Аннотация. Рассмотрены особенности преподавания экономических дисциплин для технических специальностей, а также сложности, с которыми сталкивается преподаватель при их ведении и пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: экономика, экономические знания, экономика организации, мотивация, специалисты технических специальностей.

В настоящий момент российское общество остро нуждается в грамотных специалистах технических специальностей, которых готовят соответствующие профильные университеты, институты, техникумы. Для достижения этой цели в образовательных учреждениях обновляются образовательные программы, создаются новые курсы, проводятся интенсивные исследования, осуществляется переход на преподавание по стандартам нового поколения в русле достижений мировой науки. Важное место среди учебных предметов занимают экономические науки.

Современный подход в образовании требует достижения следующих целей: обеспечить комплексное системное ведение экономики предприятия, дать возможность студентам объяснять фундаментальные результаты развития бизнеса, учить студентов принимать решения в соответствии со стратегическими целями и оперативными возможностями [1]. В курсе экономика организации рассматривается современный механизм, обеспечивающий жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, изучение которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, неизбежно возникающие не только в работе экономистов, но и других специалистов, например: технических специальностей (механиков).

Экономика организации тесно связана с микроэкономикой и макроэкономикой, но не тождественна им. Отличие от микроэкономики состоит в том, что микроэкономический анализ изучает влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. В рамках микроэкономического анализа рассматриваются обе стороны рынка: спрос и предложение. С позиций экономики организации спрос рассматривается как заданная извне величина [2].

В ГПОУ НТЭТ проводится подготовка студентов по специальности 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» со сроком обучения 3 года 10 месяцев. Программа специальности предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания экономической подготовки в рамках изучения учебной дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» и ПМ.04 «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения».

На основании изученных учебной дисциплины и производственного модуля студент должен знать действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана. Также студент должен уметь оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные технико экономические показатели деятельности подразделения (организации); рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в нашей стране, разбираться в вопросах структуры предприятия, формирования основных и оборотных фондов, нормирования труда, владеть методикой расчета численности работников организации и показателей производительности труда, а также расчета заработной платы, калькулировании продукции, составление сметы на монтируемое и не монтируемое оборудование и многое другое.

Задача преподавателей заключается в том, чтобы направить интеллектуальные усилия студентов в те области экономики, которые в наибольшей степени отвечают специфическим потребностям их будущей профессии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Специализация студентов влияет не только на полноту и структуру курса экономики организации, но также на формы аудиторной и самостоятельной работы, текущего и итогового контроля; на методическое обеспечение курса.

Учебная дисциплина «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» должна преподаваться не только как теория, она должна отражать элементы экономической практики, для того, чтобы полученные знания можно было применить в реальной жизни. В рамках изучения ПМ.04 «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения» предусмотрена производственная практика сроком 1 неделя, при прохождении которой студенты работают с документацией предприятия, изучают и анализируют функциональную структуру предприятия, производят расчет численности ремонтного персонала, составляют штатное расписание, табель учета рабочего времени, производят расчет сметы на ремонт оборудования и т.д. У студентов это вызывает живой интерес к предмету и содействует освоению теоретического материала.

К сожалению, студенты делят все учебные дисциплины на основные и второстепенные, включая гуманитарные и социально-экономические, преподавателям которых обидно за такой выборочный подход к изучению предметов. Выход из подобной ситуации преподавателю видится в следующем.

Во-первых, в усилении мотивации студентов к изучению экономических дисциплин, стараться в ходе всех занятий убеждать студентов в том, что экономические знания необходимы каждому человеку, приводя следующую аргументацию: человек является в большей или меньшей степени субъектом, и объектом экономики, включен в нее. Человек вовлечен в многообразные экономические отношения, которые предполагают определенную экономическую грамотность. Кроме того, не все выпускники техникума в дальнейшем работают по своей специальности. Некоторые их них трудоустраиваются в совершенно иных сферах деятельности. А кто-то открывает свой бизнес. Именно тогда к ним приходит полное осознание и понимание необходимости получения экономических знаний, которые приобрели во время обучения, когда непосредственно сталкиваются с разными экономическими ситуациями, расчетами, многообразием рыночных процессов, происходящих в нашем обществе. Более того, некоторые выпускники сталкиваются с проблемой отсутствия экономического мышления, экономической культуры и неспособностью ориентироваться в экономической среде.

Список использованных источников

1. Низовкина Н.А. Особенности преподавания экономики предприятия в вузе для технических направлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа свободный: http://www.theoreticaleconomy.info/articles/727.pdf с. 68
2. Википедия, свободная энциклопедия. Экономика организации [Электронный ресурс]. URL: ru/Wikipedia.org