Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Организация группового обучения на уроках химии»

Аннотация. Раскрыта необходимость использования группового обучения в организации учебного процесса. Проанализирована сущность и преимущества использования метода группового обучения в форме ротационных мини групп. Представлено описание авторской методики ведения урока химии с применением группового метода обучения на основе ротационных троек.

Ключевые слова: групповое обучение, ротационные группы, организация процесса обучения на уроках химии.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых обращено внимание на «…умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение…» (п. 10.9).

Групповое обучение рядом ученых определяется как метод организации учебной работы в малых группах, при котором учащиеся тесно взаимодействуют между собой, а также совместно решают учебные задачи (Лакишик, 2001; Патрина, 2013).

В этом случае взаимоконтроль учащихся смягчает возможность допущения ошибки и происходит обучение рефлексии. Групповое обучение привносит новизну в организацию процесса познания, предполая взаимообучение и общение между сверстниками. Это ведёт к повышению уровня мотивации и интереса к предмету. Работа в группах также влияет на формирование личностных качеств обучающихся, развитие их речи, коммуникативных навыков, мышления и интеллекта (Пичугина, 2016).

Анализ методической литературы показал, что в основном, групповое обучение используется на уроках обобщения и систематизации полученных знаний и в меньшей степени при изучении нового материала. В целях самообучения данный метод практически не применяется. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской методики ведения уроков с использованием группового обучения в форме ротационных групп.

Технология ротационных групп является одним из видов интерактивного обучения и направлена на самообучение и взаимообучение учащихся. Зачастую, метод ротационных групп находит свое применение на уроках гуманитарных направленностей, и крайне редко используется на уроках точных наук.

Метод ротационных групп имеет определённые преимущества:

  • За счёт динамических групп учащиеся попадают в новую, социальную среду, где они учатся диалоговому общению, обмену мнениями, объяснению и т.д.
  • Происходит постоянный обмен информацией между учащимися как внутри одной группы, так и между группами.
  • Происходит формирование коммуникативных качеств учащихся.
  • В процессе работы в ротационных группах наблюдается развитие личностных качеств, творческого потенциала обучающегося, формируется самовыражение, самоутверждение и самообучение учащегося.
  • За счёт процесса сотворчества и сотрудничества, которые организуются в ротационных группах на уроке, укрепляются межличностные отношения между обучающимися.

Реализовать групповое обучение при помощи метода ротационных групп возможно в рамках школьного курса химии, например, при изучении темы «Галогены» в 9-ом классе. Перед началом урока учителем составляется карта класса, на которой указывается уровень усвоения знаний учащимися. В группу включаются ученики не только с разным уровнем подготовленности, но и отличные по коммуникативным навыкам.

Каждой группе выдается индивидуальная «Карта достижений», где указываются баллы за выполнение заданий, и задание для группы в целом. При этом количество заданий должно соответствовать количеству групп.

Учебный материал учителем разбивается на блоки, число которых должно соответствовать числу групп. Работая совместно в группе, учащиеся выполняют определенный блок заданий, обсуждают спорные моменты. Важным является тот фактор, что все учащиеся в группе должны участвовать в обсуждения и выполнения заданий. В ходе этих обсуждений каждый из участников группы осваивает изучаемый материал и закрепляет их при работе с заданием. Учитель в процессе урока консультирует учащихся и направляет их деятельность.

Так, при изучении темы «Галогены», первая группа изучает историю открытия, строение атома галогенов, особенность названия этих веществ. Вторая группа сопоставляет физические свойства и объясняет закономерность их изменения на основе строения атома. Третья группа знакомится с химическими свойствами галогенов и проявлением их окислительных свойств, составляет необходимые уравнения химических реакций. Четвертая группа рассматривает способы получения галогенов в промышленности и в лаборатории. Пятая группа изучает физиологическое влияние галогенов на организм человека и области их применения.

После выполнения заданий, происходит переформирование групп таким образом, чтобы во вновь образовавшихся группах были представители от предыдущих групп. Каждый из участников предыдущей группы переходит в состав новой группы со своей информацией и заданиями. Задача каждого  из вновь прибывших – объяснить материал, который был изучен, и предложить те задания, которые им были решены. В этом случае наблюдается обмен информацией между учащимися, самообучение и постепенное усвоение ими нового материала.

По выполнению каждого блока заданий ученик, ответственный за свою тему, выставляет баллы в индивидуальную «Карту достижений» для своих товарищей.

По окончании выполнения заданий учителем организуется беседа с целью выявления уровня усвоенного материала. Отметка в конце урока за выполненную работу выставляется с учетом тех баллов, которые учащиеся выставили себе в процессе работы в группах.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, при организации урока с использованием ротационных групп развиваются не только коммуникативные качества обучающегося, его умения аргументировано давать ответ, но и повышается самоорганизация процесса обучения и взаимообучения.

Список использованных источников

1. Лакишик Р.Е. Активизация образовательного процесса: групповые технологии обучения. http://charko.narod.ru/tekst/un_obr_2001/Lakishik.htm
2. Патрина Т.Н. Групповая работа на уроке : http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3234
3. Пичугина Г.А. Групповое обучение в подготовке бакалавров педагогического направления. // Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2 марта 2017 г. Саратов: ООО «Амирит», 2017. С. 110–112.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1055

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке