Ключевые слова: строительная спецтехника, машиностроение, утилизационный сбор, лизинг строи-тельной техники, аренда строительной техники.

В настоящее время использование спецтехники в строительной индустрии занимает важное место, и вопрос по ее модернизации и внедрению очень актуален. Развитие строительных проектов и строительства в целом по России в последние годы, особенно в направлении использования монолитной технологии возведения сооружений, положительно сказывается на рынке строительной техники и оборудования. Строительство зданий разного назначения, прокладывание автодорог и сооружение транспортных развязок невозможно без применения экскаваторов, автокранов, погрузчиков и другого специального оборудования. Несмотря на то, что в 2015 году в России на 40-60 % сократились поставки импортной техники и ее реализация по сравнению с 2014 годом, востребованность строительной техники в России по-прежнему высока.

На развитие рынка строительной спецтехники существенно влияет организация таких крупных проектов как строительство газопровода «Сила Сибири» с Китаем, сооружение морского порта для освоения ресурсов Арктики, проведение Чемпионат Мира по футболу в 2018 году, Универсиады 2019 года в Красноярске, проектов по строительству новых автомобильных дорог и т. д. Такие проекты требуют возведения множества объектов инфраструктуры и активизации дорожного строительства, по-этому в долгосрочной перспективе мировой и российский рынок специальной и строительной техники имеет тенденции значительного роста.

Стоит отметить, что в России более 83 % строительной техники является импортной, при этом основными покупателями 70 % импортной техники являются предприятия Москвы и Санкт-Петербурга. Крупные иностранные компании предлагают на рынке новую, более эффективную технику по ценам, недоступным для многих потребителей, поэтому российские покупатели стараются приобретать технику российского производства с более приемлемыми ценами и качеством.

Основными причинами предпочтения строительной спецтехники иностранного производства, по нашему мнению, являются следующие:

1) низкое качество отечественной техники;
2) отсутствие отечественных аналогов востребованных зарубежных моделей;
3) участие в крупных международных проектах.

Наиболее востребованными в настоящее время являются экскаваторы, автопогрузчики и бульдозеры китайских, корейских, японских производителей (Таблица 1).

Таблица 1. Объем предложения на рынке новой спецтехники по странам-производителям по состоянию на 1.10.2015 г. [1]

Лидером по производству относительно недорогой спецтехники и соответствующей Российским ГОСТам остается Китай, на втором месте располагаются европейские конкуренты. К наиболее успешным российским производителям крупной строительной техники можно отнести Челябинский тракторный завод, Галичский автокрановый завод, Юргинский машиностроительный завод, Чебоксарский за-вод промышленных тракторов.

Также одной из основных тенденцией последних лет является увеличение спроса на малогабаритную спецтехнику, которая отличается своей экономической целесообразностью и универсальностью и сочетает в себе функциональные возможности нескольких видов техники, например, трактора и бульдозера. Такая спецтехника очень эффективна при проведении небольших по масштабу объемов работ, например, для прокладывания неглубоких траншей или перевозки малотоннажных грузов. Самой большой популярностью пользуются минитракторы, минипогрузчики и миниэкскаваторы. Самые технологичные модели малогабаритной спецтехники обладают всевозможными системами, обеспечивающими комфорт и безопасность использования. Стоимость такой техники обычно ниже среднегабаритной и крупногабаритной.

Изменение цен на дорожно-строительную технику наблюдается на протяжении 2014–2015 гг., что связано с годом выпуска и моделью. Отечественная техника подорожала меньше по сравнению с импортной. Например, стоимость дорожных катков увеличилась на 9,5 %, а катков, бывших в употреблении, на 22 %. Цены на автопогрузчики выросли в среднем на 20 %, а на бывшие в употреблении снизились на 11 % [1].

Для стимулирования отечественного рынка строительной техники в России Правительством страны подписано постановление, которое запрещает сотрудничать с компаниями, не имеющими техники отечественного производства, а с 2017 года компании, претендующие на госзаказ, должны иметь спецтехнику, изготовленную на территории Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии в количестве не менее 10 %, при этом к 2021 году этот показатель должен достичь 50 %. Список запрещенной импортной спецтехники распространяется на дорожные катки, экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, а также на технику, предназначенную для уборки [2].

Сложившаяся ситуация на рынке строительной техники создает положительные предпосылки для развития отечественного машиностроения, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем [3]:

1) увеличение спроса на отечественную технику;
2) развитие отечественного машиностроения и выведение его на новый уровень;
3) повышение качества российской строительной техники;
4) открытие новых машиностроительных заводов;
5) увеличение количества рабочих мест;
6) повышение популярности инженерных и рабочих специальностей;
7) защита российских потребителей от международного влияния, включая санкции со стороны Запада.

Еще одним перспективным направлением, имеющим поддержку государства, является использование строительной техники на газомоторном топливе. По сравнению с развитыми странами, в нашей стране используется небольшое количество такого вида техники, соответственно, это направление только начинает развиваться в отечественной практике и имеет большие перспективы.

Основными преимуществами строительной техники на газомоторном топливе являются: снижение расхода топлива; повышение эффективности эксплуатации техники; оптимизация управления; снижение вредных выбросов, по сравнению с обычным топливом.

Очевидно, что для реализации этих мер, а также в целях поддержки отечественного рынка строительной техники, необходима государственная поддержка. Одной из таких мер является повышение в 2016 году сбора на утилизацию дорожно-строительной техники [4]. По нашему мнению, повышение утилизационного сбора позволит:

– гарантировать утилизацию техники в результате выработки ее ресурса;
– ускорить темпы обновления парка техники;
– снизить объемы ввозимой импортной техники, которая выработала свой ресурс или была в употреблении.

Однако существует и мнение, что увеличение сбора приведет к повышению стоимости строительных машин.

Одной из основных проблем современного рынка отечественного машиностроения является значительное снижение инвестиций и финансирования, связанное с кризисными явлениями в экономике, а также отсутствие крупных инвестиционных проектов [5]. Зарубежные производители опасаются инвестировать средства в российские предприятия и строить на территории России собственные заводы. Также эксперты прогнозируют уход 80 % компаний со строительного рынка, а, к примеру, объемы инвестиций российской энергетической компании «РусГидро», являющейся владельцем большинства гидроэлектростанций страны, сократились на 20 % [6].

Несмотря на это, прогнозы по рынку развития строительной техники являются благоприятными. Успешный пример таких гигантов, как «Komatsu» и «Terex Corporation», позволит зарубежным компаниям более уверенно рассматривать возможность инвестирования в российское производство. Кроме того, по прогнозу аналитической компании «Transparency Market Research» [7], продажи на мировом рынке в сегментах спецтехники к 2017 году увеличатся до 192 млрд. долл. США и ежегодно будут расти в среднем на 6 %. Землеройная техника будет составлять 43 % от общего объема, этот сегмент будет самым крупным в мире.

Нельзя не отметить рост такого сегмента рынка как аренда или лизинг строительной техники. По данным аналитического центра «РусРентал» [6], объем рынка аренды техники в 2016 году вернется на уровень 2013 года и в дальнейшем будет расти не менее чем на 10 % в год. В настоящее время аренда строительной техники в нашей стране составляет 5 % по сравнению с покупаемой, тогда как в Европе большинство выпускаемой спецтехники передается по договорам лизинга [8]. Основными преимуществами лизинга и аренды строительной техники являются следующие:

возможность использования техники на незначительный срок;
– отсутствие необходимости оплаты полной стоимости техники;
– гарантийный ремонт и обслуживание;
– отсутствие необходимости уплаты налога на имущество организаций, т. к. имущество находится в собственности лизинго- или арендодателя;
– возможность использования новейшей техники [9].

К основным причинам низкого спроса на лизинг строительной техники в нашей стране, по нашему мнению, являются следующие [9]: несовершенство нормативно-правового законодательства; административные барьеры; ограничения на участие в сделках с недоукомплектованной техникой; теневой рынок аренды строительной техники; отсутствие информации о преимуществах лизинга и аренды.

Тенденции к увеличению сделок по лизингу и аренде отмечаются в больших городах, в которых крупные компании предоставляют аренду спецтехники, при этом наибольшим спросом пользуется землеройная и дорожная техника, а также экскаваторы и погрузчики. Наблюдается постепенный переход от продаж к аренде техники.

В заключении можно отметить, что на сегодняшний день развитие отечественного машиностроения напрямую связано с наличием инвестиций. Однако в связи с растущими масштабами строительства в последние годы и ростом спроса на строительную спецтехнику на российском рынке тенденция развития отечественного машиностроения постоянно увеличивается. Государственная политика, направленная на поддержку и развитие техники отечественного производства существенно влияет на ситуацию, которая складывается на данных сегментах рынка. Повышение спроса на малогабаритную технику, тенденции развития лизинга и аренды спецтехники свидетельствуют о положительной динамике на российском рынке строительной техники.

Список использованных источников

1. Обзор рынка спецтехники на конец 2015 года [Электронный ресурс] : http://kitocenka.ru/obzor-rynka-spetstekhniki-na-konets-2015-goda.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. № 656 «Об установле-нии запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных госу-дарств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document.
3. Ключникова Ю. В., Салагор И. Р. Проблемы стимулирования инновационной деятельности в строительстве // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы V международной научно-практической конференции. – North Charleston, SC, USA: Изд-во «CreateSpace», 2015. – 241 с. – С. 214-216.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1291 «Об утилиза-ционном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации» // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document.
5. Овсянникова Т. Ю., Казакова О. Г., Рабцевич О. В. Ресурсное обеспечение региональных ин-вестиционных программ // Вестник Томского гос. арх.-строит. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 383-393.
6. Строительная техника: перспективы роста рынка есть [Электронныый ресурс] : http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=5065&Heading ID=8.
7. Спецтехника. News [Электронный ресурс] : http://www.sbbs.ru/news/ newsinfo.php?newsid=1211.
8. Проблемы и перспективы аренды спецтехники [Электронный ресурс] : http://www.kar-met.su/stati3/tehnika_v_arendu.html.
9. Салагор И. Р. Жилищный лизинг как инструмент финансового механизма на рынке жилой не-движимости: дис. … канд. эк. наук: 08.00.10 / Салагор И.Р. – Томск, 2014. – 198 с.