Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Организация процесса развития мотивации с учётом мотивационного компонента»

Аннотация. Раскрывается значимость мотивации в учебном процессе, в развитии личностных качеств  обучающегося.  Рассматривается  процесс  формирования мотивационной сферы учащихся в обучении. Особое внимание обращено на физиологические аспекты развития мотивации школьников и их взаимосвязь с успешностью организации учебного познания. Описан процесс развития мотивации у обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, учебно-познавательный процесс, физиологические особенности возникновения мотивации и факторы, влияющие на нее.

В связи с внедрением в современное российское образование новых образовательных стандартов, изменились основные цели обучения. Приоритетным их направлением является формирование и развитие всесторонне-развитой личности, которая может самостоятельно решать поставленные учебные задачи, формировать алгоритмы их решения, контролировать процесс и оценивать конечный результат. Но, из-за того, что поток информации в обучении возрос в значительной степени, учащиеся столкнулись с проблемой неумения перерабатывать её быстро и воспринимать. Вследствие этого обучающиеся испытывают определенные трудности в усвоении учебного материала и, как следствие, у  них наблюдается снижение мотивации к обучению в целом.

В работах советского педагога Сухомлинского В.А можно выделить слова: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», поэтому мотивация процесса обучения является одной из приоритетных задач для современного педагога.

Мотивация являться побудительной силой к деятельности, в том числе и к учебной. Было также выявлено, что от степени развития мотивации зависит уровень усвоения материала, а степень развития познавательного интереса к обучению.

Формирование постоянной мотивации к учению, является основой успешного обучения любого школьного предмета, в том числе и химии. Также наличие познавательного мотива в обучении является необходимым компонентом в развитии личности учеников, их профориентационных интересов. Отсюда мотивация является одним из основных компонентов в организации осознанного обучения. В связи с этим, актуальным является вопрос – как организовать процесс развития мотивационной сферы обучающихся?

В психолого-педагогической и методической литературе представлен определенный перечень методов, средств обучения, направленных на развитие мотивационной сферы обучающихся. Но в меньшей степени рассматривается вопрос о физиологической природе развития мотивации. Если не обращать внимание на последнее, и не связывать его с учебным познанием, то результативности в формировании мотивации может и не быть.

Результаты исследования Л.М. Кузнецовой (2016) показали, что с точки зрения физиологии, мозг, как и любой орган, нуждается и требует упражнений для нормального функционирования. Для того чтобы мозг учащегося функционировал природосообразно, ему необходимо пройти путь познания, самосовершенствования и созидания знаний. Наградой этому является радость открытия нового знания для себя, несмотря на то, что это знание уже было открыто кем-то. Поэтому наиболее эффективным способом учебного познания является собственная учебно-познавательная деятельность обучающегося.

Физиологом П.К. Анохиным установлено, что свойство межрефлекторного совмещения информации приводят человека к открытию нового знания при использовании ранее заложенных. В результате совмещения информаций разного вида деятельности, учащиеся самостоятельно открывают для себя знания. Ученик при этом самоутверждается как личность, достигая ситуацию успеха, которая запоминается обучающемуся, и у него возникает стремление испытать положительные эмоции ещё раз. Так возникает интерес к предмету и к открытию нового знания.

В связи с этим, возникает проблема в исследовании методологии развития внутренней мотивации учеников. С целью решения создавшейся проблемы мы предлагаем обратить внимание на физиологический компонент при формировании мотивации обучения и открытия, сделанные учеником самостоятельно.

Для достижения успехов в учебно-познавательной деятельности педагогу в своей работе необходимо учитывать логическую последовательность подачи материала. Если учитывать физиологические аспекты мозга, его особенности, а также процессы, влияющие на достижение успеха в учебной деятельности, то процесс обучения стоит строить строго в определённой последовательности, которую можно представить в виде схемы (рис.).

Рис. 1. Последовательность развития мотивации обучения с учётом физиологического компонента

Рис. 1. Последовательность развития мотивации обучения с учётом физиологического компонента

Зарождение мотивации к действию начинается с побуждения желания чего-то достичь узнать, выполнить. Это побуждение развития мотивации исходит от мозговой деятельности обучающегося. Именно там планируются пути достижения поставленной цели. Мотивационное побуждение подкрепляется осмыслением последовательности действий. Если эти действия приведут к достижению поставленной цели и самостоятельному познанию, открытию нового, то ученик получает удовольствие и удовлетворение от этого процесса. Ощущение последнего ведет к желанию вновь повторить полученное удовольствие, что и является физиологической причиной развития мотивации.

Таким образом, развитие мотивационной сферы обучающихся имеет тесную взаимосвязь с физиологией человеческих процессов. И если в ходе обучения не учитывать этот фактор, то развития внутренней мотивации обучающегося может и не быть.

Список использованных источников

1. Кузнецова Л.М. Философия и психология обучения школьников (на примере химии), Москва, 2016, С. 44–118.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1109

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке