Ключевые слова: групповое обучение, ротационные группы, организация процесса обучения на уроках химии.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых обращено внимание на «…умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение…» (п. 10.9).
Групповое обучение рядом ученых определяется как метод организации учебной работы в малых группах, при котором учащиеся тесно взаимодействуют между собой, а также совместно решают учебные задачи (Лакишик, 2001; Патрина, 2013).
В этом случае взаимоконтроль учащихся смягчает возможность допущения ошибки и происходит обучение рефлексии. Групповое обучение привносит новизну в организацию процесса познания, предполая взаимообучение и общение между сверстниками. Это ведёт к повышению уровня мотивации и интереса к предмету. Работа в группах также влияет на формирование личностных качеств обучающихся, развитие их речи, коммуникативных навыков, мышления и интеллекта (Пичугина, 2016).
Анализ методической литературы показал, что в основном, групповое обучение используется на уроках обобщения и систематизации полученных знаний и в меньшей степени при изучении нового материала. В целях самообучения данный метод практически не применяется. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской методики ведения уроков с использованием группового обучения в форме ротационных групп.
Технология ротационных групп является одним из видов интерактивного обучения и направлена на самообучение и взаимообучение учащихся. Зачастую, метод ротационных групп находит свое применение на уроках гуманитарных направленностей, и крайне редко используется на уроках точных наук.
Метод ротационных групп имеет определённые преимущества:
- За счёт динамических групп учащиеся попадают в новую, социальную среду, где они учатся диалоговому общению, обмену мнениями, объяснению и т.д.
- Происходит постоянный обмен информацией между учащимися как внутри одной группы, так и между группами.
- Происходит формирование коммуникативных качеств учащихся.
- В процессе работы в ротационных группах наблюдается развитие личностных качеств, творческого потенциала обучающегося, формируется самовыражение, самоутверждение и самообучение учащегося.
- За счёт процесса сотворчества и сотрудничества, которые организуются в ротационных группах на уроке, укрепляются межличностные отношения между обучающимися.
Реализовать групповое обучение при помощи метода ротационных групп возможно в рамках школьного курса химии, например, при изучении темы «Галогены» в 9-ом классе. Перед началом урока учителем составляется карта класса, на которой указывается уровень усвоения знаний учащимися. В группу включаются ученики не только с разным уровнем подготовленности, но и отличные по коммуникативным навыкам.
Каждой группе выдается индивидуальная «Карта достижений», где указываются баллы за выполнение заданий, и задание для группы в целом. При этом количество заданий должно соответствовать количеству групп.
Учебный материал учителем разбивается на блоки, число которых должно соответствовать числу групп. Работая совместно в группе, учащиеся выполняют определенный блок заданий, обсуждают спорные моменты. Важным является тот фактор, что все учащиеся в группе должны участвовать в обсуждения и выполнения заданий. В ходе этих обсуждений каждый из участников группы осваивает изучаемый материал и закрепляет их при работе с заданием. Учитель в процессе урока консультирует учащихся и направляет их деятельность.
Так, при изучении темы «Галогены», первая группа изучает историю открытия, строение атома галогенов, особенность названия этих веществ. Вторая группа сопоставляет физические свойства и объясняет закономерность их изменения на основе строения атома. Третья группа знакомится с химическими свойствами галогенов и проявлением их окислительных свойств, составляет необходимые уравнения химических реакций. Четвертая группа рассматривает способы получения галогенов в промышленности и в лаборатории. Пятая группа изучает физиологическое влияние галогенов на организм человека и области их применения.
После выполнения заданий, происходит переформирование групп таким образом, чтобы во вновь образовавшихся группах были представители от предыдущих групп. Каждый из участников предыдущей группы переходит в состав новой группы со своей информацией и заданиями. Задача каждого из вновь прибывших – объяснить материал, который был изучен, и предложить те задания, которые им были решены. В этом случае наблюдается обмен информацией между учащимися, самообучение и постепенное усвоение ими нового материала.
По выполнению каждого блока заданий ученик, ответственный за свою тему, выставляет баллы в индивидуальную «Карту достижений» для своих товарищей.
По окончании выполнения заданий учителем организуется беседа с целью выявления уровня усвоенного материала. Отметка в конце урока за выполненную работу выставляется с учетом тех баллов, которые учащиеся выставили себе в процессе работы в группах.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, при организации урока с использованием ротационных групп развиваются не только коммуникативные качества обучающегося, его умения аргументировано давать ответ, но и повышается самоорганизация процесса обучения и взаимообучения.
Список использованных источников
1. Лакишик Р.Е. Активизация образовательного процесса: групповые технологии обучения. http://charko.narod.ru/tekst/un_obr_2001/Lakishik.htm
2. Патрина Т.Н. Групповая работа на уроке : http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3234
3. Пичугина Г.А. Групповое обучение в подготовке бакалавров педагогического направления. // Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2 марта 2017 г. Саратов: ООО «Амирит», 2017. С. 110–112.