Ключевые слова: фермер, АПК, аграрная сфера, диспаритет цен, импортозамещение, сельское хозяйство.

Рынок является одним из элементов координации поведения экономических субъектов. В истории ещё не существовала государства, экономика которого функционировала бы без использования механизма государственного регулирования экономики. Изменялась только пропорция использования экономических механизмов. Государственное регулирование сельского хозяйства — это деятельность государства по воздействию на систему и подсистемы аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением базовых методов экономического регулирования, а также государственных заказов, лицензий, квот, иных административных методов воздействия.

В Федеральном законе от 29 декабря 2016 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» описывается государственная социально-экономическая политика в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее — устойчивое развитие сельских территорий) [3].

Основными целями государственного регулирования сельского хозяйства являются:

  • обеспечение оптимального качества российских продовольственных товаров;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на международном рынке;
  • сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
  • правильное формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, первичного сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных отечественных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
  • обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
  • сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
  • формирование долгосрочно и эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка.

Эти цели направлены на закрепление России в мировом продовольственном рынке и обезопасить страну от диспаритета цен на сельскохозяйственные зарубежные товары. Для государственного регулирования сельского хозяйства характерно сочетание косвенного (экономического) регулирования и методов прямого (административного) регулирования.

На данный момент аграрное предпринимательство быстрыми темпами развивается, что связано, в первую очередь, международной обстановкой, а именно эмбарго заграничной сельскохозяйственной продукции, введение государственной программы поддержки предпринимателей и фермеров в АПК путем предоставления сельскохозяйственных земель и финансовой помощи в рамках «импортозамещения».[2] Формы государственной поддержки: прямая (бюджетный выплаты), косвенная (бюджетный средства носят стимулирующий характер) и опосредованная (финансирование сельскохозяйственных мероприятий). В первую очередь государство стимулирует молочное производство, так как до 2014 года данная отрасль деградировала, и Россия была зависима от иностранных поставок, что в свою очередь подрывало продовольственную безопасность. На втором месте выращивание «злаковых» культур и дальнейшее производство соответствующих сельскохозяйственных товаров. Сейчас еще рано говорить об итогах «импортзамещения» но можно с уверенность сказать, что с каждым годом развивается выпускаемый отечественный ассортимент сельскохозяйственных товаров. Надеемся, что государство будет и дальше развивать АПК в долгосрочной перспективе и продовольственная безопасность страны будет находиться в приоритетных целях правительства Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Андриянова М.В., Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Российская модель менеджмента: перспективы развития в XXI веке. //Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. — с.30-32
2. Андриянова М.В. Современные тенденции в области оплаты труда в России. // Научный поиск в современном мире: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. 2017. – Махачкала: Апробация, 2017. – с.25-26
3. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Продовольственная безопасность — показатель уровня экономического развития России//Вестник Академии. 2016. № 1. С. 5-10.
4. Конобеева А.Б. Проблемы импортозамещения в России//Вестник Академии. 2015. № 1. С. 70-73.
5. Рудакова Н.В. Показатели и методы оценки эффективности управленческих решений. // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. №7. с.164
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2016 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» http://kremlin.ru/acts/bank/24837