Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Основные моменты организации занятий по плаванию в детском саду»

Аннотация: в данной статье представлены основные организационные моменты и особенности проведения занятий по плаванию в детском саду.

Ключевые слова: физическая культура, плавание, дошкольник, организация, правила.

Целью программы по обучению плаванию в детском саду является закаливание и укрепление детского организма, создание основы для разностороннего развития. По мере освоения этой программы решаются задачи по формированию навыков плавания, навыков личной гигиены и умения владеть своим телом в непривычной среде[2,c.82] .

Обучение плаванию в детском саду ведет тренер преподаватель который должен знать особенности детей дошкольного возраста, соблюдать технику безопасности на воде, владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.

Занятия по плаванию в детском саду в большинстве случаев проводятся в закрытых бассейнах. Идеальная форма бассейна — прямоугольник. Психологами доказано, что именно эта форма благоприятно влияет на активность занимающихся. Бассейн для начального обучения плаванию обычно бывает размеров 7*3 м либо 12*6 м. В идеале глубина дна бассейна должна быть различна (120 80 см), а ванна бассейна должна быть утоплена в пол. Пол (плот) вокруг бассейна должен быть свободен от посторонних предметов и мебели. Кафель в помещении должен быть светлый, а на дне бассейна кафелем отличного от общего фона цветом необходимо выделить различные ориентиры. В помещении обязательно должна работать вентиляция либо помещение должно проветриваться каждый час в течение 5 мин, а два раза в день обязательно сквозное проветривание[1,c.10-14].

Оформление бассейна должно соответствовать не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям. На стенах необходимо повесить наглядные пособия и картинки по плаванию – это элементы постоянного интерьера. Обязательно наличие временного интерьера, смена которого должна быть каждые 8-10 дней – например, оформление бассейна согласно тематики общих занятий программы детского сада; оформление помещения к календарным или к спортивным праздникам, проводимым в воде.

Инвентарь, который необходимо иметь в бассейне:

  • длинные и короткие разделительные дорожки – съемные, чтобы в зависимости от целей занятия менять условия проведения. При отсутствии покупных разделителей изготовить их самостоятельно из лески с нанизанными на нее пустыми киндер-сюрпризами.
  • дорожки резиновые и дорожки для профилактики плоскостопия. Застелить все места проходаперехода детей обязательно – так как голый кафель и голые мокрые ножки почти стопроцентная гарантия падения и большая вероятность получения травмы. Коврик для профилактики плоскостопия – это еще и дополнительная защита от баловства и беготни. Детям напоминаем что это такой специальный «колючий» коврик для того чтобы ножки были красивые и вы не болели.
  • Плавательные доски – желательно иметь разных размеров – побольше (лучше из мягкого пенопласта) – для плавания на груди и небольшие – для обучения плаванию на спине. При плавании на груди удобна доска которая широкая – так как она более устойчива и хорошо держит еще неуверенно плывущего ребенка; при плавании на спине идет установка прижать доску к животику и обычно большую доску у ребёнка не хватает сил прижать через сопротивление воды к животу — в итоге он плывет так, что доска ему закрывает половину лица. Пластмассовые доски лучше не использовать, так как  они тяжелые и жесткие и при неаккуратном обращении можно случайно больно задеть товарища. .
  • Игрушки и предметы – тонущие и не тонущие. Нетонущие (животных) можно использовать для обозначения места каждого ребенка в начале занятия (выставить их на бортике и предложить каждому выбрать себе место); для игр – например, «переправа», а так же детки очень любят ими играть на свободном плавании – купать, катать на досках. Тонущие игрушки – для обучения навыкам ныряния, задержки дыхания для игр типа «водолазы», «посмотри, кто спрятался под водой». Хорошо иметь мячи: надувные средних размеров – для свободного плавания и небольшие легкие резиновые – для проведения различных игр в воде.
  • Шест для помощи ребенку
  • Нарукавники разных размеров; удобно когда в бассейне стоит корзина с нарукавниками и, перед заходом детей в воду, инструктор каждому ребенку надевает нарукавники. Когда нарукавники у каждого «свои» лишнее время тратиться на перенос детьми нарукавников, на определение хозяина нарукавников, — особенно при необходимости снять/одеть их на одном тренировочном занятии – часто бывает так, что при плавании на груди дети уже освоили плавание без нарукавников, а на спине еще нарукавники нужны.
  • Поролоновые палки — нудлсы, замечательная штука, которая облегчает обучение лежанию на воде и плаванию с работой ног на груди и спине. Плавание с поролоновыми палками легче, чем с плавательными досками по удержанию баланса и равновесия в воде, поэтому часто используется в самом начале обучения. Возможно использование нудлсов при переводе из малой (детской) чаши бассейна на «большую» воду, в стандартный взрослый бассейн. Так же дети с удовольствием используют их на свободном плавании, часто повторяя учебные задания тренировочного занятия.
  • Обручи – горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные – это обычные обручи которые могут плавать на воде если их положить на воду. Вертикальные – опять же обычный обруч с грузом, которые при опускании в воду стоят перпендикулярно дну. Детям очень нравятся игровые задания с использованием обручей, например игра «пронырни в туннель».
  • Очки для плавания – у каждого ребенка должны быть свои, подобранные с учетом формы его лица, глаз и ширины переносицы. Удобно когда переносица очков регулируется, а резинка сзади очков
  • двойная. Родителям нужно дать рекомендации дома индивидуально настроить регулировки очков, так как одному инструктору не хватает рук и времени провозиться с регулировкой очков каждому ребенку.

* Свисток, секундомер. Есть теория, что использование свистка в детском саду противопоказано, так как его звук может испугать детей [3,c.26]. С нашей точки зрения свисток не такая уж страшный предмет, главное сразу детей познакомить с ним – представить свисток как своего помощника, звук которого надо слышать и слушаться – «Услышали свисточек – сразу глазки на меня смотрят», «А свисток сказал, что можно выполнять задание? Нет? Вернись назад и жди». С использованием свистка занятия проходят более организованно, инструктор бережет свои голосовые связки, которые в условиях работы в бассейне (шум/плеск воды, закрытые шапочкой уши) часто перенапрягаются и голос может «садиться».

Промежуток времени между занятием и приемом пищи — около 50 мин. Не менее часа должно проходить между занятием в бассейне и прогулкой. А лучше спланировать, так что до бассейна дети гуляют, после – нет, используя это время для проведения других развивающих занятий и игр.

Температурный режим – в помещении раздевалки 25-27, в зале бассейна – 27-29. Вода 30-34 градуса. В разной литературе температура воды приводится разная, встречаются книги которые рекомендуют плавать в 25 градусов. На наш взгляд, это более чем прохладно. По опыту оптимальная температура воды 32-33 градуса. Это та температура воды, в которую дети спокойно заходят, им комфортно заниматься и из которой не хочется выходить. При этом они не мерзнут и не перегреваются..

Одежда или что необходимо иметь для занятия по плаванию.

С собой детишки приносят в день занятия – халат – махровый или фланелевый с длинными рукавами и капюшоном. Капюшон обязателен для того чтобы не идти с влажной головой по садику и если халат все таки без капюшона можно попросить родителей принести панамочку или платок. Волосы по возможности сушатся в раздевалке бассейна, но ввиду плотности расписания и малого количества фенов – это бывает проблематично. Поэтому можно в каждой группе иметь фен (или передавать его в плавающую в этот день группу) и тогда воспитатели при необходимости могут досушить волосы детям.

Мочалка на которую дома капнули капелькой геля приноситься в сухом пакете. Надо попросить родителей избавить детей от таскания банок с гелем – которые обычно тяжелые и детские ручки не могут справиться с их открыванием/закрыванием. Удобно иметь общий детский гель в душевой бассейна и при необходимости капнуть им на мочалку ребенку. Обувь желательна на резиновой подошве и не вьетнамки. Вполне подходят обыкновенные шлепанцы. Подходят и сандалики, но не такие где высокая пятка и большое количество застежек, так как мокрые ноги в эту высокую пятку обычно залезают с большим трудом. Шапочка – желательно резиновая, чтобы волосы максимально не намокали и вода в ушки не попадала. Если шапочка тряпичная — можно попросить родителей вышить на ней имя ребенка. Это очень удобно на начальном этапе — быстрее происходит запоминание детей, есть возмож-  ность уже с первых занятий сразу обращаться к детям по имени.

Эти принадлежности укладываются в небольшую сумочку. Дети должны научиться аккуратно складывать вещи и вынимать их из сумки, пользоваться ими. Это экономит время в бассейне и воспитывает самостоятельность.

Исследованиями установлено оптимальная периодичность занятий по плаванию два раза в неделю во всех возрастных группах. Есть авторы, которые рекомендуют проводить занятия в младших и средних группах – 2 раза в неделю, в старших и подготовительных — 3 раза в неделю. Количество детей в группе – 10-12. Если появляется тринадцатый ребенок – то должен появиться и дополнительный взрослый для наблюдения за группой. Длительность занятия 25-35 минут.

К занятиям по плаванию с согласия родителей допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям в воде, ознакомленные с правилами поведения в бассейне.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С родителями необходимо провести беседу. Удобнее всего это сделать на родительских собраниях, о проведении которых инструктор по плаванию может узнать у воспитателей группы. Родителям необходимо рассказать о пользе плавания для здоровья ребенка, о важности навыков умения плавать для безопасности жизни, о порядке и правилах поведения в бассейне, о соблюдении нами техники безопасности по отношению к детям, подробно объяснить, что необходимо принести для бассейна. Ответить на интересующие родителей вопросы. Обычно родители задают много вопросов, особенно про гигиену и безопасность ребенка. Их можно понять — они доверяют нам самое ценное, что у них есть. Рассказать необходимо порядок проведения занятия, обратить внимание, что инструктор заходит в воду вместе с детьми, что с бортика за нами смотрит медсестра и всегда уточняем, что если они хотят зайти посмотреть как проводиться занятия – то мы не против. Раз в три месяца мы проводим открытые занятия для всех родителей, чтобы они могли увидеть успехи своего ребенка.

Ежедневно перед проведением занятий инструктор по плаванию должен проверить, как лежат коврики, нет ли скользких мест без коврика, расставить игрушки — метки, обязательно проверить с помощью термометра температуру воды и воздуха. При раздевании и мытье детей осматривает медсестра бассейна.

Во время проведения занятия ни один ребенок не должен самостоятельно покидать место занятий. Если необходимо выйти в туалет, он должен попросить разрешения у инструктора и сходить в туалет в сопровождении медсестры. В бассейне должна быть тишина и дисциплина. Говорит только тренер. Это желательно оговорить с ребятками с самого начала – «вы маленькие рыбки, а рыбки существа молчаливые. Превратились в рыбок – тишина». Радость детей от пребывания в воде не должна выражаться криками и баловством. Нужно дать ей правильное направление. Недопустимо чтобы дети, желая пошутить, звали на помощь.

После окончания занятия дети организованно выходят из воды, моются под душем, одеваются, сушат волосы и сопровождаются в группу инструктором бассейна.

Список использованных источников

1. Еремеева Л.Ф., 2005; « Научите ребенка плавать» Программа обучения плаванию детей до школьного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие / Л.Ф. Еремеева − СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
2. Петрова Н.Л., Баранова В.А., 2006; « Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста»
3. Осокина Т.И., 1985; « Обучение плаванию в детском саду», « Как научить детей плавать»

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1438

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке