Ключевые слова: таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, тариф, нетарифные меры, соглашения.

Под правовыми основами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с участием предпринимателей следует понимать систему правовых норм, определяющих основные направления, правовые формы и методы таможенного регулирования общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. В деятельности предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, особое значение занимают международные и национальные документы, содержащие положения о таможенных режимах, платежах и процедурах.

Таможенное регулирование характеризуется не только претворением в жизнь норм национального права, но и права международного. Такое сочетание происходит вследствие того, что правоотношения во внешней торговле всегда осложнены присутствием в них иностранного элемента. Поэтому в России одним из важнейших принципов построения системы эффективного механизма таможенного регулирования является унификация и гармонизация таможенных процедур в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В частности, к универсальным источникам, регламентирующим упрощение таможенных процедур, следует отнести Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур1, принятую в 1973 г. Советом таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация). Российская Федерация ратифицировала указанную конвенцию в 2011 г. и приняла на себя, в связи с этим, ряд обязательств по содействию и гармонизации таможенных процедур.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Особое значение имеют двусторонние соглашения. Российская Федерация на сегодняшний день участвует в более чем восьмидесяти двусторонних международных соглашениях. В частности, таковыми можно назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Москва, 16 декабря 1994 г.)2, Соглашение относительно таможенного оформления и беспошлинного ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства, подписанное 18 ноября 1997 года между Правительством России и Европейским космическим агентством1, Соглашение о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой от 19 июня 1992 года2, в статье III которого предусмотрено, что каждая из сторон этого Соглашения немедленно, безусловно и независимо от национальности перевозчика предоставляет другой стороне наиболее благоприятствуемый режим, касающийся таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта товаров, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке и т.д.

Следует обозначить, что в Российской Федерации на сегодняшний день действует Таможенный кодекс Таможенного союза3 (далее – ТК ТС) от 27.11.2009 г., что подчеркивает неразрывную связь национального и международного права при реализации механизма таможенного регулирования ВЭД с участием предпринимателей. Создание Таможенного союза, участницами которого являются следующие страны: Россия, Белоруссия, Казахстан явилось важнейшим результатом унификации таможенных процедур с целью обеспечения режима благоприятствования для предпринимательской деятельности.

К национальным источникам Российской Федерации, регламентирующим процедуру таможенного регулирования ВЭД с участием предпринимателей, следует отнести Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 4 , а также Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»5. В частности, последний устанавливает порядок применения вывозных и ввозных ставок таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых они применяются.

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ. Так, с принятием Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 ранее существовавший Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в ФТС России. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе»2 были определены основные функции ФТС как органа исполнительной власти. Большое значение также имеют ведомственные акты, к их числу относятся приказы ФТС России.

Таким образом, предпринимательская деятельность, непосредственно связанная с внешней торговлей, должна осуществляться в соответствии с нормами, регламентирующими таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. Данные нормы закреплены в международных и национальных правовых источниках, содержащих положения о таможенных режимах, платежах и процедурах, необходимых для реализации предпринимателями внешнеторговой деятельности.

Таможенный тариф является инструментом регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться также как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, конкретную ставку таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе конкретного товара3.

Осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, необходимо знать, на какие товары налагается таможенная пошлина, а на какие существует освобождение от уплаты. Эти и другие вопросы регламентируются ФЗ «О таможенном тарифе» 1993 г., ФЗ «О таможенном регулировании РФ», а также ТК ТС.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Главным принципом таможенно-тарифного регулирования согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О таможенном тарифе» 1993 г. является принцип установления таможенных пошлин, запрещающих участникам таможенно тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков уплаты пошлины. Ставки таможенных пошлин в России в соответствии с п. 3 ст. 3 устанавливаются исключительно Правительством Российской Федерации.

При перемещении товаров через границу Российской Федерации предприниматель должен оплатить таможенную пошлину по определенной ставке, называемой таможенный тариф. Согласно ст. 5 ФЗ «О таможенном тарифе» 1993 г. таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.

Таможенная стоимость товара – это цена сделки, уплаченная фактически или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации. Согласно ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором (Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»1) государств-членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Так, согласно п. 2 ст. 112 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержится положение, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации. Данный порядок закреплен Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»1.

Методика определения таможенной стоимости товаров в российском таможенном законодательстве определена международной практикой. Подписанное государствами в 2008 г. в г. Москве Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза2 определило таможенную стоимость товара как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную и установленную с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене (ст. 4 п. 1).

Согласно ст. 7 п. 2 (а) Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г.3 оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной.

Тарифные льготы – это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины. Порядок их предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Тарифные преференции – разновидность таможенных льгот в виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством установления тарифов ввозных и вывозных пошлин. Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их ставки и виды; системы группировки товаров (Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС); таможенная стоимость товаров и методы ее определения; тарифные льготы и преференции. Для реализации предпринимательской деятельности в области внешней торговли необходимо знать, на какие товары распространяются таможенные тарифы, а на какие существует освобождение от уплаты. Установление таможенных тарифов производится либо отдельной страной, либо экономическим сообществом государств и устанавливается на основе международных стандартов.

Во внешнеэкономической деятельности любой страны кроме тарифных методов регулирования используются также и нетарифные методы регулирования.

Существуют различные классификации нетарифных барьеров, разработанные, как международными организациями, так и отдельными исследователями. Так, В.М. Шумилов предполагает позицию разделения мер на две большие группы1:

– меры, созданные специально в качестве дополнения к пошлинам с целью регулирования доступа товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные сборы и формальности) и установленные в двусторонних и многосторонних договорах между государствами;

– меры скрытого и побочного характера, которые могут использоваться для сознательного воздействия на товаропотоки (технические стандарты, санитарные нормы, административные формальности, налоги, акцизные сборы, субсидии).

Наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО. По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это меры ценового контроля, меры финансового контроля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные меры, технические меры и прочие меры в отношении чувствительных товаров. В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

В настоящее время меры нетарифного регулирования внешней торговли в России включают в себя:

— запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров;
— лицензирование и квотирование экспорта и импорта;
— специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Запрет на ввоз или вывоз отдельных товаров устанавливается, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка жизни и здоровья человека.

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»1 установлен перечень товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза.

В связи с распространением Российской Федераций санкций на ряд продукции, ввозимой в нашу страну странами Европейского Союза, США, Канады, Австралии и Королевства Норвегии количество запрещенных к ввозу товаров значительно увеличилось. Так, согласно Указу Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»1 был определен запрет либо ограничение на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Указом Президента РФ от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»2 данные меры были продлены еще на год. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» 3 был закреплен перечень запрещенной к ввозу в Россию продукции, данный перечень постоянно дополняется и изменяется.

Лицензирование и квотирование – наиболее распространенные меры нетарифного регулирования внешней торговли. Их целью является ограничение импорта или экспорта конкретного товара либо во все страны, либо в отдельные государства.

Лицензирование – это регулирование компетентными государственными органами ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее отдельных товаров путем выдачи специальных разрешений – лицензий.

В целях нетарифного регулирования ВЭД могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Данные виды мер установлены ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 1. Согласно ст. 6 данного закона специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики. Специальная защитная мера применяется по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям. Согласно ст. 4 настоящего закона срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года.

Таким образом, нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности являются способом таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей. В Российской Федерации нетарифный способ регулирования ВЭД осуществляется посредством запрета на ввоз и вывоз отдельных товаров; лицензирования и квотирования экспорта и импорта; специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Основной целью нетарифного метода является защита экономических интересов российских производителей товаров.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Итак, нормы, регулирующие таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности содержатся в международных и национальных правовых источниках, содержащих положения о таможенных режимах, платежах и процедурах, необходимых для реализации предпринимателями внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством установления тарифов ввозных и вывозных пошлин. Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их ставки и виды; системы группировки товаров (Товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС); таможенная стоимость товаров и методы ее определения; тарифные льготы и преференции. Для реализации предпринимательской деятельности в области внешней торговли необходимо знать, на какие товары распространяются таможенные тарифы, а на какие существует освобождение от уплаты. Установление таможенных тарифов производится либо отдельной страной, либо экономическим сообществом государств и устанавливается на основе международных стандартов.

Одним из способов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности является нетарифное регулирование. В Российской Федерации нетарифный способ регулирования ВЭД осуществляется посредством запрета на ввоз и вывоз отдельных товаров; лицензирования и квотирования экспорта и импорта; специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Основной целью нетарифного метода является защита экономических интересов российских производителей товаров.

Итак, правовой основой таможенного регулирования ВЭД с участием предпринимателей является система правовых норм, определяющих основные направления, правовые формы и методы таможенного регулирования общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Данная система норм закреплена в международных и национальных правовых источниках, содержащих положения о таможенных режимах, платежах и процедурах, необходимых для реализации предпринимателями внешнеторговой деятельности.

Список использованных источников

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. // Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, № 32, ст. 4810.
2. Международная конвенция» О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» (с изменениями на 24 июня 1986 года) // Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), издание 2. М., 1996.
3. Соглашение о торговых и коммерческих отношениях между Российской Федерацией и Канадой от 19 июня 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 3. С. 15 — 24.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Москва, 16 декабря 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 1996 г., № 47, ст. 5298.
5. Соглашение относительно таможенного оформления и беспошлинного ввоза и вывоза товаров в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 6. С. 47 — 51.
6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» // Бюллетень международных договоров, 2012, № 6, июнь.
7. Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 г. (ред. от 08.05.2015 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
8. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 (ред. от 12.02.2016) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/
9. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
10. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 05.04.2016) «О таможенном тарифе» // Российская газета, № 107, 05.06.1993
11. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, № 48, ст. 6252.
12. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, ст. 4851.
13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета от 11 марта 2004 г., № 48.
14. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 7 августа 2014 г., № 176.
15. Указ Президента РФ от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 2015 г., № 26, ст. 3878.
16. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 марта 2012 г., № 12, ст. 1415.
17. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 2014 г., № 32, ст. 4543. Учебная и методическая литература
18. Коник Н.В., Невешкина Е.В. Таможенное дело: учеб. пособие. М., 2014. 201 с.
19. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право: учеб. пособие. М., 2001. 175 с. Судебная практика
20. Решение по делу между ООО «НЭКСТ» и ФТС г. Хабаровска № А73-8657/2015 // www.khabarovsk.arbitr.ru