Ключевые слова: особая экономическая зона, ОЭЗ, технопарк, экономика, государство.

Современное состояние экономики заставляет государство и регионы создавать большее количество рабочих мест как в традиционных для регионов отраслях, так и в совершенно новых. Особенно это необходимо делать для моногородов, в которых градообразующие предприятия испытываю серьезные затруднения в связи с проблемами своего основного предприятия. Такая ситуация сложилось в частности в Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ». Одним из основных шагов в области диверсификации стало строительство и запуск в Тольятти особой экономической зоны.

Особая экономическая зона — это территория, в пределах которой действуют особые визовые, налоговые, таможенные, инвестиционные и другие условия хозяйственной деятельности для иностранных и отечественных фирм и предпринимателей. В настоящее время в России в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ действует ряд ОЭЗ следующих типов:

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

1) Промышленные («Алабуга», «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина», «Моглино», «Люди-ново»).
2) Технологические («Зеленоград», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Томск», «Иннополис»);
3) Туристические («Алтайская Долина», «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Воро-та Байкала»);
4) Логистические («Ульяновск-Восточный», «Советская гавань»).
Любой особой экономической зоне, действующей на территории нашей страны, присущи следующие характерные черты:

1. Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения предпринимательской деятельности (таможенные льготы, фискальные льготы, предоставление государством налоговых кредитов, под низкую процентную ставку, финансовые преференции, административные льготы).
2. Наличие обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения.
3. Поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти.
4. Максимальная открытость зоны вливаниям отечественного и иностранного капитала.

Создание особых экономических зон — это современное направление социально-экономического развития страны, которое предполагает обеспечение специальных финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «точках роста» с последующим распространением экономической активности на другие территории отечественного региона. За счет этого экономический рост, предпринимательская деятельность, инновационный процесс в ОЭЗ должен отличаться активностью, оказывая влияние на другие территории страны.

Особые экономические зоны на территории Российской Федерации создаются по следующим принципам:

1. ОЭЗ — часть государственной территории России;
2. ОЭЗ — это единое экономическое пространство, т. е. она является частью как внутреннего, так и внешнего экономического рынка.
3. Государственные интерес в участии крупных инвестиционных проектах.
4. Крупномасштабность реализуемых проектов.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

ОЭЗ является мощным ускорителем экономики страны, активно формируя экономические отношения на основе рыночных структур и форм хозяйствования. Наиболее активно содействуют переходу региональной экономики в национальную, а затем и в мировую с помощью инновационных технологий промышленно-производственных зон, научно-технологических, научно-инновационных центров, техно-парков.

В Тольятти оператором ОЭЗ стало Акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» (сокращенно АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»), которое было создано 29 апреля 2014 года для эффективного управления особой экономической зоной, расположен-ной в границах Ставропольского муниципального района Самарской области, в непосредственной близости от города Тольятти и по соседству с площадями альянса АВТОВАЗ – Renault – Nissan, GM-АВТОВАЗ, технопарком «Жигулевская долина». Компания ведет деятельность по двум основным направлениям:

1. Строительство и эксплуатация промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ «Тольятти»
2. Привлечение компаний-резидентов для строительства производств на территории площадки.

Финансирование производственной деятельности зоны обеспечивают источники как бюджетного, так и внебюджетного типа. На строительство инфраструктуры было выделено 140 миллионов евро внебюджетных средств, 180 миллионов евро из федерального и по 20 миллионов евро из областного и местного бюджетов. Каждый резидент ОЭЗ «Тольятти» при необходимости обеспечивается ресурсами административно-делового центра. Это выставочный комплекс и зал переговоров, медицинский кабинет и тренажерный зал, вспомогательные офисы банков. Это все создает благоприятные условия для развития собственного бизнеса.

Особая экономическая зона «Тольятти» отличается наличием специальных налоговых преференций для ее резидентов. Стоит отметить следующие моменты: Освобождение на срок до 5 лет от выплаты транспортного и земельного налогов. Налог на имущество не придется платить в течение 10 лет. Пониженная ставка по налогам на прибыль, начиная с 2012 и до 2018 года, составляет 0 %. Итоговая ставка сегодня равна 2 %, но к 2025 году планируется ее повышение до 15,5 %. Специальная программа по привлечению инвестиций в Самарскую область. Рассмотрим программу привлечения инвестиций более детально. Она была принята в ноябре 2012 года. Программа уже действует с 2013 года. А ее окончание запланировано на 2018 год. Согласно утвержденной программе резиденты зоны имеют право на получение субсидий, которые могут быть израсходованы на технологическое подключение энергопринимающих технологий к объектам инженерной инфраструктуры. Резиденты получат право бесплатно подключиться к источникам энергетических ресурсов.

Работа в экономической зоне «Тольятти» сконцентрирована сразу в нескольких направлениях, таких как: Автомобилестроение. Производство комплектующих на автомобили. Выпуск второстепенной продукции в сфере машиностроения. Производство товаров массового потребления. Задача создания зоны – это не только повышение уровня жизни региона, как говорилось выше. В качестве приоритетной цели было использовано развитие автомобильной промышленности государства в целом. Стоит сказать о стремлении интегрировать отрасль производства в мировое автомобилестроение. Можно отметить выпуск высокотехнологичных и конкурентоспособных единиц автомобильной техники и комплектующих для нее.

Степень и глубина воздействия особой экономической зоны на социально-экономическое развитие в различных регионах неоднозначны и зависят от многих факторов, в том числе и от целей, стоящих перед этими территориально-хозяйственными образованиями, и эффективности их деятельности. Решение о создании ОЭЗ на территории РФ требуют прежде всего критического подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных, региональных и местных властей. Сами по себе ОЭЗ не способны стать универсальным средством решения всех проблем, стоящих перед экономикой страны, но могут служить целям ускорения перехода страны и ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого вхождения России в мировую экономику.

Как уже говорилось, в Тольятти особая экономическая зона призвана диверсифицировать экономику города, и эта задача постепенно выполняется. «В ОЭЗ «Тольятти» появляются компании из новых отраслей, что отвечает одной из основных целей создания экономической зоны – диверсификации экономики города. Для нас также особенно важно, что новые проекты будут реализовывать инвесторы из нашего региона, доля которых в числе резидентов ОЭЗ выросла за последнее время. Увеличится число производств продукции бытового назначения, а значит, жителям будет проще увидеть результаты работы резидентов экономической зоны», — отметил губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин.

Список использованных источников

1. Ведмедь И. Ю. Стимулирование регионального развития при помощи организации экономических зон (мировой опыт) // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. Т. 14. № 3. С. 45-51.
2. Меньщикова В. И. Региональная социально-экономическая политика в России: новые императивы и возможные последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 11 (91). С. 181-192.
3. О внесении изменений в Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 30 ноября 2011 г. № З65-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
5. Рубцова Л. Н. Особые экономические зоны предпринимательства: теория и практика // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2012. С. 78-81.
6. Панюков, Д. И. Развитие инновационной инфраструктуры самарской области на примере технопарка Жигулевская долины / Д. И. Панюков, Р. В. Паранин. // Наука — промышленности и сервису. – 2015. – 10. – С. 83-85.