Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности преподавания экономических дисциплин для технических специальностей»

Аннотация. Рассмотрены особенности преподавания экономических дисциплин для технических специальностей, а также сложности, с которыми сталкивается преподаватель при их ведении и пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: экономика, экономические знания, экономика организации, мотивация, специалисты технических специальностей.

В настоящий момент российское общество остро нуждается в грамотных специалистах технических специальностей, которых готовят соответствующие профильные университеты, институты, техникумы. Для достижения этой цели в образовательных учреждениях обновляются образовательные программы, создаются новые курсы, проводятся интенсивные исследования, осуществляется переход на преподавание по стандартам нового поколения в русле достижений мировой науки. Важное место среди учебных предметов занимают экономические науки.

Современный подход в образовании требует достижения следующих целей: обеспечить комплексное системное ведение экономики предприятия, дать возможность студентам объяснять фундаментальные результаты развития бизнеса, учить студентов принимать решения в соответствии со стратегическими целями и оперативными возможностями [1]. В курсе экономика организации рассматривается современный механизм, обеспечивающий жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, изучение которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, неизбежно возникающие не только в работе экономистов, но и других специалистов, например: технических специальностей (механиков).

Экономика организации тесно связана с микроэкономикой и макроэкономикой, но не тождественна им. Отличие от микроэкономики состоит в том, что микроэкономический анализ изучает влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. В рамках микроэкономического анализа рассматриваются обе стороны рынка: спрос и предложение. С позиций экономики организации спрос рассматривается как заданная извне величина [2].

В ГПОУ НТЭТ проводится подготовка студентов по специальности 15.02.05 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» со сроком обучения 3 года 10 месяцев. Программа специальности предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания экономической подготовки в рамках изучения учебной дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» и ПМ.04 «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения».

На основании изученных учебной дисциплины и производственного модуля студент должен знать действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана. Также студент должен уметь оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; рассчитывать основные технико экономические показатели деятельности подразделения (организации); рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.

Будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в нашей стране, разбираться в вопросах структуры предприятия, формирования основных и оборотных фондов, нормирования труда, владеть методикой расчета численности работников организации и показателей производительности труда, а также расчета заработной платы, калькулировании продукции, составление сметы на монтируемое и не монтируемое оборудование и многое другое.

Задача преподавателей заключается в том, чтобы направить интеллектуальные усилия студентов в те области экономики, которые в наибольшей степени отвечают специфическим потребностям их будущей профессии.

Специализация студентов влияет не только на полноту и структуру курса экономики организации, но также на формы аудиторной и самостоятельной работы, текущего и итогового контроля; на методическое обеспечение курса.

Учебная дисциплина «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» должна преподаваться не только как теория, она должна отражать элементы экономической практики, для того, чтобы полученные знания можно было применить в реальной жизни. В рамках изучения ПМ.04 «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения» предусмотрена производственная практика сроком 1 неделя, при прохождении которой студенты работают с документацией предприятия, изучают и анализируют функциональную структуру предприятия, производят расчет численности ремонтного персонала, составляют штатное расписание, табель учета рабочего времени, производят расчет сметы на ремонт оборудования и т.д. У студентов это вызывает живой интерес к предмету и содействует освоению теоретического материала.

К сожалению, студенты делят все учебные дисциплины на основные и второстепенные, включая гуманитарные и социально-экономические, преподавателям которых обидно за такой выборочный подход к изучению предметов. Выход из подобной ситуации преподавателю видится в следующем.

Во-первых, в усилении мотивации студентов к изучению экономических дисциплин, стараться в ходе всех занятий убеждать студентов в том, что экономические знания необходимы каждому человеку, приводя следующую аргументацию: человек является в большей или меньшей степени субъектом, и объектом экономики, включен в нее. Человек вовлечен в многообразные экономические отношения, которые предполагают определенную экономическую грамотность. Кроме того, не все выпускники техникума в дальнейшем работают по своей специальности. Некоторые их них трудоустраиваются в совершенно иных сферах деятельности. А кто-то открывает свой бизнес. Именно тогда к ним приходит полное осознание и понимание необходимости получения экономических знаний, которые приобрели во время обучения, когда непосредственно сталкиваются с разными экономическими ситуациями, расчетами, многообразием рыночных процессов, происходящих в нашем обществе. Более того, некоторые выпускники сталкиваются с проблемой отсутствия экономического мышления, экономической культуры и неспособностью ориентироваться в экономической среде.

Список использованных источников

1. Низовкина Н.А. Особенности преподавания экономики предприятия в вузе для технических направлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа свободный: http://www.theoreticaleconomy.info/articles/727.pdf с. 68
2. Википедия, свободная энциклопедия. Экономика организации [Электронный ресурс]. URL: ru/Wikipedia.org

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1687

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке