкой, стали касаться также и экономических, гуманитарных, экологических и иных аспектов. Если ранее исследуемый термин, за редким исключением, рассматривался только применительно к государству, то в настоящий момент он употребляется в отношении триединства — личности, общества, страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации основными документами, направленными на за-щиту государства и находящегося на его территории населения, являются ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» и утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «Стратегия национальной безопасности до 2020 года» [3]. Указанная Стратегия содержит новую, более уточненную категорию – «национальная безопасность», под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от угроз внешнего и внутреннего характера, дающее возможность обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российского государства. Кроме того, документ включает в указанное понятие обороноспособность страны, а также все предусмотренные Конституцией и законодательством РФ виды безопасности (личности, государства, социальной сферы, экономики, экологии и т.д.). Поскольку приведенное определение представляется достаточно точным, то в новом Федеральном законе N 390-ФЗ «О безопасности» [4] понятие, раскрывающее сущность со-стояния защищенности нации уже не дается.

Как пишет С.В. Стрыгина: «Государство, определяя основные направления политики, осуществляя нормативно-правовое регулирование в сферах общественной жизни, обязано руководствоваться потребностями проживающего на его территории населения» [5, с. 177].

Возникает вопрос о допустимости понимания безопасности как «национальной» в рамках нашей страны, поскольку Российская Федерация представляет собой многонациональное государство. Из преамбулы Конституции следует, что речь о совокупности всех граждан, этносов и народов страны: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» [6]. То есть в этом тексте просматривается защищенность всего народа проживающего на территории отечественного государства.

Характеристика национальной безопасности как позитивного общественного явления может быть раскрыта путем выделения ее качественного и количественного аспектов. Если обратиться к первому аспекту, его содержание представляет состояние системы, при котором минимизированы либо вовсе отсутствуют разнообразные внутренние и внешние угрозы, способные оказывать отрицательное воздействие на функционирование как данной системы в целом, так и ее отдельно взятых структурных составляющих. Количественный аспект суммируется из двух составляющих: число угроз, представляющих для системы опасность, а также комплекс средств и методов противодействия подобным угрозам.

Общим объектом безопасности нации выступают национальные интересы, под которыми пони-мается совокупность объективно значимых внутренних и внешних потребностей в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, о чем говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Поскольку комплекс гармонично сочетаемых интересов нации детерминирован наиболее значимыми нуждами и ценностными приоритетами, сформировавшимися в ходе исторического развития народов, проживающих на территории Российского государства, в качестве родовых объектов национальной безопасности следует рассматривать интересы человека, социума и самого государства. Статусом же непосредственных объектов обладают конкретные интересы перечисленных элементов в разнообразных областях жизнедеятельности — социальной, экономической, политической, экологической и т.д.

Определение интересов нации нацелено на сохранение государства и поддержание его безопасности. Они определяют комплекс жизненно важных потребностей нации, удовлетворение которых приведет к умению эффективно противостоять различным угрозам.

В правовом аспекте основные потребности нации обеспечиваются посредством трех направлений функционирования властных органов: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Это позволит обеспечить поддержку на должном уровне основных интересов всей нации, что является основой национальной сохранности.

Список использованных источников

1. Чапчиков С.Ю. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении национальной безопасности в России // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 333-337.
2. О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1: введен в действие Постановлением Верховного суда РФ от 5 марта 1992 г. // Рос. газ. – 1992. – 6 мая. (дата обращения: 2.09.2016).
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683: утвержден указом Президента 31 декабря 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – 4 января. (дата обращения: 2.09.2016).
4. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 декабря 2010 г. // Рос. газ. – 2010. – 29 декабря. (дата обращения 4.09.2016).
5. Стрыгина С.В. Проблема взаимодействия общественных палат с органами государственной власти. // Политико–правовые проблемы взаимодействия муниципальных образований с различными уровнями власти. Материалы VII Международной научно – практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 150-летию Земской реформы. Издательство Саратовский источник. – 2014. – С. 351.
6. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – N 4. – ст. 445.

 

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1999

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке