Ключевые слова: государство, малый и средний бизнес, проблемы, поддержка, развитие.

В данной работе рассматриваются проблемы, которые в текущей ситуации приобретают особую экономическую и социальную значимость, связанные с государственной поддержкой малого и среднего бизнеса в России. Малые и средние компании в силу своей мобильности и гибкости способны в кратчайшие сроки занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста. За последние годы бизнес-климат малого и среднего бизнеса улучшился за счет упрощения налогообложения, системы грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, кредитов на льготных условиях. Также расширяется доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Однако, несмотря на поддержку, малый и средний бизнес по-прежнему развивается медленно. Он представлен индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, и его вклад в ВВП страны не превышает 20%. Для сравнения этот показатель равен в США – 46%, Франции – 56%, Японии – 57%, Италии – 80%. Чтобы сделать ставку на малый и средний бизнес, как основу структурной перестройки российской экономики, долю малого и среднего бизнеса в ВВП нужно увеличить вдвое. Согласно данным Министерства экономического развития два из пяти российских предприятия являются малыми. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия.

В настоящее время продолжается формирование механизмов, которые будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса. В частности, Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, на основе которой сконцентрированы все инструменты для поддержки предпринимательства, такие как финансирование, юридическая, информационная и маркетинговая помощь. Главная задача корпорации – предоставление финансово-кредитной помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, разработка мероприятий по их включению в цепочки поставщиков госкорпораций. В конце 2015 г. компания утвердила программу на ближайшие 3 года, установив критерии эффективности по каждому направлению, в частности, активизация участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках; финансирование; маркетинговая / информационная поддержка; имущественная поддержка.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Также появляются возможности у отдельных регионов России в поддержке малого предпринимательства. Приняты законы, дающие им право вводить “налоговые каникулы” для впервые зарегистрированных организаций и двухгодичная нулевая налоговая ставка. Вместе с региональными командами необходимо определять направления, где бизнес является наиболее востребованным, создавать социальные программы обучения и добиваться конкретных результатов. Однако существует ряд проблем по контролю и надзору предпринимательства, доступ к финансовым ресурсам, инженерная инфраструктура. Нужно создавать новые рынки сбыта продукции в сфере поставок на внутренний рынок, высоких технологий, экспорта, социального предпринимательства. Государственная корпорация малого и среднего бизнеса, впервые в новейшей истории нашей страны создает ежегодно рынок закупок для малого и среднего бизнеса объемом 3 трлн руб. в год. Федеральная налоговая служба создала реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, вследствие чего, малый и средний бизнес получил доступ к этим огромным ресурсам. Но предложение должно успевать за спросом. Если создать такой огромный спрос на услуги малого и среднего бизнеса, то государственные органы рассчитывают, что малый бизнес будет соответствовать этим вызовам. Малый и средний бизнес должен обновлять основные средства, повышать производительность труда и самое главное получить доступ к финансовым ресурсам. Недавно ЦБ анонсировал инициативу, согласно которой нормы резервирования по кредитам, выданных малому и среднему бизнесу уменьшены со 100% до 75%.

Отдельно следует отметить систему контроля и надзора за малым и средним бизнесом. В настоящее время по незначительным правовым нарушениям есть два варианта у органов контроля и надзора: выписать штраф или сделать предупреждение. Но контрольные органы больше всего склоняются к первому варианту, при этом сумма за штрафы выросла за последние годы в несколько раз.

Растет количество внеплановых проверок. В настоящее время разрешены жалобы в виде онлайн, и если жалоба зарегистрирована и в ней говорится об угрозе жизни и здоровья, то проверяющий орган должен прийти. Поэтому должны быть внесены изменения в закон о работе с жалобами граждан и контрольные органы должны проводить идентификацию личности, которая обращается с жалобой, тем самым мы исключив псевдонимов, которые могут заниматься недобросовестной конкуренцией.

Следует отметить, что в каждом регионе нашей страны проблемы малого и среднего бизнеса решаются по-разному. Инфраструктура поддержки предпринимательства в Кемеровской области включает:

1. Муниципальные центры и фонды поддержки предпринимательства. В муниципальных центрах и фондах поддержки предпринимательства, созданных во всех муниципалитетах области, проводится обучение и консультации по вопросам юриспруденции, налогообложения и маркетинга. Можно зарегистрировать свою фирму, получить помощь в реорганизации бизнеса, подобрать офис и  производственное помещение. Действует служба «одного окна».

2. Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области. Он занимается предоставлением микрозаймов, поручительств перед банками, перед лизинговыми компаниями, оказывает консультационную поддержку для предпринимателей.

3. Агентство по привлечению и защите инвестиций. Оказывает квалифицированную помощь в поиске финансовых средств для реализации инвестиционных проектов, получении всех видов государственной поддержки, а также прохождении административных процедур.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

4. Бизнес-инкубаторы, В области функционируют Кемеровский городской бизнес-инкубатор, в котором предоставляются помещения для реализации бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор; бизнес инкубаторы офисного и производственно – офисного типа в городах Калтан, Киселёвск, Междуреченск, Топкинском районе.

5. Центр кластерного развития Кузбасского технопарка. Услуги предоставляются организациям – участникам кластеров: научным, инновационным, инженерно-техническим и производственным организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства Кемеровской области.

По данным Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области в 2016 г. было зарегистрировано 34389 субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) составляет 34033, из них к сфере оптовой и розничной торговли относятся 35,6% предприятий, к сфере производства – 9,7%. Количество средних предприятий составляет 356, из них к сфере торговли относятся 30,1%, к сфере производства – 16,6%.

Государство в решении проблем поддержки и развития малого и среднего предпринимательства ставит множество задач. Одна из самых главных – это формирование позитивного отношения к  предпринимательской деятельности. Такое формирование предполагает создание специальных экономических и правовых условий, благодаря которым можно развивать собственный бизнес. В настоящее время существуют все необходимые условия, чтобы развивать в гражданах желание заниматься бизнесом.

Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть ВВП. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса как фундамента социальной стабильности и модернизации. Нужно все учесть, внимательно проанализировать и сделать выводы, и не позволять органам власти держать малый и средний бизнес в “черном теле”. Нужно сделать все необходимое, чтобы предприниматели смогли в полной мере реализовывать свой потенциал. Это важно для развития всей страны и ее регионов, чтобы малый и средний бизнес занял устойчивую позицию не только внутри страны, но и на международной арене.

Список использованных источников

1. Официальный сайт Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области [Электронный ресурс]. URL: http://dprpko.ru (дата обращения: 20.05.2017).
2. Блог об инвестировании и трейдинге «Капиталист» [Электронный ресурс]. URL: capitalgains.ru (дата обращения: 16.05.2017).
3. Официальный сайт ресурсного центра малого предпринимательства России [Электронный ресурс]. URL: http://rcsme.ru (дата обращения: 09.05.2017).
4. «Фабрика манимайкеров» – портал о малом бизнесе России [Электронный ресурс]. URL: http://moneymakerfactory.ru (дата обращения: 12.05.2017).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru (дата обращения: 10.05.2017).
6. Официальный сайт Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 16.05.2017).
7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 10.05.2017).