Ключевые слова: история, тип мышления, ФГОС СОО, раздаточный материал, 10 класс, информационно-технологический профиль, IT-лицей КФУ.
По учебному плану Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета предусмотрено прохождение студентами четвертых и пятых курсов педагогической практики в общеобразовательных школах городов Елабуги и Казани. По распределению я проходила практику в общеобразовательной школе-интернат «IT-лицей КФУ» в г. Казань. В лицее обучаются одаренные дети с
6 по 11 класс. После 9 класса идет распределение обучающихся по трем профилям: физикоматематическому, информационно-технологическому и химико-биологическому.
В обществе сложился стереотип, что люди математического склада ума не способны понять гуманитарные предметы, и наоборот, гуманитарии не могут справиться с математическими предметами. Вообще, в психологии принято выделять четыре склада ума и соответствующий ему тип мышления:
- практический;
- художественный;
- гуманитарный;
- математический (аналитический).
Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат – мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами [1, С. 322-323].
В IT-лицее мною была выбрана ученическая группа 10-3, обучающаяся по информационнотехнологическому профилю. Индивидуально-психологические особенности учеников были уже известны с первой педагогической практики – на четвертом курсе я преподавала у учеников группы 9-1, которые затем выбрали информационно-технологическое направление обучения. В ходе второй педагогической практики в работе с детьми были продолжены задачи по формированию у учеников навыков критического мышления; умения вести диалог и дискуссию на уроке; навыков работы с историческими источниками, историческими картами, историческими изображениями; умения выделять причинноследственные связи. Данные задачи соответствуют предметным результатам по усвоению курса истории России, прописанные в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования [2].
За время педагогической практики мною были проведены уроки по истории, включающие темы по эпохе первобытности, первых государств Древнего мира, античной эпохе [3]. Так, по темам «Проблемы периодизации Всемирной истории», «У истоков рода человеческого», «Неолитическая революция» использовалась археологическая периодизация и лента времени. Ученикам было понятнее и нагляднее, когда исторический материал отображался в виде восходящей линии.
По этой хронологии обучающимся был задан вопрос: «Глядя на эту схему, какие особенности вы можете назвать в развитии человеческого вида?» Ответом было: «Разные виды человека соседствовали друг с другом, но куда исчезали одни виды и появлялись другие?» На что уже другой ученик ответил, что между ними происходила борьба за проживание на определенной территории. Мне как педагогу осталось только сказать, что они абсолютно правы и человек современного вида появился в результате межвидовой борьбы.
Кроме этого, отметки на ленте времени и археологической периодизации могут заменять большие предложения. Например, «становление первых государств происходило в IV тысячелетии до н.э., когда люди открыли медь и начали изготавливать медные орудия труда». В археологической периодизации это выглядело бы как отметка о периоде энеолита (IV – II тыс. до н.э.) и отметка о 3118 г. до н.э.
- образование Египетского государства. Вообще, особенность данной ученической группы заключалась в том, что им обязательно нужно было знать конкретную историческую дату: «Скажите нам конкретно дату и событие, произошедшее в это время, потому что нам так удобнее ориентироваться в истории».
Для изучения материала по истории первых государств Древнего мира мною использовались исторические источники, исторические карты и исторические изображения. Чтобы объяснить ученикамматематикам, почему первые государства образовывались в долинах крупных рек, мною был выбран фрагмент из исторического источника для математического вычисления:
«Год Х+2. Подъем Нила: 2 локтя, 2 пальца.
Сооружение 35 крепостей…Постройка судна Подъем Нила: 5 локтей, 1 ладонь, 1 палец» [4, С. 32]
Египетская система мер: локоть – 45 см, ладонь – 8 см, палец – 2 см. Решение: 5х45 + 8 + 2=235 см – на столько река подымалась во время половодья.
Так, ученики на практике подтвердили одну из теорий происхождения государств – ирригационную. В процессе преподавания исторического материала обучающиеся не раз задавали вопрос: «Откуда учитель истории берет информацию о прошлом, является ли она достоверной?» Разрешением этого вопроса как раз являлась работа с документами.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Для того чтобы внести разнообразие в учебную работу, использовались пазлы. Например, текст, содержащий описание древнеиндийских варн, был построен при помощи онлайн-конструктора пазлов [5].
Преобразование документа в пазл и использование данного приема на уроке по истории позволяет решить несколько задач:
- ученику приходиться вчитываться в текст, так как нужно находит слова, подходящие по смыслу;
- развивает мелкую моторику;
- текст, собранный из частей, легче запоминается;
- при актуализации знаний у ученика будет «всплывать образ» данного пазла.
Не стоит забывать и про проблемные вопросы, когда ученики высказывают свое мнение, вступают в дискуссию с учителем и одноклассниками. Ученики-математики, обладая аналитическим складом ума, наравне с гуманитариями, а может и лучше ориентируются в выявлении причинноследственных связей в истории.
Таким образом, во время прохождения педагогической практики в общеобразовательной школеинтернат «IT-лицей КФУ», мною как будущим педагогом были выявлены особенности изучения и усвоения исторического материала учениками информационно-технологического профиля обучения. Эти особенности заключаются в следующем:
- исторический материал можно и нужно преобразовывать в знаки, символы, схемы и формулы;
- использовать (там, где это возможно) приемы вычисления для изучения, закрепления и подтверждения исторического материала;
- использовать исторические источники как способ доказательств (по аналогии доказательства математических теорий) относительно своих высказываний по истории;
- составлять продуктивные вопросы по теме урока.
Список использованных источников
1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017)/ http://base.garant.ru/70188902/ (Дата обращения: 02.11.2017).
3. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 432 с.
4. Из древнеегипетских анналов //Хрестоматия по истории Древнего мира/ Под ред. В.В.Струве.– Т.1. – М.:Учпедгиз, 1950. – 359 с.
5. Пазлы онлайн// http://online-puzzle.ru/ (Дата обращения: 23.09.2017)