Ключевые слова: кадровый резерв, кадры, целевая подготовка, менторинг.
Стремительное развитие институтов гражданского общества меняет в корне отношение к управлению и ставит перед законодателем, новые задачи, связанные с подготовкой гражданских служащих к выполнению сложных, многогранных проблем, имеющих социальный, экономический и политический характер. Высококвалифицированные кадры в настоящее время являются одним из наиболее значимых стратегических ресурсов. Кадровый состав определяет успешность и эффективность функционирования любой организации.
Кадровый резерв в государственной сфере определяется нормативными актами. Так, в Пермском крае под кадровым резервом понимают сформированные государственным органом по управлению государственной службой Пермского края перечни лиц, из числа государственных гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы органов государственной власти Пермского края [1]. Кадровый резерв создается для замещения высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы. В то же время участники кадрового резерва имеют ряд отличительных характеристик, это государственные служащие и граждане [2]:
1) потенциально свободные и готовые к более сложной, управленческой деятельности;
2) уровень квалификации которых отвечает требованиям, предъявляемым в соответствии в должностью;
3) прошедшие (проходящие) целевую подготовку путем обучения и развития соответствующих умений и навыков.
2008 г. № Пр-1573 сформирован кадровый резерв Президента России, аналогичные резервы управленческих кадров сформированы в федеральных округах, субъектах РФ, а также в органах государственной власти. В настоящее время резерв управленческих кадров субъектов Российской Федерации, составляет 9262 человека. В Приволжском федеральном округе Пермский край на 1 января 2017 г. занимает последнее место по количественному составу кадрового резерва, он составляет всего 29 резервистов [4].
Одной из ключевых проблем формирования кадрового резерва в органах государственной власти Пермского края является низкая эффективность механизмов подготовки высококвалифицированных управленческих кадров. От профессионализма, служебных и нравственных качеств государственных служащих зависит стабильность и успешность функционирования государственной системы. Причинами так называемого «кадрового голода» и дефицита профессионально подготовленных управленческих кадров становятся «формальное образование» и оторванность от производства (отсутствие практических занятий, способствующих выработке необходимых управленческих знаний, навыков и умений). Гражданский служащий, в первую очередь, должен обладать способностями поиска нестандартных подходов к решению проблем. Здесь, важной составляющей является опыт, поэтому важно формировать систему профессиональных знаний, которую служащие могут использовать в своей деятельности. В развитых странах активно используется такой механизм как менторинг (от англ. «mentoring» – наставничество). В советское время, при использовании данного механизма, наставничество предполагало опеку более опытным сотрудником менее опытного. Однако данный механизм имеет другие функции. Главным здесь является передача знаний и навыков, готовых решений от ментора (наставника) к ученику [3]. Одной из задач, поставленных Концепцией кадровой политики на государственной гражданской службе Пермского края и муниципальной службе в Пермском крае, является «развитие института наставничества на гражданской и муниципальной службе в содержательном и целевом единстве с использованием института испытательного срока» [1]. Данная мера может быть распространена и на участников кадрового резерва, поскольку получая только теоретические знания, служащий, не может быстро приступить к несению службы и процесс подготовки затягивается.
Второй, не менее важной проблемой является неполнота сведений, представленных на едином портале государственной службы Пермского края [5]. В настоящее время, в Пермском крае действует несколько основных интернет-источников для получения информации о состоянии государственной службы, в том числе: «Пермский региональный сервер» – http://www.perm.ru/, «Сайт Губернатора и Правительства Пермского края» – http://www.permkrai.ru/, сайт Законодательного Собрания Пермского края – http://www.zsperm.ru/. Кроме того, для поиска нужной информации можно использовать сайты органов государственной власти Пермского края. Однако предоставленных сведений часто недостаточно. Аналогично федеральному порталу «Госслужба», в Пермском крае единый портал должен отражать информацию о численности кадрового резерва Пермского края, об уровнях резерва, открытых вакансиях, а также программах обучения, которые могут пройти граждане и государственные служащие, находясь в составе резервистов.
Остается серьезной проблемой и проведение конкурсного отбора. В Пермском крае до сих пор не разработан единый порядок конкурса, программы собеседования и иных экзаменационных мероприятий. Определенные функции в данной сфере могут быть возложены на филиалы таких образовательных организаций, как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Поскольку данные ВУЗы осуществляют подготовку управленческих кадров и активно взаимодействуют с федеральными органами государственной власти при формировании федерального кадрового резерва.
Подводя итог, стоит отметить, что современные механизмы развития кадрового резерва довольно разнообразны, однако, в первую очередь, органам государственной власти Пермского края стоит обратить внимание на фундаментальные проблемы, которые требуют решения уже на протяжении нескольких лет. Разработка и внедрение новых методов организации работы с кадровым резервом позволит повысить стабильность и эффективность функционирования государственной системы.
Список использованных источников
1. Указ Губернатора Пермского края от 17 августа 2015 г. № 111 «Об утверждении Концепции кадровой политики на государственной гражданской службе Пермского края и муниципальной службе в Пермском крае» // СПС КонсультантПлюс.
2. Винченко М. В., Современные подходы к проблеме формирования, развития и использования кадрового резерва на государственной службе // Социальная политика и социология. 2013. Том 2. № 4. С. 15–24.
3. Савчук Д. А., Технология наставничества га государственной гражданской службе: трудности на этапе введения // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Том 11. № 1. С. 43–48.
4. Госслужба [Электронный ресурс]. URL: https://gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения 18.05.2017).
5. Государственная гражданская служба Пермского края [Электронный ресурс]. URL: https://gs.permkrai.ru/ (дата обращения 18.05.2017).