Аннотация. В статье изложены политико-правовые идеи русского философа И. А. Ильина. Анализируются политические взгляды философа на проблему строительства демократического общества в России. Рассматриваются политико-правовые заветы И.А. Ильина для современной России.

Ключевые слова: власть, национальная культура, «органическое государство», российская государственность, традиции.

В 21 веке происходят заметные перемены во всех сфера общественной жизни, которые значительным образом изменяют научные представления о нем. В связи с этим идет процесс пересмотра сущности и роли государства в современном мире. Сегодня российские исследователи, занимаясь поиском наилучшей модели российского государства, часто обращаются к интеллектуальному потенциалу «западной» и «восточной» культуры. Однако, полное заимствование этого опыта не сможет помочь решению современных проблем нашего государства. В связи с этим актуальным является обращения к наследию отечественной философско-правовой мысли, включающей в себя достижения мировой науки и практики и представления об особенностях российской национальной политико-правовой культуры [7].

Одной из самых состоятельных и исторически точных является идея государственного устройства, выработанная русским философом и публицистом И.А. Ильиным [5]. Поэтому не случайно Президент России В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию цитировал Ильина: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности. В этом огромный смысл и хороший наказ всем нам в сегодняшнее время» [8].

Одной из важнейших проблем современности является адаптация старых государственных традиций к новым реалиям. Исходя из этого, обостряется вопрос надвременных традиций, понятия «традиция» и «модернизация» воспринимаются как противоположные. Под модернизацией понимают заимствование зарубежного опыта, а под традицией понимают современный курс общественного развития. Вместе с тем, опыт показывает, что перестройка современной российской государственности посредством западной либерально-демократической концепции приобретает характер дестабилизирующий без учета национальных традиций. Поэтому одна из идей И.А. Ильина состоит в том, что успех осуществляемых преобразований состоит не в отказе от всего прошлого и не бездумным копированием чужого, а сохранением и преумножением национальной традиции, поэтому обращение к наследию Ильина может существенно помочь в поиске подходящего сочетания традиционных национальных основ и новация в реформировании современного российского государства [6].

Хотя И.А. Ильин относится сегодня к наиболее цитируемым авторам, его труды о сущности и структуре государственной власти, о праве и правосознании, о правотворчестве, о возможных путях выхода из кризисных состояний недостаточно изучены. К его заветам в различной степени обращаются представители правящей политической элиты. Современное общество нуждается в сопоставлении намечаемых программ с отечественными философско-политическими традициями, поэтому труды И.А. Ильина востребованы современной политической практикой.

И.А. Ильин занимает почетное место в отечественном научном наследии. Идеи Ильина дают почву для теоретического осмысления современности и поиску практических решений. Исследования, проводимые в 90-е годы 20 века и посвященные творческому наследию И.А Ильина, стали важным вкладом в развитие науки. Впервые был обозначен ряд вопросов, которым было уделено достаточное внимание. Особенно это касается таких аспектов как концепция монархической государственности Ильина, где он рассматривал монархию как одну из форм правового государства; концепция тоталитаризма, где Ильин рассуждает о том, что тоталитаризм помимо политического и экономического имеет еще и духовное измерение. Принимая в расчет всю совокупность научных исследований, можно выделить ряд концептуальных идей И.А. Ильина.

Одна из основных идей состоит в понятии «органического государства», согласно которой, политические системы развиваются подобно живым организмам, по своим внутренним законам, которые связывают вместе в неразрывное целое все составляющие их элементы и не допускают произвольных изменений. Это является весьма актуальным для России, так как особенности России требуют учета взаимосвязи социально-политических преобразований и естественно-политических условий возникновения, становления и развития, а также проблемой сохранения российской социально-культурной идентичности в условиях глобализации. Ильин делает акцент на задачи сохранения целостности исторически сложившегося государства. Отечественные исследователи творчества Ильина пришли к выводу, что специфические условия жизнедеятельности российского общества требуют, с одной стороны, серьезного усиления традиционной для России роли государства с выраженной вертикалью власти, а с другой – развитие коллективистских начал в гражданском обществе [4]. Из органической концепции И.А. Ильина вытекают проблемы, широко обсуждаемые и востребованные, это теория модернизации и проблемы научного осмысления процессов трансформации российского общества в современных условия, и вектор развития России на современном этапе. Из этого возникает вопрос о форме политических механизмов, который действует в стране в переходный период. И.А. Ильин обосновал существование «национальной диктатуры» в качестве такого механизма. Органическая концепция, выработанная И.А. Ильиным, применима к трансформациям современного российского государства, способствует превращению национальных качеств в конкурентные преимущества, что сможет позволить России отказаться от практики догоняющего развития.

Другая идея политической мысли И.А.Ильина заключается в принципе «теории органической демократии». По мнению отечественных политологов значение социально-политического наследия Ильина состоит в том, что она представляет собой показательный опыт метатеоретизирования в области в области модели демократия для будущей России, хотя и не доведенного до создания непротиворечивой схемы [1]. Близка к идеям И.А Ильина идея «соборной демократии», выдвигаемая в связи с пониманием самодержавия как синонима сильного независимого государства, объединяющего авторитарные и республиканские формы правления, включающие в себя институты прямой и представительной демократии, то есть все то, что Ильин называл «народной монархией».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Еще одним немаловажным моментом в понимании политической идеи Ильина являются теоретико-методологические положения по вопросувласти. Власть Ильин рассматривал как стабилизирующий механизм внутри общества. Лидеры, в руках которых сосредоточена власть, должны обладать высоким уровнем политической культуры, обладать деловыми и нравственными качествами, быть справедливыми, совестливыми и порядочными. Ильин настаивает на сочетании в государстве идеи самоуправления, корпорации с учреждением, то есть с адаптацией государства к реальности. Философ рассматривая государство как ограниченное сочетание корпорации с учреждением, свидетельствует об интепретации государства как материально-духовной реальности, имеющей своей целью выявление интеллектуального и духовного потенциала общества, а также защиту его прав. Сегодня, идея нравственной составляющей политики, может стать важным аспектом в теоретической разработке и практическом решении таких вопросов как основы права и государства, труда и собственности. Ильин выработал концептуальный подход в познании взаимоотношения государства и общества. К двум общеизвестным подходам либеральному и этатическому Ильин предложил третий, состоящий в оптимальном соотношении государственного и личного права. По мнению Ильина, обоюдное признание прав и свобод и их уважение является взаимным стремление личности и государства. В таком случае соблюдается баланс прав и свобод, поддерживающийся сотрудничеством, социальным творчеством и совместной деятельностью. Ильин пишет: «Государство состоит из народа и ведется правительством; и правительство призвано жить для народа и черпать из него свои живые силы, а народ должен знать и понимать это, и отдавать свои силы общему делу. Верное участие народа в жизни государства дает этому последнему его силу. В этом выражается демократическая сила истинной государственности» [2].

Принципиальные основы российского государственного устройства, по мнению Ильина, должны основываться не только на общих принципах права и государства, но и на основах русского государства и права. Важными проблемами, достойными пристального внимания и четкого, обдуманного, взвешенного решения И.А Ильин называл следующие: обеспечение национально-культурной свободы для всех российских национальностей; создание и упрочнение межнационального мира и братского сожительства всех народностей России; борьба с сепаратизмом и противогосударственными настроениями; взаимная поддержка всех национальностей в формировании российских граждан в духе отечественной верности. По словам Ильина, традиции ни в коем случае нельзя забывать, их необходимо помнить и обогащать, традиции становятся верными помощниками, когда воплощаются в творческом развитии. С другой стороны, перманентная преданность традициям без развития ведет к необоснованным псевдовременным имитациям.

И.А. Ильина необходимо отнести к либерально-консервативному течению русской общественно-правовой мысли. Ильин писал, что в государственном управлении либеральные меры обеспечивают права граждан, осуществляют свободу мысли и совести. Ильин был тем, кто предсказал России падение, так ненавистного ему коммунистического режима, представив проект будущей российской государственности. В него Ильин вложил следующие принципы: государство должно иметь двойственную структуру, состоящую в комбинации черт корпорации и учреждения; духовно-нравственное начало имеет первостепенное значение в природе государства; любые государственные преобразования зависят от уровня правосознания общества и лидеров правящей элиты; власть должна опираться на духовные начала, обладать духовным достоинством как национальной ценностью.

И.А. Ильин выступил своеобразным «основателем» консервативного типа модернизации, разработанного впоследствии европейскими учеными. Ильин понимал государство как «живую систему», которая ведет к познанию взаимоотношения человека и государства. В государстве, по Ильину, должен соблюдаться баланс прав и свобод, который поддерживается сотрудничеством. Ильин пишет: «Государство существует не только ради граждан и для них, но через граждан и в них: если бы народ вымер или разбежался, перейдя в другие государственные союзы, то государство прекратилось бы» [3].

Таким образом, идеи И.А. Ильина должны оказать на российских политиков влияние, способствующее поиску новой российской государственности. В большей степени политическим тенденциям соответствует идеология либерального консерватизма, сочетающая в себе идеи традиционализма с либеральными ценностями. В плане национальной идеи философ придерживается мнения, что необходимо сохранять свою истинную духовную природу, жить по-русски, а не копировать западные образцы культуры или выдумывать новые. В основе социально-политической трансформации современной России должна быть органическая парадигма, построенная посредством специфики национальной культуры. Это позволит России встать на свой путь, путь инновационного развития, который превратит национальные особенности в конкурентные преимущества и позволит отказаться от западной идеологии.

Список использованных источников

1. Изергина Н.И. Теория органической демократии И.А.Ильина и политическая трансформация постсоветской России. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2008. – 192 с.
2. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1 / И.А. Ильин; составление, предисловии и комментарии Ю.Т Лисицы. – М.:Айрис-пресс, 2008. – 528 с. – (Белая Россия).
3. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1994. – 622 с.
4. Карпинский Э.Э. Судьба России. – М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова. 2000. – 177 c.
5. Малинин С.А. И.А. Ильин – философ и эссеист // Молодой ученый, 2014. – №15. – С. 417-419.
6. Малинин С.А. Человек и российское государство в консервативной концепции И.А. Ильина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, 2013. – №4. – С. 134- 140.
7. Малинин С.А., Коханова Н.М. Развитие идей права в зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации, 2014. – №11-3(43). – С. 179-184.
8. Российская газета — Федеральный выпуск № .6550 (278).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1073

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке