Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Оценка, показатели и критерии качества управления и эффективности функционирования университетских комплексов»

Аннотация. В статье анализируется современные подходы в оценке качества и эффективности образовательных услуг организаций профессионального образования. Рассматриваются как государственные, так и отраслевые подходы к эффективности деятельности университетских комплексов, вузов и ссузов.

Ключевые слова: эффективность, качество, университетский комплекс, ВПО, СПО, профессиональное образование.

Сумма процессов, происходящих в экономике и обществе, свидетельствует, что система профессионального образования должна адекватно реагировать на все социально-экономические изменения. Ограниченность ресурсов и необходимость контроля за их эффективным использованием, качеством оказываемых образовательных услуг, результативностью деятельности образовательных учреждений привело к разработке и созданию достаточно большого количества разного рода оценочных научных и практических моделей, направленных на выявление степени эффективности управления и деятельности образовательных учреждений, разрабатываемых как отдельными исследователями так и авторскими коллективами.

В современных условиях невозможно рассматривать учреждения СПО и ВПО исключительно как исполнителей государственного заказа по подготовке специалистов, поскольку на вузы и ссузы влияют и оценивает их эффективность и результативность не только государство, но и бизнес, общество, отраслевые заказчики и др. По мнению [1, 2] социальная и экономическая эффективность деятельности учреждений профессионального образования может также оцениваться с позиций национальной экономики, регионального рынка труда, рынка образовательных услуг, работодателя, индивидуума, самого образовательного учреждения как хозяйствующего субъекта, а при рассмотрении вопросов оценки качества базового профессионального образования авторами [3] рассматриваются 25 возможных вариантов внутренней и внешней оценки системы образования.

Мы считаем возможным, используя модель Д. Ньюбоулда и Д. Луффмана, объединить эти заинтересованные стороны, оценивающие эффективность функционирования образовательной организацией в четыре группы: государство и отрасли, как основных заказчиков, заинтересованных в удовлетворении общественных потребностей и максимизации эффекта от функционирования университетских комплексов (УК); менеджмент УК, осуществляющий руководство как отдельными подразделениями, так и всем университетским комплексом в целом и заинтересованный эффективности деятельности управляемого объекта; профессорско преподавательский персонал (по крайней мере, та его часть, которая заинтересована в достижении целей организации); экономические партнеры – потребители образовательных услуг и продукта УК (работодатели, общественные институты, студенты и т.д.).

Государство заинтересовано в получении от УК профессиональных кадров, соответствующих базовым требованиям национальной экономики и стремится получить адекватную информацию посредством своих правительственных институтов. Минобрнауки России разработаны нормативно-правовые документы, устанавливающие критерии оценки эффективности работы учреждений профессионального образования [4 10], методики анализа качества выпускников и экспертизы деятельности учреждений профессионального образования для повышения эффективности трудоустройства выпускников по специальности. Правительство РФ в 2010 г. издало Постановление № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» в рамках которого, например, НИУ ВШЭ разрабатывается проект «Создание высокотехнологичного производства инновационных программно-аппаратных комплексов для эффективного управления предприятиями и отраслями экономики современной России», одной из основных задач которого является оценка потенциала развития учреждений профессионального образования, качества образования и научной деятельности во взаимосвязи оценкой эффективности использования имущества.

Особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров [14-18] путем создания многофункциональных центров прикладных квалификаций, а также оценки и мониторинга качества, организации и эффективности образовательных услуг в базовом центре, создаваемом Минтруд России совместно с Агентством стратегических инициатив, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Центром образовательных разработок «Сколково», Федерацией независимых профсоюзов России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфином России.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы [23] одной из важнейших задач стоит развитие системы оценки качества профессионального образования посредством создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов.

На заседании Правительства РФ 21.08.2013 г. было отмечено, что на повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг российского профессионального образования выделяется на период с 2014 по 2019 гг. 42,5 млрд. руб. Д.Н. Медведев отметил, что «нужно поддерживать те высшие учебные заведения, которые напрямую работают с промышленными предприятиями, которые напрямую работают с компаниями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, и чьи выпускники, желательно задолго до окончания обучения, связывают своё будущее с тем местом, где живут и учатся, и уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу. Именно для таких учебных заведений нужно предусматривать наибольшее количество бюджетных мест, на конкурсной основе отбирать образовательные и научно-исследовательские проекты, оказывать соответствующую господдержку, стимулировать деловые круги к участию в их финансировании. Это, кстати, и хороший ориентир для бизнеса, чтобы определиться, где можно создавать новые производства, а для регионов – развивать свой инновационный и технологический потенциал» [12].

Вопрос эффективности функционирования и финансирования учреждений профессионального образования и их оценки не является свойственным только для системы российского образования, так в США президент Барак Обама предложил с 2015 года производить государственную оценку эффективности университетов и колледжей, базирующуюся на введенной в 2013 году системе показателей колледжей (College Scorecards in the U.S. Department of Education’s College Affordability and Transparency Center), поскольку «для глобальной, основанной на знаниях экономики, качество образования в колледжах является более важным, чем когда-либо было» [13].

На основании Постановления Правительства РФ [11] создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, включающая в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования и представляющая собой информационную базу, в которой должны быть собраны результаты проверок учебных заведений.

Сам государственный контроль качества образования заключается в оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательных учреждениях ВПО, СПО и НПО требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) путем организации и проведения проверок качества образования и принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований.

Государство стремится привлечь отрасли к формированию требований к качеству образовательных услуг, расширяет права объединений работодателей по участию в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования [19, 20], так в Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» говорится: «П.3.

Объединения работодателей: … формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования» [20]. Минобрнауки России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей разработали требования к независимой оценке качества профессионального образования, оценке и сертификации квалификаций выпускников [21, 22], что создало базу для формирования системы профессиональных стандартов.

Наряду с государством и отраслями заинтересованность в качестве, результативности и эффективности профессионального образования выражает и общество, посредством создаваемых ассоциаций, центров, советов и союзов, таких как Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) РФ, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. Их деятельность, в первую очередь, направлена на повышения качества подготовки специалистов, упрочнение связей с отраслями, привлечение работодателей, на основании существующей нормативной базы [19-22], к созданию системы независимой оценки качества профессионального образования. Их деятельность привела к созданию моделей отраслевых центров сертификации профессиональных квалификаций и отраслевых экспертно-методических центров, разработаны профессиональные стандарты по более, чем 60 видам трудовой деятельности (информационные технологии, управление организацией, строительство и др.), а в 57 областях деятельности профессиональные стандарты находятся в разработке (нефтедобыча, сервис, образование, управление рисками, предоставление транспортных услуг населению и др.).

Общественная оценка качества образования реализовывается также посредством Национального рейтинга университетов, созданного в 2009 г. Международной информационной Группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» и решает такие задачи как: обеспечение наиболее полной информацией потенциальных абитуриентов и студентов об образовательных организациях, поддержка принятия решения домохозяйством относительно выбора; применение результатов проекта в разработке стратегий развития вузов, в процессах оперативной настройки управления вузом; применение результатов проекта органами государственного управления в развитии механизмов управления национальной образовательной системой, в механизмах модернизации национальной экономики; обеспечение информацией работодателей о подготовке и уровне качества выпускников; развитие коммуникаций вузов со всеми целевыми аудиториями; развитие методологии оценивания вузов [24].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Практика оценки качества и эффективности функционирования образовательных организаций средствами массовой информации (газетами, журналами и веб-сайтами) характерна для мировой практики ранжирования колледжей и университетов. Наибольшей известностью и признанием пользуются рейтинги U.S. News Best Colleges Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Newsweek Rankings. В отечественной практике, наряду с Международной информационной Группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» рейтингование по разным направлениям деятельности образовательных организаций проводится журналом «Карьера», РИА Новости, Издательским Домом «Коммерсант», Деловым журналом «Финанс», ЗАО «Информ Инвест», Независимым рейтинговым агентством «РейтОР», сайтами http://www.ed.vseved.ru и http://www. superjob.ru.

Особенность отраслевых образовательных комплексов является доминирование связки «заказчик работодатель» в сравнении с другими вузами, ссузами, университетскими комплексами и образовательными кластерами, которые не имеют такой продолжительной истории существования внутри отрасли, реальной производственной практики и существования сети научно-исследовательских полигонов в отраслевых предприятиях, высокой доли студентов обучающихся по программам целевой контрактной подготовки и действующей системы распределения выпускников. Это приводит к формированию менее формализованных, но более практически направленных требований к эффективности управления образовательными организациями.

В университетских комплексах железнодорожного транспорта преобладает подготовка специалистов по специальностям ВПО, СПО и ДПО, а подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в дорожных технических школах ОАО «РЖД», созданных в последние годы. Ранее в систему отраслевого профессионального образования входило достаточно большое количество технических училищ, осуществлявших подготовку по программам НПО. В 90-е гг. ХХ века, в связи со снижением интереса к данному уровню профессионального образования со стороны потребителей образовательных услуг и уменьшением потребности в рабочих кадрах в результате структурных преобразований в российской экономике часть ПТУ было расформировано, а наиболее востребованные на рынке прошли аттестационные и аккредитационные процедуры и преобразовались в лицеи, техникумы и колледжи.

Большое количество программ ДПО в учебных планах университетских комплексов железнодорожного транспорта является результатом долговременных связей между образовательными учреждениями и отраслью, а стабильно высокое количество работников ОАО «РЖД» и иных отраслевых предприятий, проходящих переподготовку и повышение квалификации в УК (как на уровнях ВПО, так и СПО) является подтверждением удовлетворенности предприятий качеством образовательных услуг и эффективностью работы интеграционных комплексов.

Интерес компаний к эффективности, качеству и результативности функционирования образовательных организаций, в первую очередь, проявляется через желание определить реальный вклад профессионального обучения в рост прибыли фирмы, что является основной целью деятельности системы развития персонала.

Неудовлетворенность или частичная удовлетворенность эффективностью образовательных услуг вузов и ссузов привела к созданию крупными отраслевыми предприятиями своих корпоративных учебных центров и корпоративных университетов. Отметим, что в советский период существовала сеть отраслевых институтов повышения квалификации ничем, в принципе, не отличавшихся от обычных вузов и ссузов, и эффективность образовательных услуг которых целиком и полностью зависела только от степени заинтересованности студента в получении знаний, умений и навыков. Создаваемые корпоративные образовательные центры направлены на обучение наиболее эффективными методами определенной группы персонала в связи с устойчивым мнением об ограниченной способности российского профессионального образования решить проблему своевременной и качественной подготовки квалифицированных специалистов в условиях возрастающей конкуренции. Компании не отказываются от подготовки персонала в УК при создании параллельной системы подготовки кадров, привлекая к созданию и осуществлению деятельности корпоративных учебных центров и университетов не только профессорско-преподавательский состав, но и сами традиционные академические образовательные организации, при этом выдвигая единые требования к качеству, эффективности и оценке образовательных услуг. Так, в ОАО «РЖД» [31] оценка эффективности профессионального обучения и развития компетенции рабочих и служащих заключается в сопоставлении полученных результатов проведенного обучения с запланированными целями компании, выявлении при этом недостатков в обучении и разработке мероприятий по их эффективному устранению.

Международной ассоциацией корпоративного образования (МАКО) был проведен анализ существующих критериев эффективности, выдвигаемых к корпоративным университетам, в их числе приводились: увеличение объемов продаж и доходов компании;

сокращение затрат, в том числе за счет унификации процессов управления, внедрения единых «мягких» технологий; повышение степени удовлетворенности клиентов; повышение качества продуктов и услуг; оптимизация времени цикла заказа; уменьшение отходов; улучшение показателей безопасности; повышение степени удовлетворенности сотрудников; сокращение текучести кадров [32].

Логичным и естественным, на наш взгляд, является также и перенесение требований, определяемых компаниями, к качеству и эффективности корпоративных университетов и на организации профессионального образования.

В современных условиях учреждения профессионального образования находятся в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы, неблагополучный исход которой может привести к снижению количества абитуриентов и студентов, снижению интереса со стороны бизнес-сообщества, сокращению или прекращению бюджетного финансирования и, как итог, к слиянию (достаточно благоприятный итог) или ликвидации университетского комплекса, либо его составляющих – вузов и ссузов.

Это предопределяет потребность в формировании и использовании качественных и эффективных инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью, составной частью которых являются формы, методы и средства диагностики состояния его отдельных служб, подразделений и самого образовательного учреждения, способные обеспечить адекватной информацией, позволяющей заблаговременно предупредить и преодолеть кризисные ситуации, оказывающие негативное влияние на эффективность работы учреждения ВПО или СПО, проанализировать ситуацию с системой профессионального образования в целом.

Для правильной оценки эффективности и качества управления учреждения профессионального образования (а здесь мы считаем возможным поставить знак равенства в подходах к оценке между вузами, ссузами и университетскими комплексами, так как функции, цели, задачи и процессы, несмотря на разноуровневость, сходны, а в определенных направлениях – идентичны) необходимо четко определить показатели и критерии при анализе эффективности и качества функционирования и управления.

Список использованных источников

1. Ривчун Т.Е. Концептуальные основы повышения эффективности деятельности высшего учебного заведения: дис. … докт. экон. наук. – М., 2010. – 339 c.
2. Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда: монография. – М.: РГУТиС, 2008.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А., Посталюк Н.Ю. Как оценивать качество базового профессионального образования? // Специалист, 2007. – №9. – С.2-6.
4. Приказ от 2.09.2011 г. № 2257 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 8 ноября 2010 г. N 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования и науки российской федерации»
5. Приказ от 8.11.2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования и науки российской федерации»
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.10.2011 г. № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»
7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1(ред. от 28.02.2012) «Об образовании»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2.09.2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса»
9. Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений.
10. Приказ №5583 от 3.08.2012 г. О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
11. Постановление от 20 августа 2013 г. №719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»
12. Вступительное слово Д.Медведева на заедании Правительства России 21.08.2013 г. – URL: http://government.ru/news/3947 (дата обращения: 15.12.2013).
13. Obama proposes college-rating system that could increase affordability. URL: http://articles.washingtonpost.com/2013-08-22/politics/41435414_1_molly-corbett-broad-president-obama-tuition (дата обращения:15.12.2013).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (раздел 4 «Развитие образования»).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
17. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ.
18. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций АК 921/06 от 17.06.2013 Письмо Минобрнауки России.
19. Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации, и Российского союза промышленников, и предпринимателей от 25 июня 2007 г.
20. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
21. «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» (утв. Минобрнауки 31.07.2009 № АФ-317/03, РСПП).
22. «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» (утв. Минобрнауки РФ, Общероссийским объединением работодателей – РСПП 31.07.2009 № АФ-318/03).
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
24. Общественная оценка качества образования и формирование национальных рейтингов университетов (2009-н.в.) – URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=29&txt=About&lng=0 (дата обращения: 15.12.2013).
25. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – С. 450;
26. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – С. 123.
27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык. 1979. – Т.2. – С. 195;
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1978. – С.504.
29. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.. 2000. – C. 150.
30. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина. – М.. 2006. – С. 584.
31. Распоряжение от 17 апреля 2013 г. № 907р «Об утверждении положения об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД»»
32. Глушенкова О.М. Корпоративные университеты как инструмент создания корпоративной идеологии и культуры. Эволюция и тенденции развития Корпоративных университетов. / Выступление конференции «Корпоративное образование-2007» 25-26.07.2007.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1824

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке