Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Обучение студентов-иностранцев гуманитарным дисциплинам в техническом вузе»

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением студентов-иностранцев в российских региональных вузах. Показана зависимость эффективности обучения студентов гуманитарным дисциплинам от степени владения ими русским языком, от сформированности общеучебных и общекультурных компетенций. Указаны способы формирования общеучебных и общекультурных компетенций студентов-иностранцев.

Ключевые слова: иностранные студенты, эффективность обучения, результативность обучения, формирование общекультурных и общеучебных компетенций.

В настоящее время студенты-иностранцы из дальнего и ближнего зарубежья являются частью любой учебной группы вне зависимости от выбранной ими специальности или направления. Однако такие студенты в силу своей относительной немногочисленности не всегда становятся объектом пристального внимания преподавателей, работающих с ними. Цель данной статьи заключается в выявлении основных проблем, возникающих в процессе обучения студентов-иностранцев в русскоязычной среде, и способов их решения.

Студенты, обучающиеся в российском региональном вузе, не всегда воспринимаются преподавателями и русскоязычными студентами как иностранцы. Это относится, например, к студентам — выходцам из Украины и Беларуси, которые, как и русские, принадлежат к одному славянскому типу. Таким образом, своеобразным маркером, позволяющим дифференцировать студента-иностранца, для группы в большей степени является язык и в меньшей степени национальный признак.

Степень владения студентом русским языком, на котором ведется преподавание в российских вузах, определяет, насколько успешным будет процесс обучения данного студента. Также хорошее знание языка позволяет студентам проявлять себя во внеучебной деятельности и в межличностном общении.

Русский язык сегодня нередко становится разменной монетой и средством для манипуляций недобросовестными политиками в целом ряде государств, бывшими до недавнего времени республиками, частью единой страны под названием СССР. Культурная политика, проводимая такими государствами в области иноязычных культур и в частности русского языка и русской культуры, привела к тому, что абитуриенты иностранцы, поступающие в российские вузы, владеют русским языком и обладают знаниями по русской культуре лишь в той степени, в какой они имели возможность изучить их у себя на родине.

В некоторых бывших союзных республиках статус русского языка по-прежнему остается высоким и русским языком владеет, а значит и использует в разных сферах жизнедеятельности значительная часть населения. К таким странам относятся Беларусь, Казахстан, Украина, Молдова [4, с. 3]. В других государствах русский язык распространен в меньшей степени, а значит, уровень владения языком  абитуриентами-иностранцами имеет тенденцию к снижению.

Большая часть студентов, прибывающая на обучения из стран СНГ, и все студенты из дальнего зарубежья изучают русский язык как иностранный [1, с.177].

Учеба студентов-иностранцев на подготовительном факультете университета дает им возможность улучшить свое знание русского языка.

На занятиях по научному стилю речи такие студенты изучают терминологию, что в дальнейшем позволит им читать тексты по специальности. Многие студенты репродуцируют достаточно большие части текстов на русском языке, близко к первоисточнику. Они могут объяснить, по просьбе преподавателя, значение того или иного термина или пояснить смысл того или иного предложения. Под руководством научного руководителя студенты-иностранцы готовят доклады, с которыми они выступают на студенческих конференциях.

Однако данные умения и навыки не охватывают всех видов учебной деятельности в вузе.

Например, большинство студентов-иностранцев, обучающихся на основных курсах университета, не имеют сформированного навыка понимания аудиотекстов, затрудняются, а то и вовсе не могут самостоятельно составить монологическое высказывание по заданной теме, не могут участвовать в дискуссиях, которые возникают стихийно или которые специально задаются преподавателем на занятии.

Причины данных затруднений студентов те же: плохое владение русским языком и невозможность за короткий период времени, который выделяется на обучение иностранных учащихся на подготовительном факультете – этот срок варьируется от одного года до нескольких месяцев – подготовить их ко всем видам учебной деятельности. Это приводит к тому, что определенные виды деятельности становятся ведущими, а другие, не исчезая совсем, оказываются оттесненными на периферию.

Формирование умений и навыков понимания аудиотекстов и составления монологических высказываний, ведения дискуссии, отстаивание своей точки зрения является наиболее трудными как для студентов, так и для преподавателей, работающих с иностранными студентами.

Они требуют колоссальных временных, а также физических и эмоциональных затрат как со стороны обучающегося, так и со стороны преподавателя, и формируются коллективом преподавателей в течение длительного времени.

Данные навыки не проявляются в полной мере сразу, что затрудняет объективную оценку работы конкретного преподавателя и не позволяет достойно оценит вклад преподавателей, работающих со студентами-иностранцами на начальном этапе.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Само пребывание студента-иностранца в русскоязычной среде не является гарантом того, что он будет владеть русским языком на уровне, близком к уровню носителя языка, что, в свою очередь, позволит ему использовать язык в профессиональном общении.

Большая роль при изучении студентами-иностранцами русского языка отводится самостоятельной работе студентов, которая, как известно, занимает примерно половину времени, выделяемого на изучение предмета. Эта работа обязательно должна контролироваться преподавателем, работающими с иностранцами.

Однако в нагрузке для преподавателей учитывается только аудиторные виды деятельности. Индивидуальная работа со студентами-иностранцами, которая в ряде случаев является более трудозатратной, по сравнению с работой с русскоязычными студентами, не оговаривается вовсе. Проверка письменных контрольных работ предусмотрена только на заочном отделении. Кроме того, нет четких критериев и способов для оценивания именно самостоятельной работы студентов-иностранцев.

Сложность также заключается и в том, что самостоятельная работа студента apriori предполагает сформированность целого ряда общеучебных умений и навыков, которые не только у абитуриентов, но даже у студентов средних курсов оказываются недостаточно сформированными [3, с. 185]. Например, навык работы с информацией. Она включает такие аспекты, как чтение специальной литературы, выделение главной и второстепенной информации, компрессию текста и его краткую запись. Так же следует учесть умение использовать данную информацию в учебной и профессиональной сфере: анализировать и сопоставлять информацию из разных источников, делать умозаключения.

Эти общеучебные компетенции формируются не только во время аудиторной работы, но и в процессе самостоятельной работы студентов.

К трудностям, которые возникают в процессе работы со студентами-иностранцами на разных этапах их обучения в вузе при изучении профессиональных дисциплин, добавляются некоторые специфические трудности во время изучения студентами гуманитарных дисциплин.

Гуманитарный цикл является обязательной частью всех ФГОСов и учебных планов подготовки бакалавров всех направлений и специальностей.

Помимо истории, философии и иностранного языка практически на всех факультетах технического вуза преподается такая дисциплина, как культурология. Введенная повсеместно, она преследует цель «ограничения технократизма и сциентизма», ориентации на «развитие человека как самозначущую ценность» [2, с. 10].

В то же время рассмотрение и анализ большинства вопросов и тем на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине предъявляет серьезные требования к эрудиции вчерашних выпускников, к знанию ими истории российского государства, культуры русского народа, обычаев и традиций народов, населяющих РФ.

Иностранные студенты, обучающиеся в Тверском государственном техническом вузе, — это по-преимуществу студенты из стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Европейская культура в широком смысле этого слова и русская культура в частности являются для них практически не известной областью знания. Справедливости ради стоит отметить, что такими же неизвестными для русскоязычных студентов являются культуры стран Востока и особенно африканские культуры.

Проблемы, связанные с обучением студентов из Ближнего Зарубежья гуманитарным дисциплинам, во многом схожи с проблемами, возникающими при обучении студентов из дальнего зарубежья.

Студенты-иностранцы имеют достаточно поверхностное представление о многих явлениях культуры, связанных с политической, экономической, социальной, культурной сторонами жизнедеятельности российского государства в середине второго десятилетия XXI века, несмотря на общедоступность информации. Они не умеют выражать свою точку зрения на те или иные события, которые происходят сегодня в мире и в российском государстве в частности.

Кроме того, сейчас наблюдается большое количество фальсификаций и попыток переписать многие страницы истории в угоду политической конъюнктуре, и студенты, в силу своей неопытности и частого отсутствия критического мышления легко поддаются пропагандистским лозунгам.

Широкое распространение массовой культуры привело к тому, что современные студенты воспринимают информацию как множество фактов, которые забываются также легко, как и добываются. Самостоятельно, без помощи преподавателя, студенты часто не могут критично осмыслить, определить причины и следствия большинства процессов и явлений, происходящих в мире.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Представляется, однако, что некоторые из этих трудностей могут быть преодолены.

Во-первых, следует обратить внимание на источники информации, которые используют студенты при подготовке к семинарам и коллоквиумам, при написании рефератов и составлении презентаций и т.д.

Научная литература, которая используется студентами технического вуза при подготовке к практическим занятиям по специальным дисциплинам, значительно отличается от специальной литературы по гуманитарным дисциплинам и объемом, и манерой изложения информации, и способами ее интерпретации. Это создает предпосылки для чтения и изучения студентами не первоисточников, а вторичных текстов.

Поэтому работа с первоисточниками и оригинальной научной литературой должна стать основой самостоятельной работы студента-иностранца при подготовке докладов и выступлений на семинарских занятиях, и преподаватель должен оказывать студенту помощь, консультируя его по всем возникающим вопросам.

Во-вторых, учитывая степень владения студентов-иностранцев русским языком на данном этапе и тенденцию к ухудшению владением русским языком, преподавателям, читающим гуманитарные дисциплины, следует создать методические материалы по этим предметам с глоссарием, комментариями и переводом терминов на английский язык-посредник. Это могут быть тексты лекций, раздаточные материалы, которые могут быть использованы студентами-иностранцами во время работы в группах на практических занятиях и т. д.

Студенты-иностранцы, лучше других своих соотечественников владеющие русским языком, а также русскоязычные студенты могут стать консультантами для иностранных студентов на различных этапах работы в определенных учебных ситуациях. Воспитательный эффект такого взаимодействия в целом превышает возможные риски, связанные с непрофессиональным «обучением», каким в данном случае является обучение студентов студентами.

Общеизвестным является тот факт, что студенты-иностранцы, выбирающие для обучения российский вуз ориентируются, в первую очередь, на его место в рейтинге вузов, которое он занимает. Диплом, который получит выпускник данного вуза, подчас является главной целью его обучения.

Степень же удовлетворенности преподаванием и обучением, возможность личностного развития чаще всего не являются первостепенными при выборе вуза, но оказываются определяющими во время учебы и в целом влияют на оценку вуза иностранными студентами после его окончания.

Лучшие вузы мира уделяют самое пристальное внимание индивидуальной работе со студентами-иностранцами, дают им возможность выбора программ, используют такие формы и способы работы со студентами, которые позволят максимально полно раскрыть их индивидуальные способности.

Представляется, что этот путь является единственно перспективным и для российских региональных вузов в работе с иностранными студентами. В то же время трудная, многогранная, требующая полной самоотдачи работа со студентами-иностранцами должна достойно оцениваться в количественном и качественном отношении.

Требования, которые сегодня предъявляются к выпускникам вуза, делают необходимым обратить более пристальное внимание и более жестко оценивать степень готовности абитуриентов к обучению в вузе: это является справедливым как при определении уровня владения русским языком будущего студента, так и при оценке его общеобразовательного уровня. Также необходимо обеспечить профессиональную подготовку на курсах повышения квалификации всех преподавателей, которые работают с данным контингентом обучающихся.

Список использованных источников

1. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 384 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.
4. Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности. М.: ЦИРКОН, «Евразийский монитор», 2009. 57 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1813

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке