Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, личностная включенность в обучение, реализация способностей в обучении, социальная интегрированность в образовательном процессе.

Продуктивность вузовского образования во многом зависит от того, в какой мере оно сможет создать условия для полноценного личностного становления молодого человека, активизировать его внутренний потенциал как субъекта образовательного процесса [1].

В настоящий период в условиях модернизации высшей школы, обновления философии и методики обучения требуется антропоцентрическая парадигма построения высшего образования, полагающая человеко-образующие измерения образовательной практики [3]. Речь должна идти о создании в сфере высшей школы целостного социокультурного пространства становления молодого поколения как дееспособной и жизнеспособной части общества, полноценно реализующей свои личностные ресурсы в различных сферах деятельности [4]. Современный вуз должен создать среду интенсивного интеллектуального и личностного роста с тем, чтобы дать молодому человеку шанс полноценного развития не только в профессиональном, но и в умственном, личностном плане [2, 5].

В проводимом нами исследовании вузовской жизни студентов мы стремились уяснить, какие моменты и аспекты этой жизни составляют условия для их продуктивной самореализации в обучении, в профессиональном и личностном становлении.

В ходе проводимого нами исследования мы изучали образ студента как самореализующейся личности в процессе вузовской подготовки. Цель исследования заключалась в определении социально-психологических факторов самореализации студенческой молодежи в процессе обучения. С этой целью мы построили исследование в два этапа.

На первом (предварительном) этапе путём пробных пилотажных опросов, наблюдений, интервьюирования выявлялись наиболее значимые составляющие самореализации личности в процессе обучения в современном вузе.

На втором (основном) этапе посредством разработанной методики опроса студентов осуществлялся анализ выраженности этих компонентов самореализации и особенности их содержания в вузовской жизни студентов.

В исследовании приняли участие 302 студента старших курсов различных специальностей, обучающихся в четырёх вузах г. Белгорода. Экспериментальную выборку пропорционально составили студенты технического университета, гуманитарного и экономического университетов, а также юридического вуза МВД РФ.

В ходе проведения первого, предварительного, этапа был выявлен круг тем, вопросов, содержательных аспектов вузовской жизни, наиболее значимых для самореализации студентов. Последующая семантическая обработка и обобщение полученных сведений позволила объединить их в три общие тематически узловые группы [6].

Первую группу составили такие аспекты самореализации, которые непосредственно отражали отношение к учебе как ведущей деятельности студенческой молодежи. Они выражали различные стороны субъектив- ной значимости процесса обучения и мотивации обучения в целом. В эту группу вошли такие нарративы как: интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление идентифицироваться с преподавателями и представителями профессии, направленность на целостное проявление в учебе и др.

Выраженность этих аспектов позволяла судить о степени личностной причастности и приобщенности студента к образовательному процессу. Данную группу как исходный компонент самореализации в обучении мы обозначили как сферу личностной включенности в процесс обучения.

Вторая группа тем и аспектов вузовской жизни отражала степень и полноту раскрытия и развития личностных качеств студентов в вузовском обучении. Её составили такие важные моменты как: развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др. Совокупность этих аспектов отражала такую важную составляющую самореализации в вузовском обучении как реализация способностей в процессе обучения.

Состав третьей тематической группы условий самореализации был получен за счёт таких аспектов вузовской жизни студентов, которые отражали степень их социальной интегрированности в процессе обучения. Как отмечали сами студенты, без интенсивного и продуктивного межличностного общения реализовать себя как личность в вузе практически невозможно. Необходима некая питательная почва, среда, социальное участие и забота со стороны вуза, а также возможность личностного взаимодействия для разностороннего общения и личностного самовыражения. Поэтому такие аспекты вузовской жизни как внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и др. в значительной степени способствуют успешной самореализации студентов. Методика и общие результаты исследования.

На втором, основном, этапе исследования на базе выделенных выше трёх узловых макро-тем условий самореализации студентов нами был составлена и проведении соответствующая методика [7]. Данная методика представляла собой опросник, состоящий из 49 вопросов, объединенных в три шкалы: 1) личностная включенность в процесс обучения, 2) реализация способностей в обучении, 3) социальная интегрированность в процессе обучения.

Студентам предлагалось оценить каждый вопрос по пятибалльной шкале. По результатам опроса и статистической обработки полученных данных выявлялся уровень самореализации студентов в их вузовской жизни.

Обобщенные данные исследования всех 302 студентов 4-х вузов представляются в следующим виде.

Средний показатель уровня самореализации по всей выборке студентов составил 3,16 балла (из 5 максимальных), то есть общий результат можно рассматривать как умеренный уровень самореализации. Поуровневое распределение студентов выявило следующее.

Высокий уровень отмечается всего только у 7 студентов (2,3% от всей выборки) и соответствует значениям от 4 до 5 баллов, при этом результат выше 4,5 балла выявлен только у одного студента.

Результат выше среднего (3,5 – 4 балла) показали 60 студентов (19,9%). Средние показатели и выше среднего (3 – 4 балла) были установлены всего у 120 студентов (39,7%).

Невыраженный уровень (от 2,5 до 3 баллов включительно) обнаружен у 93 студентов (30,8%), которые, судя по их ответам, не находят для себя реализации в большинстве сторон своей жизни в вузе.

Низкий уровень (ниже 2,5 балла) был установлен у 22 студентов (7,29%), которые не видят возможности и не могут реализовать себя вузе никаким образом.

Как следует из общих результатов, в целом у студентов превалируют пониженные данные уровня самореализации в обучении, поскольку высокие и выше среднего значения (выше 3,5 балла) установлено всего 67 студентов (22,2%), в то время как сниженные значения (до 3 баллов включительно) выявлены у 115 студентов (38,1%).

Более детальная картина особенностей самореализации студентов открывается в анализе результатов по трём основным шкалам методики.

Личностная включенность в процесс обучения. Среднее значение по данной шкале составило 3,06 (станд. откл. – 1,18), что соответствует нейтральному уровню выраженности. Высокие значения (выше 4 бал- лов) были установлены всего у 11 студентов (3,7% от выборки), а значения выше 4,5 балла только у двух студентов. Показатели выше среднего обнаружены у 47 студентов (15,6%). Между тем, низкие значения по этой шкале (меньше 2,5 балла) выявлены у 52 студентов (13,6%), а значения ниже среднего (от 2,5 до 3 баллов включительно) у 88 студентов (29,1%).

Таким образом, пониженные показатели установлены почти у половины студентов от всей выборки (140 чел. 46%), а выраженные значения личностной включенности в обучение установлены менее, чем у одной пятой части студентов выборки (58 чел. – 19,3%). Полученные данные указывают на то, что обучение в вузе как ведущая деятельность недостаточно охватывает стуеднтов.

Анализ структуры показателей, составляющих данную шкалу, позволяет пролить свет на особенности проявления личностной включенности в обучение. Среди наиболее выраженных позиций выделяются следующие три:

— личностная значимость обучения в вузе;
— интерес к учебе;
— ценность вуза как источника знаний.

По первой позиции высокие значения отмечены у 61 студента (20,2%), выше среднего у 118 студентов (39,1%), что в общей сумме составило более половины всех студентов (179 чел. – 59,3%). Между тем, низкая значимость вузовского обучения выявлена у 6 студентов (2%), а невыраженная значимость у 15 чел. (5%), что составило всего 7% от всей выборки студентов.

Сильно выраженный интерес к учебе был установлен у 55 студентов (18,2%), а выраженный интерес у 112 чел (37,1%), что также составило более половины охваченной обследованием молодежи (167 чел. – 55,3%).

Отсутствие интереса к учебе в вузе показали 9 чел. (3%), а невыраженный интерес – 25 чел. (8,3%), т.е. всего 34 чел. (11,3%).

Ценность вуза как основного источника знаний и субъективно значимой информации явно подчеркивается 48 студентами (15,9%), и признаётся в общем 108 студентами (35,8%), т.е. в сумме половиной всех опрошенных студентов (156 чел. – 51,7%). Не согласны с таким положением 8 студентов (2,6%) и 28 чел. (9,3%) такой ценности вуза не видят.

Среди позиций шкалы, получивших наиболее низкие значения выделяются следующие:

— стремление быть похожим на преподавателей, ведущих обучение;
— обучение как захватывающий процесс и источник вдохновения;
— трудность обучения;
— психологическая включенность в обучение и полезность потраченного на учебу времени.

В этом перечне вызывает особую озабоченность утрата вузовскими преподавателями статуса образца и примера для подражания студентами. По результатам опроса 106 студентов (35,1%) категорически не желают быть похожими на своих преподавателей, а 84 студента (27,8%) разделяют эту точку зрения не в столь категоричной форме. И только 14 чел. (4,6%) действительно хотят быть похожими на тех, кто их обучает, к ним тяготеет ещё 28 чел. от всех опрошенных (9,3%).

Таким образом, подавляющее большинство студентов (190 чел. – 62,9%) не видят в преподавателях значимых для своего личностного становления профессиональных и жизненных образцов. Данный факт указывает на ослабление одного из важных механизмов вузовской социализации – механизма персональной идентификации. Он заключается в том, что молодой человек приобщается к профессии, прежде всего, через идентификацию с теми, кто этой профессии его обучает.

И если такой идентификации не происходит, то трудно ожидать успешного освоения будущей профессии.

Стоит также добавить, что около половины студентов (137 чел. – 45,4%) не чувствуют своей полной включенности в обучение, не обнаруживают в вузовском обучении источник вдохновения и душевного подъема.

Особо явно на это указали 67 чел. (22,2%) и с ними скорее готовы согласиться ещё 70 чел. (23.2%). И только для 16 студентов из всей массы опрошенных (5,3%) данный вопрос решается явно в пользу вуза и 39 чел. (12,9%) также склонны к такому мнению, что в удельном весе не превышает и пятой части опрошенных студентов (18,2%).

Вызывает также настороженность, что процесс обучения в вузе не является трудным для студентов. Наш опрос показал, что около половины студентов не считают для себя трудным учиться в вузе (147 чел. – 48,7%). С большим трудом даётся обучение всего 36 студентам (11,9%) и некоторые трудности испытывают ещё 37 чел (12,3%), т.е. всего 73 чел. (24,2%).

Кроме того, многие студенты не чувствуют психологической включенности в обучение и пользы от потраченного на учебу времени (118 чел. – 39,1%). Из них 50 студентов (16,6%) испытывают крайнюю досаду от даром потраченного на занятия времени. В противоположность им только у 37 чел. (12.3%) отмечается полная психологическая включенность в обучение и ощущение её явной полезности для себя самого.

Реализация способностей в процессе обучения. Данная шкала выступает центральным звеном в структуре общих показателей самореализации в вузовском обучении. Вместе тем, в проведенном обследовании средний уровень значений по данной шкале в общем составил только 2,98 балла (станд. откл. – 1,18), что соответствует «пограничному» уровню на грани среднего и ниже среднего уровня выраженности. При этом высокие значения (выше 4 баллов) были выявлены всего у 7 студентов (2,3%), а показателей выше 4,5 баллов установлено не было. Уровень значений выше среднего был выявлен у 41 студента (13,6%).

Низкие показатели по данной шкале (меньше 2,5 балла) установлены у 57 чел. (19%), из них крайне низкие у 13 чел. (4%), а значения ниже среднего проявились у 109 студентов (36,1%).

В целом пониженные показатели отмечены более, чем у половины опрошенных студентов (166 чел. – 55%), в то время как повышенные составили всего 15,9%, (у 48 студентов). Вместе с тем, были установлены повышенные оценки студентов, которые относились к таким пунктам данной шкалы как:

— понимание себя как успевающего студента;
— обучение вузе как пространство лучшего самопознания;
— полезность обучения по сравнению с другими занятиями.

Анализ показал, что подавляющее большинство студентов рассматривают себя как успевающих и способных в деле вузовского обучения (205 чел. – 67,8%).

При этом почти половина студентов считает, что учёба в вузе помогает им лучше понять себя, позволяет постичь свои сильные и слабые стороны, изменить себя к лучшему (142 чел. – 47%). Не разделяют этой точки зрения всего 55 чел. (18,2%).

Существенная часть студентов признаёт бóльшую полезность обучения в вузе по сравнению с любыми другими занятиями (134 чел. – 44,2%), из них твердо убеждены в этом 58 чел. (19,2%). Не согласны с таким мнением также 58 чел. (19,2%), из них категорично не согласны 17 студентов (5,6%).

Низкие баллы были отмечены по таким пунктам данной шкалы как:

— учеба в вузе как условие достижения успеха в жизни;
— вуз как среда полноценного самовыражения личности;
— полнота раскрытия личностных способностей в вузовском обучении;
— обучение в вузе как условие профессионального роста;
— вуз как среда развития субъективно значимых качеств.

Подавляющее большинство студентов признает, что отличные оценки и вузовские знания далеко не всегда способствуют успеху в жизни (216 чел. – 71%). Из них твердо убеждены в этом почти половина – 139 студента (46%). Противоположного мнения придерживаются 42 студента (13,9%). Как видно, налицо явное снижение ценности вузовского обучения как залога жизненного успеха. Данный факт подкрепляется тем, что для половины студентов добросовестное обучение не является показателем профессионального роста (151 чел. – 50%), из них 46 чел. (15,2%) категоричны в этом мнении. Обратная точка зрения свойственна всего 78 студентам (25,8%) из них только 22 чел. (7,3%) твердо связывают успешное обучение с профессиональным ростом личности.

Опрос показал также, что у студентов не возникает ощущения полноты раскрытия личностных способностей в вузовском обучении. Так половина студентов выборки указывает на свои нераскрытые способности в обучении (158 чел. – 52.3%), а 63 чел. (20,9%) явно сожалеет об этом. С другой стороны, не может не настораживать тот факт, что обучение в вузе не отвечает развитию субъективно значимых качеств студентов. Многие студенты отмечают, что они хотят развивать в себе такие качества, которые они вряд ли смогут обрести обучаясь в своих вузах (134 чел. – 44,4%). Обратного мнения придерживаются более чем в два раза меньшее количество студентов (59 чел. – 19,5%).

Социальная интегрированность в образовательный процесс. Пункты данной шкалы отражают наличие необходимой социальной поддержки, помощи, участия и дружеских связей в студенческой среде, что создает благоприятный социальный климат для самореализации в обучении. Как показали результаты, данная составляющая получила наиболее высокие значения у опрошенных студентов во всех вузах. Так, среднее арифметическое составило 3,48 балла (станд. откл. – 1,17). Высокие значения по шкале установлены у 49 студентов (16,3%) Значения выше среднего установлены уже у 90 студентов (29,8%). Низкие значения (менее 2,5 баллов) выявлены всего у 14 студентов (4,6%), из них крайне низких оценок установлено не было. Оценки ниже среднего уровня были отмечены у 38 чел. (12,6%). Таким образом, впервые в про- веденном опросе в показателях данной шкалы отмечается перевес значений в пользу повышенных оценок, общий массив последних составил 139 случая (46,1%). В то время как пониженные значения средних показателей по данной шкале обнаружены всего у 52 студентов (17%).

В структуре данной шкалы был выделен ряд составляющих, получивших повышенные значения в субъективных оценках студентов.

Среди них выделялись следующие:
— наличие взаимовыручки среди студентов;
— крепость товарищеских связей в студенческой среде;
— чувство общности личности в студенческой среде.

Так, большинство опрошенных студентов отмечали, что они всегда могут обратиться за помощью к товарищам по учебе (230 чел. – 76,2%), из них 125 чел. (41,4%) твердо убеждены в уместности такого обращения. Не уверены в этом 29 студентов (9,6%).

Крепость товарищеских уз проявляется в нежелании большинства студентов расстать-ся со своими товарищами по группе, курсу (213 чел. – 70,5%). При этом слабость дружеских связей было отмечено всего у 41 студента (13,6%), из них 17 чел. (5,6%) находятся в явно аутсайдерской позиции.

Чувство общности также характерно для большинства опрошенных студентов. Так, 198 студентам (65,5%) не знакомо чувство одиночества в обучении, а к 120 из них (39,7% от общей выборки) оно не имеет никакого отношения. Вместе с тем, 43 чел. (34,4%) в разной степени испытывают состояние изоляции и социальной покинутости в студенческой среде.

Наряду с отмеченными позициями, выделяются также пункты с низкими оценками, такие как:

— активное участие во внутривузовской жизни;
— интерес к делам и жизни вуза в целом.

Из опрошенных студентов 100 чел. (33,1%) индифферентно относится к мероприятиям и делам, проводимым в вузе, считают их пустой тратой времени. Противоположного мнения придерживаются 81 чел. (26,9%).

Устойчивый интерес к делам вуза и к учебе отмечается у 95 чел. (31,4%), а 113 студентов (24,2%) считают, что в жизни есть гораздо более важные и интересные дела, чем обучение в вузе. При этом 40 чел. (13,2%) крайне скептически смотрят на учебу в вузе и вузовскую жизнь в плане самореализации.

Таким образом, данные показывают, что социальная интегрированность для большинства опрошенных студентов складывается в большей степени за счёт неформальных связей и общения в студенческой среде, и в гораздо меньшей степени посредством корпоративных дел и внутривузовских мероприятий.

Подводя черту под кратким изложением полученных результатов можно отметить следующее. Для большинства студентов различных вузов образовательный процесс обеспечивает возможность их самореализации, особенно по линии личностной включенности в обучение. Выявленные различия касаются особенностей самореализации студентов гуманитарного и технического вуза.

Так, студенты технического вуза отличаются более ответственным подходом к выполнению своих учебных обязанностей, которые непосредственно рассматриваются ими как этап их профессионального роста. Студенты-гуманитарии испытывают более полное включение в процесс обучения, принимают более активное участие в жизни вуза. Кроме того, как показало исследование, процесс самореализации в обучении имеет гендерные особенности. Так, у юношей данный процесс в целом носит менее проблемный характер. Им свойственно меньшее разочарование и неудовлетворенность. Девушки отличаются большей критичностью и эмоциональной включенностью в процесс обучения, они принимают более активное участие в жизни вуза

Выводы: полученные результаты дают основание констатировать, что большинству опрошенных студентов интересно учиться в вузе, они склонны рассматривать обучение как важное занятие в жизни, и убеждены, что не ошиблись в выборе вуза и специальности, их не тяготит ощущение бессмысленности посещения занятий.

Большинство студентов считают себя успевающими и способными, отмечают для себя полезность обучения в вузе. Вместе с тем, для многих из них собственные способности и потенциал остаются не полностью востребованными в процессе вузовской подготовки. Большинство студентов ощущают помощь и участие со стороны вуза, чувствуют ценность своей личности в процессе обучения. Вместе с тем, они признают, что их участие в жизни вуза носит не столь активный характер, а интегрированность в вузовскую среду имеет в большей степени ситуативный характер и складывается не столько на почве академических связей, сколько по линии неформальных межличностных отношений досугового характера.

Список использованных источников

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград, 1994. – 152 с.
2. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2008. — № 2. – С.143-152.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2001. – 304 с.
4. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности (монография). – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 145 с.
5. Шутенко Е. Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma Mater (Вестник высшей школы). –
2011. — №7. – С.33-36.
6. Шутенко Е. Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения // Психология обучения. – 2012. — №12. – С.79-87.
7. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Методика исследования самореализации в вузовском обучении / Под ред. В.А. Ситарова. – М.: МосГУ, 2008. – 54 с.