Аннотация: Определены значимость и задачи патриотического воспитания молодежи. Представлены результаты социологических исследований студенческой молодежи, направленных на определение уровня патриотизма и гражданско-патриотического сознания, знаний истории страны. Результаты исследований позволяют говорить о необходимости комплексного подхода к формированию системы патриотического воспитания в Высших учебных заведениях.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, студенты, высшее образование, особенности патриотического воспитания студентов.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи является одной из приоритетных задач современных вузов, так как именно в студенческие годы человек уже осознанно воспринимает и принимает для себя такие понятия, как Родина, Отечество, гражданственность, патриотизм. Поэтому патриотическое воспитание студентов является одним из важнейших направлений образовательного процесса в вузах.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1, с. 9].

Если обратиться к исследованиям отдельных авторов, которые посвятили свои труды теме патриотизма, то можно сделать вывод, что патриотизм рассматривается и как чувство, и как принцип, и как психологическая готовность отстаивать интересы Родины, и как обязанность, и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено сложностью и многогранностью самого понятия патриотизма.

Выработка патриотизма формируется в семье, ближнем окружении, учебном заведении, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями.

Рассматривая патриотизм современных студентов, следует принять во внимание, что нынешние студенты родились во времена, которые характеризуется утратой многих ценностных ориентиров, проявлением противоречивых социальных установок. Современная молодежь очень активна и предприимчива, она достаточно легко вписывается в рыночные отношения. Тем не менее, жизненные цели студентов часто ориентированы на общие абстрактные мечты. У молодых людей, разделяющих идеи свободы выбора, мнений, недостаточно развито чувство гражданской ответственности и долга, наблюдается ориентация на западную культуру.

Так, данные опроса, проведённого Центром социологии студенчества в мае, свидетельствуют о том, что 67% респондентов считают себя патриотами, 19% затруднились дать однозначный ответ, 14% студентов к числу патриотов себя не отнесли [2, с. 3].

В свою очередь, патриотизм воспринимается студенческим сообществом как стремление к изменению положения дел для обеспечения ей достойного будущего (64%), работа и совершение действий на благо процветания страны (60%), защита страны от любых нападок и обвинений (40%), считать, что твоя страна лучше, чем другие страны (11%), считать, что у твоей страны нет недостатков (3%)  [2, с.  3].

Однако есть и противоположные мнения молодежи касательно патриотизма. Так по данным всероссийского опроса, который проводился в мае 2017 года среди 1600 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, 20% молодых людей не считают себя патриотами России и готовы уехать, чтобы реализовать себя, в то же время 27% беспокоит ситуация в стране. Еще 4% считают, что «они стране не нужны». При этом, 27% обеспокоены ситуацией в стране, а 24% считают коррупцию проблемой, затрагивающий их лично. Надо отметить, что позитивным является то, что для большинства молодежи традиционные, семейные ценности, патриотизм являются важными, значимыми [3, с. 5].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Главным положительным качеством жителей России и россияне, и иностранцы считают патриотизм (67,4% российских респондентов и 61,5% иностранных). Каждый мог принять участие в опросе Центра социологии студенчества совместно с Российским государственным социальным университетом и Южным федеральным университетом на тему отношения к России. Опрос был доступен для россиян и иностранных граждан [4, с. 5].

Целью патриотического воспитания студентов является создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей страны с присущими ей ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, способной проявлять свои положительные личностные качества в созидательном процессе в интересах Российской Федерации.

Повысить качество патриотического воспитания поможет план мероприятий по патриотическому воспитанию студентов, основными направлениями которого являются: создание гражданско-патриотического сознания, популяризация государственных символов Российской Федерации, пропаганда и популяризация государственного языка, формирование поликультурного сознания и межэтнической толерантности, военно-патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и развития страны, развитие студенческого самоуправления.

Необходимо разработать объективные критерии оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию студентов. Такими критериями могут выступать следующие качественные и количественные характеристики:

постоянство работы всех элементов системы патриотического воспитания в высшем учебном заведении;
степень интенсивности участия студентов в общественно-патриотических мероприятиях;
уровень развитости у студентов знаний государственной символики Российской Федерации;
уровень потребности участвовать в органах студенческого самоуправления;
количество проведенных общественно-массовых и патриотических мероприятий (военно-спортивных игр, конкурсов, кураторских часов, круглых столов);
количество студентов, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров.
Таким образом, формирование высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией возможно только при условии создания среды, где человек чувствует свою приобщенность к определенным референтным группам, которые становятся для него немаловажными при вовлечение его в социально значимую деятельность, наполненную историческим и патриотическим содержанием.

На формирование гражданских и патриотических качеств студенческой молодежи должно быть обращено особое внимание, ведь именно на ней сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, ответственность за будущее развитие и благополучие страны как суверенного, экономически сильного, демократического государства.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения 07.11.2017)
2. Кряжев А. Российские студенты назвали «символ настоящего патриотизма»//МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20170610/1496245366.html (дата обращения 06.11.2017)
3. Мельников В. Опрос: почти 20% молодежи не считают себя патриотами и хотят уехать из РФ // МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru
4. Пресс‑служба УрГПУ Всемирный фестиваль молодежи и студентов доказал, что молодежь мотивирована и способна решать вопросы мирового значения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uspu.ru/news/vsemirnyy-festival-molodezhi-i-studentov-dokazal-chto-molodezh-motivirovana-i- sposobna-reshat-vopros/ (дата обращения 07.11.2017)
5. Коротов В.М. Теоретические основы воспитания: Учеб. пособие. М: БГПИ. — 2013. — 70 с