Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Подходы к реорганизации процесса обучения студентов педагогической направленности»

Аннотация. В статье затронут вопрос реформирования системы профессиональной подготовки будущего учителя химии. Обоснована важность и необходимость использования современных педагогических технологий, направленных на развитие творческой, самостоятельной, познавательной деятельности студентов педагогической направленности Аргументирована важность перехода от учебно-дисциплинарной модели подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной.

Ключевые слова: система образования, профессиональная подготовка педагога, методология обучения, будущий учитель, педагог, технологии обучения, личностно-ориентированный подход.,

Модернизация образования, вызванная социально-экономическим преобразованием российского общества, актуализировала многие проблемы, связанные с подготовкой будущего педагога, так как от качества и уровня подготовки специалиста в сфере образования напрямую завит уровень подготовки выпускника школы и реализация всех идей заложенных в парадигму реорганизации системы российского образования.

В настоящее время в школе востребован педагог готовый успешно и плодотворно сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса, знающий глубоко свой предмет, владеющий современными образовательными технологиями и средствами обучения, устным и письменным общением, обладающий высоким уровнем психолого-педагогической подготовки и способный оперативно реагировать в различных педагогических ситуациях.

Однако результаты анкетирования работодателей в сфере образования за последние годы (2011–2016 гг.) показали, что современные выпускники высшего учебного заведения направления подготовки «Педагогическое образование» при достаточно высокой научно-теоретической подготовке предмета имеют весьма скромные практические умения и навыки по организации учебно-воспитательного процесса и обладают недостаточным опытом профессиональной деятельности.

Более того, разработчиками профессионального стандарта педагога отмечено, что низкий уровень психолого-педагогической подготовки учителя выражен в том, что он не умеет:

  • организовать урок в деятельностной парадигме;
  • организовать работу в группах;
  • работать с различными категориями детей;
  • работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д. (Ямбург, 2014).

К тому же было обращено внимание на то, что не все педагоги в полной мере обладают знаниями психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей), типологии детских проблем (детства в целом), не владеют общей психологической культурой общения, не владеют современными, в том числе, и здоровье-сберегающими технологиями обучения и воспитания.

«В результате российская школа стала получать молодых специалистов, которые не знают, не понимают и боятся современных детей с их трудностями и проблемами» (Ямбург, 2014). Получается, что школа ожидает учителя готового работать в свете требований современных реформ, а в итоге встречает учителя вчерашнего дня.

Следовательно, совершенствование методологии подготовки будущего учителя, в том числе и учителя химии, является определенной проблемой в образовании.

В процессе обучения в высшем учебном заведении студент как будущий учитель должен овладеть определенной группой педагогических способностей

  • дидактическими (способность организовывать учебный процесс по овладению новыми знаниями), организационно-коммуникативными (способность к педагогическому общению, обладание педагогическим тактом, организация учебно-познавательного процесса) и личностными, связанными с развитием саморегуляции, объективной самооценки, самоорганизацией. Профессионально-педагогические качества педагога необходимо формировать и развивать на всех этапах обучения студента.

Поэтому назрела необходимость, в рамках реорганизации образовательной системы, рассмотрение вопроса по осуществлению перехода от учебно-дисциплинарной модели подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной.

Анализ результатов требований по подготовке будущего учителя в высшем учебном заведении позволил выявить ряд проблем и констатировать следующее противоречия:

  • между постоянно возрастающими требованиями к уровню сформированности профессиональных компетенций будущего учителя-профессионала и существующей в вузе традиционной моделью его подготовки, не позволяющей обучить педагога в соответствии с требованиями реорганизации системы образования;
  • между требованием использовать современные педагогические технологии в подготовке будущего учителя и недостаточной их разработанностью и степенью реализации, как в процессе аудиторной подготовки студентов, так и во внеаудиторной работе.

В этой связи изучение вопроса о реорганизации методологии обучения бакалавров педагогического направления и внедрение в процесс их подготовки современных педагогических технологий, с преобладанием проектно-исследовательских и системно-деятельностных форм организации учебного процесса, позволяющих направить интеллектуальный и творческий потенциал студентов на позитивное развитие профессиональных компетенций, является актуальным.

Спектр определившихся противоречий и ряд проблем, существующих сегодня в подготовке учителя порождает необходимость в реорганизации системы обучения студентов направления «Педагогическое образование» с использованием современных педагогических технологий деятельностного типа, направленных на создание среды для проявления возможностей бакалавра, его индивидуальных особенностей и творческого потенциала.

Следует отметить, что процесс аудиторной подготовки будущего учителя, в том числе и учителя химии, в основном организован в репродуктивной форме монологическое чтение лекций, выполнение лабораторной работы по инструкции, проведение экзамена или зачета в форме «ответ-вопрос».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Несомненно, лекция в университетском образовании является одной и из основных форм учебных занятий. Но она, в большинстве случаев, представляет собой повествовательное изложение определенного материала по разделу конкретной науки или учебного курса. Монологическое изложение изучаемого материала с преобладающей деятельностью лектора и с доминированием его идеи не может способствовать развитию личностных качеств будущего педагога, его способности общаться с аудиторией, организовать беседу, дискуссию, процесс обмена информацией, развить умение рассуждать, строить своё публичное выступление (Пичугина, 2016).

Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать процесс аудиторной подготовки студентов и монологическое чтение лекций заменить на процесс обсуждения проблемных и сложных вопросов. Вместо лекции с индивидуальным её записыванием должен иметь место творческий процесс «сомышления», «сотворчества» студента и лектора, которые становятся соавторами в решении поставленных проблем. Такой процесс получения новых знаний в сотрудничестве и диалоге с преподавателем должен быть приближен к исследовательской деятельности, а достигнутые результаты стать достоянием самого студента. В этом случае репродуктивные методы (повествовательное, образно-ассоциативное, объяснительно-иллюстративное изложение теоретического материала) будут модифицированы в мыслепорождающий, проблемно-ориентирующий, парадоксо-предъявляющий процесс (Пичугина, 2016).

Организация практического занятия в вузе в большей степени также приобщена к монологу преподавателя с небольшой доли участия студентов. Выполнение лабораторной работы в основном ограничивается выполнением эксперимента по инструкции. Студенту в принципе не стоит тревожиться по поводу того, почему данный эксперимент следует проводить именно так и можно ли его провести иначе. Такой подход к организации учебного процесса не может способствовать развитию личностных качеств будущего педагога. Практические (лабораторные) занятия со студентами необходимо перестроить так, чтобы они имели смыслопорождающий, способои инструментально-обогащающий характер и являлись средой не только для получения теоретических знаний, но и для развития личностных профессиональных компетенций.

При организации самостоятельной работы студентов необходимо использовать парные и групповые формы обучения. И предоставлять возможность студентам самостоятельно не только изучать определенные теоретические вопросы, но готовить выступление по их объяснению перед всей аудиторией студентов с использованием элементов беседы, дискуссии, полилога. Такой подход к организации самостоятельной работы студентов позволяет сформировать организаторские способности, развить коммуникативные навыки в общении, ощущать и поддерживать обратную связь, умение слушать и понимать, своевременно замечать и исправлять ошибки, вести процесс объяснения. В этих условиях приобретается способность работать в команде, умение общаться, вести диалог, выслушивать мнения других участников процесса, аргументировано отстаивать свою точку зрения (Кожина, Косырева, 2017).

Восприятие и ощущение увиденного оказывает более значительное влияние на развитие внутренней мотивации студентов, побуждает их к творческой педагогической деятельности, учит процедурам целеполагания, моделирования, проектирования, рефлексии (Пичугина, Кожина, Косырева 2017). Процесс подготовки будущего педагога должен быть направлен на побуждение студентов к педагогической деятельности, стремление к реализации собственных способностей и приобретенных знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию.

Оценивание уровня сформированности профессиональной компетенции студента мы предлагаем проводить в два этапа – теоретический и творческий. На теоретическом этапе студенты отвечают, как должен быть организован современный урок химии, какие приёмы, технологии, средства обучения следует использовать. На творческом этапе, экзаменующиеся самостоятельно разрабатывают урок и моделируют. В ходе подготовки к экзамену будущие учителя должны не только «уяснить себе предмет урока во всех подробностях, но придумать объяснения, выражения, вопросы, приготовиться ко всем случайностям урока, обдумать каждое движение» (Ушинский, 1948).

Таким образом, использование личностно-деятельностного подхода в подготовке будущего педагога позволит в активной учебной деятельности помочь студентам не только освоить теоретический материал предметов, но и развить личностные и профессиональные качества будущего учителя.

Список использованных источников

1. Кожина Л.Ф., Косырева И.В. Самостоятельная работа студентов – основа качественной подготовки геологов. // Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб. ст. междун. научно-практической конференции 2 марта 2017 г. Саратов: ООО «Амирит», 2017. 150 с.
2. Пичугина Г.А. Проблемы в подготовке студентов в контексте комтентностно-ориетированного образования // Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб. ст. междунар. науч.- практич. конф. 2 марта 2017 г. Саратов: ООО «Амирит», 2017. 150 с.
3. Пичугина, Г.А. Инновационные подходы к подготовке будущего педагога. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. М.: Наука образования. 2016. № 1. С. 16–21.
4. Пичугина, Г.А. Системно-деятельностный подход в подготовке учителя химии. // Качественное естественнонаучное образование – основа прогресса и устойчивого развития России. Сб. ст. междунар. симпоз. 2–3 марта 2016 г. Саратов: ООО «Амирит», 2016. С. 107–110.
5. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. В 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948–1950. Т. 2.
6. Ямбург, Е.А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?. М.: Просвещение, 2014. 175 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

838

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке