Ключевые слова: эффективность, качество, университетский комплекс, ВПО, СПО, профессиональное образование.
Сумма процессов, происходящих в экономике и обществе, свидетельствует, что система профессионального образования должна адекватно реагировать на все социально-экономические изменения. Ограниченность ресурсов и необходимость контроля за их эффективным использованием, качеством оказываемых образовательных услуг, результативностью деятельности образовательных учреждений привело к разработке и созданию достаточно большого количества разного рода оценочных научных и практических моделей, направленных на выявление степени эффективности управления и деятельности образовательных учреждений, разрабатываемых как отдельными исследователями так и авторскими коллективами.
В современных условиях невозможно рассматривать учреждения СПО и ВПО исключительно как исполнителей государственного заказа по подготовке специалистов, поскольку на вузы и ссузы влияют и оценивает их эффективность и результативность не только государство, но и бизнес, общество, отраслевые заказчики и др. По мнению [1, 2] социальная и экономическая эффективность деятельности учреждений профессионального образования может также оцениваться с позиций национальной экономики, регионального рынка труда, рынка образовательных услуг, работодателя, индивидуума, самого образовательного учреждения как хозяйствующего субъекта, а при рассмотрении вопросов оценки качества базового профессионального образования авторами [3] рассматриваются 25 возможных вариантов внутренней и внешней оценки системы образования.
Мы считаем возможным, используя модель Д. Ньюбоулда и Д. Луффмана, объединить эти заинтересованные стороны, оценивающие эффективность функционирования образовательной организацией в четыре группы: государство и отрасли, как основных заказчиков, заинтересованных в удовлетворении общественных потребностей и максимизации эффекта от функционирования университетских комплексов (УК); менеджмент УК, осуществляющий руководство как отдельными подразделениями, так и всем университетским комплексом в целом и заинтересованный эффективности деятельности управляемого объекта; профессорско преподавательский персонал (по крайней мере, та его часть, которая заинтересована в достижении целей организации); экономические партнеры – потребители образовательных услуг и продукта УК (работодатели, общественные институты, студенты и т.д.).
Государство заинтересовано в получении от УК профессиональных кадров, соответствующих базовым требованиям национальной экономики и стремится получить адекватную информацию посредством своих правительственных институтов. Минобрнауки России разработаны нормативно-правовые документы, устанавливающие критерии оценки эффективности работы учреждений профессионального образования [4 10], методики анализа качества выпускников и экспертизы деятельности учреждений профессионального образования для повышения эффективности трудоустройства выпускников по специальности. Правительство РФ в 2010 г. издало Постановление № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» в рамках которого, например, НИУ ВШЭ разрабатывается проект «Создание высокотехнологичного производства инновационных программно-аппаратных комплексов для эффективного управления предприятиями и отраслями экономики современной России», одной из основных задач которого является оценка потенциала развития учреждений профессионального образования, качества образования и научной деятельности во взаимосвязи оценкой эффективности использования имущества.
Особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров [14-18] путем создания многофункциональных центров прикладных квалификаций, а также оценки и мониторинга качества, организации и эффективности образовательных услуг в базовом центре, создаваемом Минтруд России совместно с Агентством стратегических инициатив, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Центром образовательных разработок «Сколково», Федерацией независимых профсоюзов России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфином России.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы [23] одной из важнейших задач стоит развитие системы оценки качества профессионального образования посредством создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов.
На заседании Правительства РФ 21.08.2013 г. было отмечено, что на повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг российского профессионального образования выделяется на период с 2014 по 2019 гг. 42,5 млрд. руб. Д.Н. Медведев отметил, что «нужно поддерживать те высшие учебные заведения, которые напрямую работают с промышленными предприятиями, которые напрямую работают с компаниями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, и чьи выпускники, желательно задолго до окончания обучения, связывают своё будущее с тем местом, где живут и учатся, и уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу. Именно для таких учебных заведений нужно предусматривать наибольшее количество бюджетных мест, на конкурсной основе отбирать образовательные и научно-исследовательские проекты, оказывать соответствующую господдержку, стимулировать деловые круги к участию в их финансировании. Это, кстати, и хороший ориентир для бизнеса, чтобы определиться, где можно создавать новые производства, а для регионов – развивать свой инновационный и технологический потенциал» [12].
Вопрос эффективности функционирования и финансирования учреждений профессионального образования и их оценки не является свойственным только для системы российского образования, так в США президент Барак Обама предложил с 2015 года производить государственную оценку эффективности университетов и колледжей, базирующуюся на введенной в 2013 году системе показателей колледжей (College Scorecards in the U.S. Department of Education’s College Affordability and Transparency Center), поскольку «для глобальной, основанной на знаниях экономики, качество образования в колледжах является более важным, чем когда-либо было» [13].
На основании Постановления Правительства РФ [11] создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, включающая в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования и представляющая собой информационную базу, в которой должны быть собраны результаты проверок учебных заведений.
Сам государственный контроль качества образования заключается в оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательных учреждениях ВПО, СПО и НПО требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) путем организации и проведения проверок качества образования и принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований.
Государство стремится привлечь отрасли к формированию требований к качеству образовательных услуг, расширяет права объединений работодателей по участию в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования [19, 20], так в Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» говорится: «П.3.
Объединения работодателей: … формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования» [20]. Минобрнауки России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей разработали требования к независимой оценке качества профессионального образования, оценке и сертификации квалификаций выпускников [21, 22], что создало базу для формирования системы профессиональных стандартов.
Наряду с государством и отраслями заинтересованность в качестве, результативности и эффективности профессионального образования выражает и общество, посредством создаваемых ассоциаций, центров, советов и союзов, таких как Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) РФ, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. Их деятельность, в первую очередь, направлена на повышения качества подготовки специалистов, упрочнение связей с отраслями, привлечение работодателей, на основании существующей нормативной базы [19-22], к созданию системы независимой оценки качества профессионального образования. Их деятельность привела к созданию моделей отраслевых центров сертификации профессиональных квалификаций и отраслевых экспертно-методических центров, разработаны профессиональные стандарты по более, чем 60 видам трудовой деятельности (информационные технологии, управление организацией, строительство и др.), а в 57 областях деятельности профессиональные стандарты находятся в разработке (нефтедобыча, сервис, образование, управление рисками, предоставление транспортных услуг населению и др.).
Общественная оценка качества образования реализовывается также посредством Национального рейтинга университетов, созданного в 2009 г. Международной информационной Группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» и решает такие задачи как: обеспечение наиболее полной информацией потенциальных абитуриентов и студентов об образовательных организациях, поддержка принятия решения домохозяйством относительно выбора; применение результатов проекта в разработке стратегий развития вузов, в процессах оперативной настройки управления вузом; применение результатов проекта органами государственного управления в развитии механизмов управления национальной образовательной системой, в механизмах модернизации национальной экономики; обеспечение информацией работодателей о подготовке и уровне качества выпускников; развитие коммуникаций вузов со всеми целевыми аудиториями; развитие методологии оценивания вузов [24].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Практика оценки качества и эффективности функционирования образовательных организаций средствами массовой информации (газетами, журналами и веб-сайтами) характерна для мировой практики ранжирования колледжей и университетов. Наибольшей известностью и признанием пользуются рейтинги U.S. News Best Colleges Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Newsweek Rankings. В отечественной практике, наряду с Международной информационной Группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» рейтингование по разным направлениям деятельности образовательных организаций проводится журналом «Карьера», РИА Новости, Издательским Домом «Коммерсант», Деловым журналом «Финанс», ЗАО «Информ Инвест», Независимым рейтинговым агентством «РейтОР», сайтами http://www.ed.vseved.ru и http://www. superjob.ru.
Особенность отраслевых образовательных комплексов является доминирование связки «заказчик работодатель» в сравнении с другими вузами, ссузами, университетскими комплексами и образовательными кластерами, которые не имеют такой продолжительной истории существования внутри отрасли, реальной производственной практики и существования сети научно-исследовательских полигонов в отраслевых предприятиях, высокой доли студентов обучающихся по программам целевой контрактной подготовки и действующей системы распределения выпускников. Это приводит к формированию менее формализованных, но более практически направленных требований к эффективности управления образовательными организациями.
В университетских комплексах железнодорожного транспорта преобладает подготовка специалистов по специальностям ВПО, СПО и ДПО, а подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в дорожных технических школах ОАО «РЖД», созданных в последние годы. Ранее в систему отраслевого профессионального образования входило достаточно большое количество технических училищ, осуществлявших подготовку по программам НПО. В 90-е гг. ХХ века, в связи со снижением интереса к данному уровню профессионального образования со стороны потребителей образовательных услуг и уменьшением потребности в рабочих кадрах в результате структурных преобразований в российской экономике часть ПТУ было расформировано, а наиболее востребованные на рынке прошли аттестационные и аккредитационные процедуры и преобразовались в лицеи, техникумы и колледжи.
Большое количество программ ДПО в учебных планах университетских комплексов железнодорожного транспорта является результатом долговременных связей между образовательными учреждениями и отраслью, а стабильно высокое количество работников ОАО «РЖД» и иных отраслевых предприятий, проходящих переподготовку и повышение квалификации в УК (как на уровнях ВПО, так и СПО) является подтверждением удовлетворенности предприятий качеством образовательных услуг и эффективностью работы интеграционных комплексов.
Интерес компаний к эффективности, качеству и результативности функционирования образовательных организаций, в первую очередь, проявляется через желание определить реальный вклад профессионального обучения в рост прибыли фирмы, что является основной целью деятельности системы развития персонала.
Неудовлетворенность или частичная удовлетворенность эффективностью образовательных услуг вузов и ссузов привела к созданию крупными отраслевыми предприятиями своих корпоративных учебных центров и корпоративных университетов. Отметим, что в советский период существовала сеть отраслевых институтов повышения квалификации ничем, в принципе, не отличавшихся от обычных вузов и ссузов, и эффективность образовательных услуг которых целиком и полностью зависела только от степени заинтересованности студента в получении знаний, умений и навыков. Создаваемые корпоративные образовательные центры направлены на обучение наиболее эффективными методами определенной группы персонала в связи с устойчивым мнением об ограниченной способности российского профессионального образования решить проблему своевременной и качественной подготовки квалифицированных специалистов в условиях возрастающей конкуренции. Компании не отказываются от подготовки персонала в УК при создании параллельной системы подготовки кадров, привлекая к созданию и осуществлению деятельности корпоративных учебных центров и университетов не только профессорско-преподавательский состав, но и сами традиционные академические образовательные организации, при этом выдвигая единые требования к качеству, эффективности и оценке образовательных услуг. Так, в ОАО «РЖД» [31] оценка эффективности профессионального обучения и развития компетенции рабочих и служащих заключается в сопоставлении полученных результатов проведенного обучения с запланированными целями компании, выявлении при этом недостатков в обучении и разработке мероприятий по их эффективному устранению.
Международной ассоциацией корпоративного образования (МАКО) был проведен анализ существующих критериев эффективности, выдвигаемых к корпоративным университетам, в их числе приводились: увеличение объемов продаж и доходов компании;
сокращение затрат, в том числе за счет унификации процессов управления, внедрения единых «мягких» технологий; повышение степени удовлетворенности клиентов; повышение качества продуктов и услуг; оптимизация времени цикла заказа; уменьшение отходов; улучшение показателей безопасности; повышение степени удовлетворенности сотрудников; сокращение текучести кадров [32].
Логичным и естественным, на наш взгляд, является также и перенесение требований, определяемых компаниями, к качеству и эффективности корпоративных университетов и на организации профессионального образования.
В современных условиях учреждения профессионального образования находятся в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы, неблагополучный исход которой может привести к снижению количества абитуриентов и студентов, снижению интереса со стороны бизнес-сообщества, сокращению или прекращению бюджетного финансирования и, как итог, к слиянию (достаточно благоприятный итог) или ликвидации университетского комплекса, либо его составляющих – вузов и ссузов.
Это предопределяет потребность в формировании и использовании качественных и эффективных инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью, составной частью которых являются формы, методы и средства диагностики состояния его отдельных служб, подразделений и самого образовательного учреждения, способные обеспечить адекватной информацией, позволяющей заблаговременно предупредить и преодолеть кризисные ситуации, оказывающие негативное влияние на эффективность работы учреждения ВПО или СПО, проанализировать ситуацию с системой профессионального образования в целом.
Для правильной оценки эффективности и качества управления учреждения профессионального образования (а здесь мы считаем возможным поставить знак равенства в подходах к оценке между вузами, ссузами и университетскими комплексами, так как функции, цели, задачи и процессы, несмотря на разноуровневость, сходны, а в определенных направлениях – идентичны) необходимо четко определить показатели и критерии при анализе эффективности и качества функционирования и управления.
Список использованных источников
1. Ривчун Т.Е. Концептуальные основы повышения эффективности деятельности высшего учебного заведения: дис. … докт. экон. наук. – М., 2010. – 339 c.
2. Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда: монография. – М.: РГУТиС, 2008.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А., Посталюк Н.Ю. Как оценивать качество базового профессионального образования? // Специалист, 2007. – №9. – С.2-6.
4. Приказ от 2.09.2011 г. № 2257 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки российской федерации от 8 ноября 2010 г. N 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования и науки российской федерации»
5. Приказ от 8.11.2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования и науки российской федерации»
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.10.2011 г. № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования»
7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1(ред. от 28.02.2012) «Об образовании»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2.09.2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса»
9. Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений.
10. Приказ №5583 от 3.08.2012 г. О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
11. Постановление от 20 августа 2013 г. №719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»
12. Вступительное слово Д.Медведева на заедании Правительства России 21.08.2013 г. – URL: http://government.ru/news/3947 (дата обращения: 15.12.2013).
13. Obama proposes college-rating system that could increase affordability. URL: http://articles.washingtonpost.com/2013-08-22/politics/41435414_1_molly-corbett-broad-president-obama-tuition (дата обращения:15.12.2013).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (раздел 4 «Развитие образования»).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
17. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ.
18. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций АК 921/06 от 17.06.2013 Письмо Минобрнауки России.
19. Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации, и Российского союза промышленников, и предпринимателей от 25 июня 2007 г.
20. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
21. «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» (утв. Минобрнауки 31.07.2009 № АФ-317/03, РСПП).
22. «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» (утв. Минобрнауки РФ, Общероссийским объединением работодателей – РСПП 31.07.2009 № АФ-318/03).
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
24. Общественная оценка качества образования и формирование национальных рейтингов университетов (2009-н.в.) – URL: http://unirating.ru/txt.asp?rbr=29&txt=About&lng=0 (дата обращения: 15.12.2013).
25. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – С. 450;
26. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – С. 123.
27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык. 1979. – Т.2. – С. 195;
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1978. – С.504.
29. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.. 2000. – C. 150.
30. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина. – М.. 2006. – С. 584.
31. Распоряжение от 17 апреля 2013 г. № 907р «Об утверждении положения об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД»»
32. Глушенкова О.М. Корпоративные университеты как инструмент создания корпоративной идеологии и культуры. Эволюция и тенденции развития Корпоративных университетов. / Выступление конференции «Корпоративное образование-2007» 25-26.07.2007.