Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, взаимное дополнение дисциплин.

Условия информатизации современного общества требуют принципиальных изменений в организации образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений модернизации образования является повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом и усиление ответственности преподавателей за развитие навыков этой работы у студентов. Анализ образовательных стандартов и учебных программ высшего профессионального образования показывает, что на внеаудиторную самостоятельную работу студентам отводится около половины общего бюджета учебного времени.

Хотя центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании, роль преподавателя в обучении студентов никак не снижается, а еще более возрастает. Во-первых, на преподавателе лежит ответственность за качественное методическое обеспечение преподаваемой дисциплины (перечень вопросов и требований программы, тексты лекций, анализ и образцы решений типовых заданий, индивидуальные задания для самостоятельной работы, контрольные тесты и другие материалы). Во-вторых, самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным непрерывным контролем и оценкой ее результатов со стороны преподавателя.

Руководствуясь отводимым бюджетом времени, образовательными стандартами, учебными планами, программой учебной дисциплины, преподаватель устанавливает виды, объемы и содержание самостоятельной работы студентов. Разработан учебно-методический комплекс по каждой из читаемых дисциплин с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

К основным формам межсессионного контроля самостоятельной работы студентов можно отнести следующие:

— выполнение тестовых заданий;
— коллоквиумы;
— контрольные письменные работы;
— опрос перед началом семинарских, практических занятий или перед выполнением лабораторных работ;
— проверка конспектов;
— написание рефератов;
— выполнение индивидуальных семестровых заданий.

Следует отметить, что индивидуальные задания и особенно тесты должны регулярно обновляться. В противном случае часто возникают сомнения в самостоятельности выполнения работы студентом и достоверности оценивания. Порой удивляет, как студент, имея весьма посредственные знания предмета, успешно справляется с довольно сложными тестами. К сожалению, использование информационно коммуникационных технологий помогает не только студентам, желающим приобрести знания, но и тем, кто в них не заинтересован.

Наиболее достоверные результаты дают индивидуальные беседы со студентами и индивидуальные контрольные задания, предлагаемые во время аудиторных занятий. Но осуществление этих форм контроля требует больших затрат учебного времени. Тестирование не занимает большого времени, но достоверность результатов ниже и требует регулярного обновления тестов. Учитывая, что подготовка тестов является довольно трудоемким процессом, их целесообразнее применять для самоконтроля и самооценки студентами своих знаний.

От будущей специальности студентов должно зависеть содержание и объем курса математики, структура курса по видам занятий, уровень строгости в изложении материала, подбор примеров и заданий, отражающих использование изучаемых математических понятий и методов в решениях профильных задач.

Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы студентов является использование информационно-коммуникационных технологий. Особенно это актуально для дистанционного и заочного отделений. В настоящее время используются информационные ресурсы, предоставляемые пользователю в режиме удаленного доступа главным образом через Интернет. Компьютерные средства, телекоммуникации, сеть Интернет позволяют активизировать работу студентов, порождают дополнительную мотивацию учения, дают возможность индивидуализировать обучение.

Одной из методических проблем часто является разрешение противоречия между большим количеством необходимого учебного материала и малым объемом отведенных учебных часов. В этом плане особенно характерна программа курса «Алгебра» для специальности «Физика. Математика». Одним из путей решения этой проблемы является хорошее методическое обеспечение преподаваемых курсов и организация самостоятельной работы студентов. Разработанные электронные средства дают возможность студентам более глубоко изучить отдельные темы спецкурсов при самостоятельной подготовке к занятиям. Важную роль в этом плане играет использование интернет технологий, что позволяет использовать широкий спектр различных приложений для организации изучения материала и дает возможность преподавателю непосредственно контролировать и оценивать качество изучения предмета.

В настоящее время в УО МГПУ им. И.П. Шамякина разрабатываются электронные учебники по эконометрике, теории игр и другим курсам. Данное направление работы позволит увеличить долю самостоятельной работы студентов дневного отделения, а также облегчит подготовку для студентов заочной формы обучения. Все это в итоге, по нашему мнению, обеспечит подготовку квалифицированных учителей, владеющих основами применения математических методов в экономике для работы в учебных заведениях социально-экономического профиля.

Электронный учебник позволяет преподавателю выносить на лекции и практические занятия материал меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий. Кроме того, он позволяет демонстрировать анализ решений различных заданий, предлагать студентам разноуровневые задачи для самостоятельного решения и контрольные тесты, помогающие студентам и преподавателю оценить уровень знаний.

Согласно образовательным стандартам на экономических специальностях высших учебных заведений наряду с традиционными математическими разделами, такими как линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, преподается также и целый спектр дисциплин, имеющий наименование «Экономико-математические методы и модели».

Экономико-математические методы и модели – это комплекс научных дисциплин, объединяющий совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической теории, экономической статистики и экономических измерений, а также математико-статистического инструментария придавать конкретное количественное выражение общим закономерностям, обусловленным экономической теорией.

На специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)» УО МГПУ имени И.П. Шамякина наряду с традиционными разделами высшей математики преподается в настоящее время курс экономико-математических методов и моделей. Программа этого курса включает следующие разделы: линейное программирование, динамическое программирование, элементы теории игр и игрового моделирования, многоцелевая оптимизация, балансовые модели, теория массового обслуживания. В преподавании курса уже накоплен определенный опыт, создано необходимое методическое обеспечение, разработан учебно-методический комплекс дисциплины.

В учебно-методический комплекс дисциплины входит программа курса (пояснительная записка, содержание тем курса, тематические планы курса, список литературы), список контрольных вопросов к зачетам, описание системы текущего и итогового контроля знаний студентов, электронный курс лекций, разработки практических занятий, индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов. Подготовлено также учебно-методическое пособие по курсу, которое включает в себя тексты лекций, решения типовых задач по различным разделам курса, задания для самостоятельной работы студентов.

Курс основывается на знаниях дисциплин «Высшая математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Информатика», «Информационные технологии», а также дисциплин экономического цикла. Он является базовой частью спецкурсов «Эконометрика», «Системы массового обслуживания», «Теория игр».

Каждая тема курса предполагает использование необходимого для решения задач математического аппарата и знание технологии выполнения расчетов на ПЭВМ. Студенты осваивают наиболее известные и применяемые на практике модели получения оптимальных решений, балансовые модели, модели систем массового обслуживания. В качестве инструментального средства моделирования используется стандартная офисная программа EXCEL. Многие математические методы решения экономических задач уже реализованы в EXCEL в виде надстроек, процедур и функций. Доступ к ним обычно прост, автоматизирован; применение не доставляет особых трудностей. Однако такая легкость порой оборачивается непониманием сути задачи и ее решения. В связи с этим разработаны задания построения экономико-математических моделей, предполагающие расчеты «вручную», а также задания, решение которых предполагает использование компьютера.

Вместе с тем использование информационных технологий по математике и математическим методам не всегда возможно и массового внедрения в учебный процесс такой формы обучения, несмотря на очевидные преимущества, не происходит. Это объясняется известными всем субъективными и объективными причинами. Одной из объективных причин является недостаточная материально-техническая база вуза. Хотя оснащенность университета современной вычислительной техникой с каждым годом значительно улучшается, указанная причина все же остается актуальной. Качественное и систематическое (а не от случая к случаю!) применение компьютерных технологий в обучении любой дисциплине предполагает оснащенность соответствующим оборудованием большинства учебных аудиторий. Недостаток компьютерных классов особенно ощутим в процессе преподавания дисциплин экономико-математического цикла. В связи с этим возникает потребность внедрения системы взаимно-дополняющего изучения курса информатики и математических курсов, когда на занятиях по информатике и информационным технологиям решаются задачи прикладной математики, а занятия по математике и ее приложениям включают вопросы использования программных средств. С этой целью разрабатываются задания по различным разделам экономико-математического моделирования для их решения на лабораторных занятиях по информатике и информационным технологиям. На этих занятиях решаются экономические задачи оптимизации, моделируемые задачами линейного программирования, задачи игрового моделирования, задачи межотраслевого баланса, а также задачи систем массового обслуживания.

Взаимодополнение информатики и математики позволяет не только облегчить рутинные математические расчеты, но и избежать излишней формализации математических курсов. Оно способствует осуществлению тесных межпредметных связей с дисциплинами экономико-управленческого цикла и достижению высокого уровня математической подготовки экономистов-менеджеров.

Другой причиной того, что преподаватели довольно редко используют компьютер на своих занятиях, является отсутствие различных программных продуктов. Причем имеет место не столько недостаток программного обеспечения для проведения занятий, сколько нехватка программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для преподавателя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и разработку занятий по различным темам. Предполагается, что преподаватель сам должен придумать использование программного средства на занятии. Однако не каждый преподаватель имеет возможность или способен подготовить такие разработки по каждой теме преподаваемого предмета. Поэтому необходимо сотрудничество с преподавателями информатики и информационных технологий. Конечно, использование информационно-коммуникационных технологий на занятии не должно быть самоцелью и применяться только в том случае, когда оно действительно является необходимым условием повышения качества преподавания. Освоение экономико-математических методов и моделей сопряжено с достаточно громоздкими расчетами, которые можно значительно облегчить, применяя компьютер. Следовательно, разработка компьютерного практикума по математическим методам и моделям – необходимое условие качественной подготовки экономистов. В ходе выполнения заданий на практикуме студенты приобретают опыт самостоятельной исследовательской работы, планирования, прогнозирования, построения аналитических моделей, обработки результатов экспериментов. В настоящее время нами подготовлены разработки компьютерного практикума по отдельным разделам экономико-математических методов и моделей. Готовится к изданию методическое пособие к лабораторным занятиям по теории игр и теории систем массового обслуживания.

В настоящее время дисциплины экономико-математического цикла и курса информационных технологий в экономике преподаются раздельно. В идеале, по-видимому, предпочтительнее введение интегрированного курса по этим дисциплинам, способствующего формированию профессио-нальных навыков моделирования и решения конкретных экономических задач. Однако при надлежащем сотрудничестве и взаимодействии преподавателей реализуется взаимопроникновение дисциплин, и недостатки раздельного обучения успешно преодолеваются.