Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, государственная аграрная политика.

Для экономики любой страны аграрный сектор имеет важное значение. Производство продовольствия для обеспечения жизнедеятельности людей, продукция производственного назначения, воспроизводство рабочей силы и производство сырья для разнообразных видов непроизводственных потребительских товаров являются особенностью роли, которая отведена сельскому хозяйству. Сфера сельского хозяйства является важнейшей отраслью макроэкономического планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны [1].

Слыша термин «сельское хозяйство», мы представляем деятельность по производству продуктов питания, т. е. продуктов растительного и животного миров. Это лишь одно из понятий, которое употребляется довольно часто.

Вместе с тем существует и другой, более широкий термин – «агропромышленный комплекс» (АПК) [2, с.5]. Он вмещает в своем значении комплекс связанных между собой звеньев таких, как:

a. промышленные отрасли, которые поставляют средства производства сельскому хозяйству, а также отрасли, занятые техническим обеспечением сельского хозяйства
b. само сельское хозяйство
c. отрасли, которые обеспечивают доставление продукции потребителю
d. производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции и жизнедеятельности людей: вспомогающие и обслуживающие подразделения; коммуникационные линии электропередачи, водопровода; подразделения общественного питания, охраны здоровья, отдыха и т.п.[3, с.15].

Таким образом, нельзя не заметить, что сельское хозяйство кроме самого производства сельско-хозяйственной продукции взаимосвязано и с другими отраслями: одно рабочее место в сельском хозяйстве обеспечивает возникновение сразу нескольких рабочих мест в смежных отраслях, а любые сдвиги в аграрном секторе обязательно повлекут за собой такие же изменения в других отраслях [4, с.15].

На современном этапе в России остаются актуальными проблемы развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Трудности связанные с развитием аграрного производства можно разделить на объективные и субъективные [5]. К объективным трудностям следует отнести суровые природно-климатические условия. Существенная часть территории нашей страны, пригодная для сельского хозяйства, имеет слишком высокий уровень риска занятия сельскохозяйственной деятельностью. А субъективные сложности, в первую очередь, связаны с социально-экономическими потрясениями последнего века, которые включают войны, массовую коллективизацию, а также тяжелый переход к рыночной экономике. В результате, в аграрном секторе России в последние двадцать пять лет сложилась довольно сложная ситуация, когда весомое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей находятся на грани банкротства. Государство старается несколько улучшить эту ситуацию [2, с.5]. К основным способам государственного вмешательства в развитие сельского хозяйства относятся:

1) произведение государственных закупок и таможенное регулирование ввоза сельскохозяйственной продукции;
2) введение налоговых и других льгот и исключительных прав для сельскохозяйственных производителей; в отдельных случаях — прямые дотации, оказание консультационной, информационной и иной помощи;
3) государственное контролирование качества сельскохозяйственной продукции [2, c.50].

Однако, несмотря на уже предпринятые меры, в необходимости дальнейших планомерных действий по подъему сельского хозяйства нет сомнений.

В настоящее время перед государством в сфере аграрной политики стоит решение трех основных задач:

— усиление конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, контроль и обеспечение качества российских продовольственных товаров и поддержание стабильности снабжения ими население;
— продолжение устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости сельского населения, улучшении уровня его жизни, включая оплату труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
— сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для нужд сельскохозяйственного производства.

Конечная главная цель аграрной политики России: повышение уровня развития сельского хозяйства и достижения его стабильности [2, c.55].

Россия всегда считалась и до сих пор считается аграрной страной. После произведенных исследований выявлено, что в начале XX в. большая часть населения (80%) была занята в сельском хозяйстве. Однако на данный момент количество людей занятых в сельском хозяйстве не превышает 7%. В основном это связано с оттоком трудоспособного населения в более высокооплачиваемые и перспективные отрасли (промышленность, сфера услуг), а также с повышением производительности труда вследствие внедрения достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственное производство [4, c.15].

В условиях нарастающей глобализации социально-экономических процессов при одновременном усилении гиперконкуренции возникает настоятельная необходимость в преобразовании роли государства в сельском развитии [3, с.3].

Цель государственного регулирования АПК – формирование устойчивых социально-экономических и правовых условий для дальнейшего подъема и развития аграрного сектора, удовлетворения потребностей людей в качественных продовольственных товарах по социально-приемлемым ценам, обеспечение продовольственной безопасности нашей страны [3, с.28].

Дальнейшая деятельность государства в данном направлении подразумевает повышение обеспечения ресурсами сельских территорий для их успешного развития. Для этого необходимо укрепление аграрного сектора, диверсификация и подъем сельской экономики в целом. Кроме того, в настоящее время крайне необходимы государственные программы по развитию многоотраслевого малого предпринимательства в сельской местности [7, 8]. Усиление поддержки села согласно принятой федеральной целевой программе устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 годы с продлением до 2020 года поможет формированию стабильного аграрного сектора экономики и усилению его роли в будущем. Эта программа позволит значительно повысить процент занятых сельскохозяйственной деятельностью, а также увеличить уровень доходов сельского населения и свести к минимуму распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы оттока населения из сел в города и расширить количество регионов со устойчивым и возрастающим процентом сельского населения [2, c. 2].

Список использованных источников

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm
3. Гаврилюк О.В., Минина Е.Л. Аграрное законодательство зарубежных стран и России. — Москва, ИНФРА-М. — 2016. — С. 5-57.
4. Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г. Инструменты преодоления глобальных вызовов и угроз для аграрной сферы экономики: монография. — Издательство Мордовского университета, Саранск. — 2015. — С. 3-28.
5. Барбашова, С.А. Повышение эффективности сельскохозяйственных предприятий с учетом мирового опыта интенсификации производственных процессов/ С.А. Барбашова// Инновации и инвестиции.–2013.- №1.- С.57-59
6. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие. — М.: Магистр: ИНФРА-М. — 2013. — С. 5-20.
7. Лескина О.Н. Механизмы развития малого бизнеса в Пензенской области// NovaInfo.Ru. 2015. т.2. № 33. С. 149-154
8. Соколова И.С. Направления развития многоотраслевого малого предпринимательства в сельской местности/ Соколова И.С. Овсянникова А.В. // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. №2/1 (78). — С.301-303