Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности изучения и усвоения материала по истории учениками информационно-технологического профиля обучения»

Аннотация: в статье представлены наблюдения, полученные в ходе прохождения педагогической практики. Автор выделяет и характеризирует особенности изучения истории учениками информационно-технологического профиля обучения. Даются рекомендации относительно построения урока истории для учеников математического склада ума.

Ключевые слова: история, тип мышления, ФГОС СОО, раздаточный материал, 10 класс, информационно-технологический профиль, IT-лицей КФУ.

По учебному плану Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета предусмотрено прохождение студентами четвертых и пятых курсов педагогической практики в общеобразовательных школах городов Елабуги и Казани. По распределению я проходила практику в общеобразовательной школе-интернат «IT-лицей КФУ» в г. Казань. В лицее обучаются одаренные дети с

6 по 11 класс. После 9 класса идет распределение обучающихся по трем профилям: физикоматематическому, информационно-технологическому и химико-биологическому.

В обществе сложился стереотип, что люди математического склада ума не способны понять гуманитарные предметы, и наоборот, гуманитарии не могут справиться с математическими предметами. Вообще, в психологии принято выделять четыре склада ума и соответствующий ему тип мышления:

  • практический;
  • художественный;
  • гуманитарный;
  • математический (аналитический).

Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат – мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами [1, С. 322-323].

В IT-лицее мною была выбрана ученическая группа 10-3, обучающаяся по информационнотехнологическому профилю. Индивидуально-психологические особенности учеников были уже известны с первой педагогической практики – на четвертом курсе я преподавала у учеников группы 9-1, которые затем выбрали информационно-технологическое направление обучения. В ходе второй педагогической практики в работе с детьми были продолжены задачи по формированию у учеников навыков критического мышления; умения вести диалог и дискуссию на уроке; навыков работы с историческими источниками, историческими картами, историческими изображениями; умения выделять причинноследственные связи. Данные задачи соответствуют предметным результатам по усвоению курса истории России, прописанные в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования [2].

За время педагогической практики мною были проведены уроки по истории, включающие темы по эпохе первобытности, первых государств Древнего мира, античной эпохе [3]. Так, по темам «Проблемы периодизации Всемирной истории», «У истоков рода человеческого», «Неолитическая революция» использовалась археологическая периодизация и лента времени. Ученикам было понятнее и нагляднее, когда исторический материал отображался в виде восходящей линии.

По этой хронологии обучающимся был задан вопрос: «Глядя на эту схему, какие особенности вы можете назвать в развитии человеческого вида?» Ответом было: «Разные виды человека соседствовали друг с другом, но куда исчезали одни виды и появлялись другие?» На что уже другой ученик ответил, что между ними происходила борьба за проживание на определенной территории. Мне как педагогу осталось только сказать, что они абсолютно правы и человек современного вида появился в результате межвидовой борьбы.

Кроме этого, отметки на ленте времени и археологической периодизации могут заменять большие предложения. Например, «становление первых государств происходило в IV тысячелетии до н.э., когда люди открыли медь и начали изготавливать медные орудия труда». В археологической периодизации это выглядело бы как отметка о периоде энеолита (IV – II тыс. до н.э.) и отметка о 3118 г. до н.э.

  • образование Египетского государства. Вообще, особенность данной ученической группы заключалась в том, что им обязательно нужно было знать конкретную историческую дату: «Скажите нам конкретно дату и событие, произошедшее в это время, потому что нам так удобнее ориентироваться в истории».

Для изучения материала по истории первых государств Древнего мира мною использовались исторические источники, исторические карты и исторические изображения. Чтобы объяснить ученикамматематикам, почему первые государства образовывались в долинах крупных рек, мною был выбран фрагмент из исторического источника для математического вычисления:

«Год Х+2. Подъем Нила: 2 локтя, 2 пальца.

Сооружение 35 крепостей…Постройка судна Подъем Нила: 5 локтей, 1 ладонь, 1 палец» [4, С. 32]

Египетская система мер: локоть – 45 см, ладонь – 8 см, палец – 2 см. Решение: 5х45 + 8 + 2=235 см – на столько река подымалась во время половодья.

Так, ученики на практике подтвердили одну из теорий происхождения государств – ирригационную. В процессе преподавания исторического материала обучающиеся не раз задавали вопрос: «Откуда учитель истории берет информацию о прошлом, является ли она достоверной?» Разрешением этого вопроса как раз являлась работа с документами.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Для того чтобы внести разнообразие в учебную работу, использовались пазлы. Например, текст, содержащий описание древнеиндийских варн, был построен при помощи онлайн-конструктора пазлов [5].

Преобразование документа в пазл и использование данного приема на уроке по истории позволяет решить несколько задач:

  1. ученику приходиться вчитываться в текст, так как нужно находит слова, подходящие по смыслу;
  2. развивает мелкую моторику;
  3. текст, собранный из частей, легче запоминается;
  4. при актуализации знаний у ученика будет «всплывать образ» данного пазла.

Не стоит забывать и про проблемные вопросы, когда ученики высказывают свое мнение, вступают в дискуссию с учителем и одноклассниками. Ученики-математики, обладая аналитическим складом ума, наравне с гуманитариями, а может и лучше ориентируются в выявлении причинноследственных связей в истории.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в общеобразовательной школеинтернат «IT-лицей КФУ», мною как будущим педагогом были выявлены особенности изучения и усвоения исторического материала учениками информационно-технологического профиля обучения. Эти особенности заключаются в следующем:

  • исторический материал можно и нужно преобразовывать в знаки, символы, схемы и формулы;
  • использовать (там, где это возможно) приемы вычисления для изучения, закрепления и подтверждения исторического материала;
  • использовать исторические источники как способ доказательств (по аналогии доказательства математических теорий) относительно своих высказываний по истории;
  • составлять продуктивные вопросы по теме урока.

Список использованных источников

1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)/ http://base.garant.ru/70188902/ (Дата обращения: 02.11.2017).
3. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 432 с.
4. Из древнеегипетских анналов //Хрестоматия по истории Древнего мира/ Под ред. В.В.Струве.– Т.1. – М.:Учпедгиз, 1950. – 359 с.
5. Пазлы онлайн// http://online-puzzle.ru/ (Дата обращения: 23.09.2017)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

770

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке