Ключевые слова: аудит, бухгалтерская (финансовая) отчётность, субъект малого предпринимательства, аудиторская организация, внутренний контроль.

Признаком экономического роста страны является не только увеличение объёма валового внутреннего продукта (ВВП), но и рост жизненного уровня населения. России необходим не только рост количественных показателей, но и качественное развитие экономики. Такое развитие способно обеспечить увеличение числа малых предприятий, так как именно они являются источником увеличения доходов бюджета страны, и именно они способны оказать положительное влияние на жизненный уровень населения [1].

На сегодняшний день актуален вопрос о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности субъектов малого предпринимательства, собственники которых считают необходимым знать актуальную информацию о деятельности предприятия, его перспективе развития [2].

Аудит как элемент рыночных отношений получил широкое мировое признание. Он является формой независимого контроля и может охватывать все экономические субъекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности [3].

Согласно законодательству РФ, аудит предприятия представляет собой независимую проверку бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, целью которого является составление отчёта о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности [4].

Бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица (малого предприятия) является отчетность (или её часть), которая предусмотрена Федеральным законом от 6.12. 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016) или другими нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная иными федеральными законами или изданными согласно с ними нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация [5].

Если руководство аудируемых лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, принимает участие в составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, то данные лица вправе не иметь развернутое описание учетных процедур или подробно составленную учетную политику. [6].

Ввиду того, что у некоторых малых предприятий владелец и руководитель может быть одним лицом и выполнять функции, которые в предприятиях более крупного размера относятся к нескольким составляющим системы внутреннего контроля, внутри субъектов малого предпринимательства отсутствует граница между составляющими системы внутреннего контроля. Однако цели данных аудируемых лиц сходятся с целями предприятий, имеющих более крупный размер [7].

Во время проведения аудита отчётности субъектов малого предпринимательства, большое внимание должно уделяться факторам риска. Так, например, ввиду нерегулярного ведения учётных записей без последовательного соблюдения формальных требований или при затруднении регулярных сверок учётных данных, на предприятиях, где число сотрудников, ведущих бухгалтерский учёт, ограничено, может возникнуть риск искажения бухгалтерской (финансовой) отчётности [8].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Так как документирование исследования и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно отвечать масштабу аудируемого лица, для субъектов малого предпринимательства такое документирование может проводиться в упрощенном виде в сравнении с документированием других субъектов предпринимательства [8].

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Субъекты малого предпринимательства, как правило, должны иметь значение риска необнаружения ниже, чем средние и крупные экономические субъекты. Основываясь на задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации рекомендуется спрогнозировать необходимое увеличение объема аудиторских выборок [8].

С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу [8].

В процессе проведения аудита субъекта малого предпринимательства необходимо уделять большое внимание приобретению официальных письменных разъяснений от его руководства, в которых руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию правильного ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в определённых ситуациях смогли бы привести свои аргументы и выразили бы аудиторской организации свою точку зрения по появившимся в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета и отчетности. В процессе сбора и оценки информации о субъекте малого предпринимательства аудиторской организации нужно принимать во внимание особенность нормативной базы таких субъектов, в том числе:

— упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— возможность применения (при следовании необходимым условиям) субъектами малого предпринимательства самостоятельно созданных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, произведенных самостоятельно;
— меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, оказывающие влияние на их финансово — хозяйственную деятельность [8].

Таким образом, аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности на субъектах малого предпринимательства осуществляется в соответствии со всеми правилами проведения аудиторских проверок, но с учетом особенностей малых предприятий, в том числе ограничения и отсутствия разделения обязанностей сотрудников, которые отвечают за ведение учета и составление отчетности, преобладающего воздействия собственника или руководителя на деятельность данного субъекта.

Список использованных источников

1. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие для вузов по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» — М. : Вузов. учеб. — 2010. — 380 с.
2. Васильчук О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности// Инновационное развитие экономики. — 2014. — № 3. — С. 17.
3. Шеремет А. Д. Аудит: учеб. для вузов — 6-е изд. — М. : ИНФРА-М. — 2014. — 351 с.
4. Шеремет А. Д., Старовойтова Е. В. Бухгалтерский учет и анализ. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 618с.
5.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельно-сти».
6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
7. Гуськова Т. Н., Васильева Е. А. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта// Вестн. ПВГУС. Сер. «Экономика». -2013. -№ 2 (28). -С. 93-98.
8. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1).