Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Основные принципы интеграции содержания военно-профессионального образования в области ИКТ»

Аннотация. Интеграционные процессы в образовательной системе подготовки военного специалиста призваны обеспечивать взаимосвязь и взаимную согласованность содержания, методических приемов и последовательность изучения дисциплин информатической подготовки, синтез актуализированных знаний и практических умений работы с информацией на более высоком (операционном) уровне в целях формирования и развития профессиональной компетентности военного специалиста.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, интеграция, военный специалист, военно-профессиональная подготовка.

Современный период социально-экономического и политического развития нашей страны характеризуется серьезнейшими структурными и качественными изменениями в системе Российского образования, осуществляемыми в соответствии с действующим в данной области законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В них сформулирована образовательная политика России, отражающая общенациональные интересы в сфере образования и учитывающая общие тенденции мирового развития, определяющие ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному и информационному обществу, динамичное развитие экономики, сокращение сферы неквалифицированного труда, возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства. В Федеральной программе развития образования Российской Федерации особое внимание уделяется структурной перестройке образовательной системы. Она должна быть направлена на «совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий» [6, с. 22]. Все это объективно обусловливает интенсивное опережающее развитие всего Российского образования.

Главной задачей Российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [3, с. 150]. Словами В. Путина эта же задача сформулирована следующим образом: «Стимулировать естественный процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования в единый рынок знаний» [5, с. 3–4].

Неотъемлемой составной частью Российского образования является подготовка офицерских кадров, которая осуществляется в системе военного образования МО РФ. Одной из отличи-

тельных особенностей военного образования является сочетание военно-профессиональной подготовки с общеобразовательной и профильной подготовкой в соответствии с государственными стандартами. В связи с этим систему военного образования необходимо привести в соответствие с реалиями военной организации государства и адаптировать к современным стандартам российской высшей школы.

Сегодня существуют различные точки зрения на интеграцию систем военного и гражданского образования [1, с. 2]: от независимой системы военного образования до ее полной ассимиляции в системе гражданского образования. Думается, сегодня в большинстве случаев решение возможно в виде оптимального сочетания первого и второго вариантов, а именно: подготовки военных специалистов как в военно-учебных заведениях, так и в учебных военных центрах (УВЦ) при гражданских вузах в зависимости от специальности, должностного предназначения, характера и условий предстоящей службы выпускников.

В этой связи, рассматривая проблемы развития российского общества, можно констатировать, что интеграция военного и гражданского образования – это наиболее перспективный путь подготовки кадровых офицеров. Системообразующими факторами интеграции базового и военно-профессионального образования являются: единство предметной области, охватывающей полные жизненные циклы средств вооруженной борьбы; единство научно-технической и материально-технической базы сложных военно-технических систем; тесная взаимосвязь нормативно-правовых основ содержания и развития образовательных процессов, в том числе в части Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); схожесть социальных проблем, возникающих в процессе функционирования образовательных структур; общие принципы финансирования и материально-технического обеспечения.

Интеграция базового инженерно-технического и военно-профессионального образования должна строиться на взаимосвязи всех ее структурных элементов: содержания; форм, методов, средств обучения и воспитания; подготовки (переподготовки) педагогических кадров; единства социально-экономических, психолого-дидактических, идейно-воспитательных и материально-технических условий; единства системы менеджмента качества образовательных услуг. «Установлено, что научно обоснованная совокупность дидактических принципов, на основе которых может строиться такая взаимосвязь, должна удовлетворять требованиям системы, имеющей определенную иерархию, при этом каждый из принципов должен предполагать все другие, т.е. реализоваться только при условии осуществления всех других принципов» [2, с. 156].

Наиболее полно, на наш взгляд, перечень принципов интеграции содержания образования сформулированы М.Н. Берулавой. Используя эти принципы, отметим их особенности относительно подготовки студентов УВЦ в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Указанные принципы разделим на три основных уровня, «в основе которых лежит реализуемое в учебном процессе соотношение содержательной и процессуальной сторон интеграции» [2, с. 142]:

  • целостности;
  • дидактического синтеза;
  • межпредметных связей.

Для высшего уровня интеграции – уровня целостности базового и военно-профессионального образования характерны следующие принципы:

  • СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ. Предполагается, что на основе слияния «Информатики», тактико-специальных и военно-специальных (технических) дисциплин образуется новая учебная дисциплина «Военно-инженерная информатика», которая должна обладать своим собственным предметом исследования и концептуальными основаниями;
  • ЕДИНСТВО, детерминирующее целостность и синтез используемых форм, методов и средств обучения;
  • ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Предполагает уплотнение и концентрацию интегрируемого материала, устранение дублирования в его изложении и изучении.

На уровне дидактического синтеза интеграция содержания образования должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов:

  • СУБОРДИНАЦИЯ. Данный принцип выражен координацией дисциплин, влияющих на формирование и развитие ИКТ-компетентности, а также сохранением их собственного предмета исследования. Причем информатика занимает ведущее место, а остальные дисциплины выстраиваются в зависимости от их статуса по отношении к предмету исследования;
  • СУБСТРАТНОСТЬ. В основе этого принципа лежит целостное системное изучение устройства и основных принципов действия вооружения и военной техники на основе содержания базовых общеобразовательных и специальных дисциплин с использованием средств ИКТ;
  • КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ. Регулирует интегративную взаимодополняемость методов и средств, соответствующих содержанию информатического и военно-профессионального материала;
  • ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ. Предполагает, что изучение учебного материала, связываемого друг с другом посредством интеграционных процессов, сконцентрировано во времени до рамок единицы учебного процесса (интегративный урок, семинар, лабораторная работа и т.д.). Тем самым обеспечивается одновременность изучения материала информатической и военно-профессиональной подготовки;
  • СИСТЕМАТИЧНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ. Систематичность и последовательность предполагает строгую логическую последовательность изучения учебного материала. Комплексность в обучении направлена на обеспечение взаимосвязи между элементами содержания процесса обучения (знания, умения и навыки);
  • ДОМИНАНТА. Означает, что для формирования и последующего развития ИКТ-компетентности информатика должна носить господствующий, преобладающий над остальными дисциплинами характер;
  • ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Выполняет ту же функцию, что на уровне целостности базового инженерно-технического и военно-профессионального образования;
  • РАЗУМНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ БЛОКА ИНТЕГРАЦИИ. Предполагает наличие достаточного объема учебного материала по информатике, которая может быть получена на базе военно-профессиональных дисциплин в рамках учебного занятия;
  • КОНСТАНТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО БАЗИСА. Предполагает, что развитие ИКТ-компетентности будущего военного специаиста в условиях интеграции информатики и военно-профессиональных учебных дисциплин реализуется на базе дисциплин военно-специального (технического) цикла;
  • ДИНАМИЧНОСТЬ. Предусматривает внутреннюю вариативность информационно-специального (технического) базиса в рамках военно-профессиональных учебных дисциплин.

В основе интеграции содержания инженерно-технического и военно-профессионального образования на уровне межпредметных связей лежат следующие дидактические принципы:

  • СУБОРДИНАЦИЯ. Выполняет ту же функцию, что на уровне дидактического синтеза;
  • ВРЕМЕННАЯ ОТСРОЧЕННОСТЬ. Данный принцип предполагает отдаленность изучения во времени дисциплин, влияющих на развитие ИКТ-компетентности, между которыми должно быть установлено интеграционное взаимодействие. Указанное взаимодействие может носить двойственный характер. Когда в разделы информатики включен материал военно-профессиональной направленности, то взаимодействие имеет опережающий характер, когда информатика включается в разделы военно-профессиональных учебных дисциплин – запаздывающий;
  • СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ. Означает, что актуализация информатики может иметь место в различных дисциплинах военно-профессионального блока;
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО БАЗИСА. Заключается в том, что интеграция базовых и военно-профессиональных дисциплин, влияющих на развитие ИКТ-компетентности, может осуществляться на базе обеих циклов учебных дисциплин;
  • ДУБЛИРОВАНИЕ. Предполагает больший или меньший элемент дублирования при установлении межпредметных связей между дисциплинами;
  • НЕЛИМИТИРУЕМОСТЬ БЛОКА ИНТЕГРАЦИИ. Состоит в нелимитируемости объема как базовых, так и военно-профессиональных дисциплин, между которыми может быть установлена взаимосвязь, выступающая в роли условия развития ИКТ-компетентности.

Анализ интеграции содержания инженерно-технического и военно-профессионального образования позволяет представить ее как систему, характеризующуюся определенными функциями и структурой. Рассмотрение интеграции содержания инженерно-технического      и             военно-профессионального образования как формализованной системы позволяет выявить ее основные идеи, понятия и принципы ее реализации в общем процессе подготовки будущего военного специалиста. Интеграционные процессы в образовательной системе призваны обеспечивать:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

  • взаимосвязь и взаимную согласованность содержания, методических приемов и последовательность при изучении дисциплин;
  • синтез актуализированных знаний и практических умений на более высоком (операционном) уровне обобщения в целях повышения качества военно-профессионального образования, формирования и развития профессиональной компетентности военного специалиста, в том числе и ее составляющей – ИКТ-компетентности [4, с. 60–63].

Список использованных источников

1. Барвиненко, В. Интеграция назрела [Текст] / В. Барвиненко, А. Клименко // Армейский сборник. – 1998. – №10. – С. 2.
2. Берулава, М. Н. Теоретические основы интеграции образования [Текст] / М. Н. Берулава. – М.: Изд-во Совершенство, 1998. – 192 с.
3. Лепешинский, И. Ю. Интегративный подход к формированию и развитию профессионально-значимых компетенций будущего военного инженера [Текст] / И. Ю. Лепешинский // Омский научный вестник. – Омск, 2009. – №2 (76). – С. 150-152.
4. Лепешинский, И. Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования [Текст] : монография / И. Ю. Лепешинский. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 224 с.
5. Путин, В. В. Высокое качество, эффективность и общедоступность – приоритетные цели развития образования [Текст] // материалы VII съезда Российского Союза ректоров. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – С. 3–4.
6. Розин, Б. М. Проблема гуманизации информатики. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации [Текст] / Б. М. Розин // Вопросы философии. – 1986. – №11. – С. 22.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1339

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке