Ключевые слова: политическое проектирование, проектный менеджмент, проектирование.

В условиях нестабильного состояния мирового общества политические процессы, происходящие с государством, требуют к себе более комплексного и спрогнозированного подхода, предполагающего более модернизированные схему управления государством, а именно проектное. Проектирование определяет, как внутреннюю, так и внешнюю политики страны и что, несомненно, требует и теоретически подкрепленного знания [1].

Проектирование берет свои корни в материальном производстве, однако далее начинает распространяться и в социально-политической жизни страны. История показывает, современное состояние государства является продуктом того, что сделано в результате прогнозов и задумок великих умов государства много поколений назад.

Проект (от лат. «projectus» – «брошенный вперед») – это специальная, ограниченная во временном промежутке деятельность, нацеленная на выработку уникального результата(определенного продукта или услуги) предполагающего видимое его улучшение, в условиях заданных ограниченных ресурсов, требований к качеству и допустимому уровню риска.

Проектирование предполагает создание некоторого образа социологического объекта. При этом инновационный проект может быть 3 видов: «прорыв», нацеленный на совершенно новую уникальную идею; «синтез», подразумевающий объединение ранее существовавших и реализованных где-либо идей в уникальную новую; «аналогия», предполагающая реализацию старой идеи в новых условиях по аналогии. Как известно, 98% инноваций в России это усовершенствования, улучшения уже существующих [2].

Вопрос эффективного формирования современной политической ситуации зависит от подхода, который мы выберем в данной ситуации, их существует всего три: субъектно-ориентированный, объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный.

Метод объектно-ориентированного подхода заключается в перенесении на социальное проектирование принципов проектирования материальных объектов. При проектировании организаций данный подход в настоящее время используется больше(выстраивание организационной структуры, разработка управленческой системы, взаимозависимость элементов, корпоративной культуры и т. п.)

Объектно-ориентированное проектирование обеспечивает видение объекта вкупе, дает понимание значимости его системных качеств и дает возможность реализовывать направленное создание либо высококачественное изменение внутриорганизационных взаимосвязей, рационализацию элементов управления и реинженеринг на базе которого сейчас созданы и работают многофункциональные центры по оказанию государственных услуг гражданам.

Социальные объекты в отличие от других намного сложнее и требуют достаточно глубокого и всестороннего проектирования, что имеет в себе проблемно ориентированный метод. Данный подход основан институтом социологии РАН и представляет собой определение проблем, и причин, формулирование целей и задач, которое сведено к тщательному прописыванию «дерева целей». Такая методология позволяет преодолевать ряд крупных ограничений, с которыми сталкивается объектно-ориентированный подход, однако, надо иметь общее видение структуры социальных объектов, которая не позволила бы пропустить появление возможных прорех.

В эпоху информационных технологий социальное проектирование становится новым и более модернизированным. Благодаря технологиям субъектно-ориентированный подход к проектированию, в рамках которого человек является активным элементом, участвующем в творчестве государственного устройства становится намного легче реализуемым [3].

Субъектно-ориентированный подход ориентируется на общие ценности, что обусловлено именно участием людей в создании норм, в выработке ценностных суждений, в согласовании позиций. По этой причине социальное проектирование интерпретируется как проектирование операций между каждым индивидом, участвующего в формировании социального мира. Главные аспекты данного способа – общее взаимодействие фигур компании, его модель и технологии необходимые для достижения некоего результата.

Концепция субъектно-ориентированного проектирования появилась ещё в рамках теории «public participation», зародившейся в Европе и США в 1960-е годы. Её значение содержалось в изменении социокультурной сферы за счет инициативного вовлечения людей в процесс обустройства данной сферы. На сегодняшний день подход такого рода применяется для формирования социальных движений, с целью модернизации культуры организации, усовершенствования эмоционального климата в коллективе. В государственном и муниципальном управлении субъектно-ориентированный метод способен стать дополнением к проектной работе, выполняемыми специалистами, экспертами, владеющими особыми знаниями(проектной деятельности, осуществляемой экспертами, профессионалами, обладающими специальными знаниями.).

Политические проекты направлены на решение конкретных задач и подразумевают не только моделирование будущего состояния объекта или процесса, но и разработку документации, определяющей последовательность шагов по достижению заданных в нормативной модели параметров, что отображается в различных нормативных актах и т. д.

Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирование, без него оно не может существовать. Этот метод позволяет видеть более реальную картину результата деятельности. Существует два основных вида прогнозирования – поисковое и нормативное. Прогнозирование делает проектирование неотъемлемым средством государственного управления, которая позволяет наиболее полно видеть результат создания или изменения объекта деятельности и о чем свидетельствуют прогнозы предыдущих лет [4].

В современном мире очень развит project management, которая может наиболее точно вызвать желаемые изменения в реализации политической деятельности, ориентированный в предоставление слаженной работы всех элементов, включенных в процедуру осуществления поставленной задачи, кроме того эффективное разделение ресурсов и подбор соответствующих технологий. Если сначала метод project management применялся в бизнесе, то в настоящее время он вводится и в государственном управлении, что можно посчитать еще одним свидетельством понимания роли проектирования в формировании политической современности [5].

Необходимо отметить, что на внедрение общественного проекта влияют различные системообразующие ценностные ориентиры, которые доминируют над научными моделями проекта в существующем обществе, а также сам проект зависит от множества человеческих факторов, такие как качества личности лидера, характеры, компетенции и взаимоотношения между людьми и связей между элементами системы управления проектом [6]. Огромную сейчас роль играет мотивационная составляющая содержания проекта, и которой уделяется немалое значение [7].

На данном этапе социальные технологии обеспечивают наиболее подходящее исполнение проектного замысла, чему способствуют модели организационного управления, вида корпоративной культуры, бизнес процессов и коммуникации в производственных и чему уделяется все больше и больше внимания
в условиях ее необходимости [8].

Проектированию в современной России помогает формировать государственную политику более объективными и конструктивными методами и открывает возможность лучше справляться с поставленными целями и задачами. Как фактор формирования политической современности проектирование начинает приобретать более весомую силу.

Список использованных источников

1. Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: www.filosof.historic.ru (дата обращения: 15.05.2016).
2. Балашова А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. Управление проектами. [Электронный ресурс] URL: www.hse.ru (дата обращения: 15.05.2016).
3. Луков Вал. А Тезаурусная концепция социального проектирования. [Электронный ресурс]. URL: www.zpu-journal.ru (дата обращения: 15.05.2016).
4. Константинова Л. В. История развития прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: www.astronom2000.info (дата обращения: 15.05.2016).
5. Маркова В. Д. Проектный менеджмент в государственном проектировании. [Электронный ресурс]. URL: www.lib.ieie.nsc.ru (дата обращения: 15.05.2016).
6. Жукова Т. Н., Чугунова Е. К. Организация проектной деятельности и формирование команды проекта. [Электронный ресурс]. URL: www.elibrary.unecon.ru (дата обращения: 15.05.2016).
7. Гапонова О. С., Чилипенок Ю. Ю. Мотивационные аспекты социального взаимодействия участников команды инновационного проекта. [Электронный ресурс]. URL: www.hse.ru (дата обращения: 15.05.2016).
8. Осипов А. Л. Интеграционный подход в управлении проектами в органах ГМУ, [Электронный ресурс]. URL: www.refdb.ru (дата обращения: 15.05.2016).