Ключевые слова: мотивация, учебно-познавательный процесс, физиологические особенности возникновения мотивации и факторы, влияющие на нее.
В связи с внедрением в современное российское образование новых образовательных стандартов, изменились основные цели обучения. Приоритетным их направлением является формирование и развитие всесторонне-развитой личности, которая может самостоятельно решать поставленные учебные задачи, формировать алгоритмы их решения, контролировать процесс и оценивать конечный результат. Но, из-за того, что поток информации в обучении возрос в значительной степени, учащиеся столкнулись с проблемой неумения перерабатывать её быстро и воспринимать. Вследствие этого обучающиеся испытывают определенные трудности в усвоении учебного материала и, как следствие, у них наблюдается снижение мотивации к обучению в целом.
В работах советского педагога Сухомлинского В.А можно выделить слова: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», поэтому мотивация процесса обучения является одной из приоритетных задач для современного педагога.
Мотивация являться побудительной силой к деятельности, в том числе и к учебной. Было также выявлено, что от степени развития мотивации зависит уровень усвоения материала, а степень развития познавательного интереса к обучению.
Формирование постоянной мотивации к учению, является основой успешного обучения любого школьного предмета, в том числе и химии. Также наличие познавательного мотива в обучении является необходимым компонентом в развитии личности учеников, их профориентационных интересов. Отсюда мотивация является одним из основных компонентов в организации осознанного обучения. В связи с этим, актуальным является вопрос – как организовать процесс развития мотивационной сферы обучающихся?
В психолого-педагогической и методической литературе представлен определенный перечень методов, средств обучения, направленных на развитие мотивационной сферы обучающихся. Но в меньшей степени рассматривается вопрос о физиологической природе развития мотивации. Если не обращать внимание на последнее, и не связывать его с учебным познанием, то результативности в формировании мотивации может и не быть.
Результаты исследования Л.М. Кузнецовой (2016) показали, что с точки зрения физиологии, мозг, как и любой орган, нуждается и требует упражнений для нормального функционирования. Для того чтобы мозг учащегося функционировал природосообразно, ему необходимо пройти путь познания, самосовершенствования и созидания знаний. Наградой этому является радость открытия нового знания для себя, несмотря на то, что это знание уже было открыто кем-то. Поэтому наиболее эффективным способом учебного познания является собственная учебно-познавательная деятельность обучающегося.
Физиологом П.К. Анохиным установлено, что свойство межрефлекторного совмещения информации приводят человека к открытию нового знания при использовании ранее заложенных. В результате совмещения информаций разного вида деятельности, учащиеся самостоятельно открывают для себя знания. Ученик при этом самоутверждается как личность, достигая ситуацию успеха, которая запоминается обучающемуся, и у него возникает стремление испытать положительные эмоции ещё раз. Так возникает интерес к предмету и к открытию нового знания.
В связи с этим, возникает проблема в исследовании методологии развития внутренней мотивации учеников. С целью решения создавшейся проблемы мы предлагаем обратить внимание на физиологический компонент при формировании мотивации обучения и открытия, сделанные учеником самостоятельно.
Для достижения успехов в учебно-познавательной деятельности педагогу в своей работе необходимо учитывать логическую последовательность подачи материала. Если учитывать физиологические аспекты мозга, его особенности, а также процессы, влияющие на достижение успеха в учебной деятельности, то процесс обучения стоит строить строго в определённой последовательности, которую можно представить в виде схемы (рис.).
Зарождение мотивации к действию начинается с побуждения желания чего-то достичь узнать, выполнить. Это побуждение развития мотивации исходит от мозговой деятельности обучающегося. Именно там планируются пути достижения поставленной цели. Мотивационное побуждение подкрепляется осмыслением последовательности действий. Если эти действия приведут к достижению поставленной цели и самостоятельному познанию, открытию нового, то ученик получает удовольствие и удовлетворение от этого процесса. Ощущение последнего ведет к желанию вновь повторить полученное удовольствие, что и является физиологической причиной развития мотивации.
Таким образом, развитие мотивационной сферы обучающихся имеет тесную взаимосвязь с физиологией человеческих процессов. И если в ходе обучения не учитывать этот фактор, то развития внутренней мотивации обучающегося может и не быть.
Список использованных источников
1. Кузнецова Л.М. Философия и психология обучения школьников (на примере химии), Москва, 2016, С. 44–118.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.