Ключевые слова: социально-ориентированное предпринимательство, социальные инновации, корпоративная ответственность.
Одной из основных функций государства является социальная. В последнее время становится очевидным, что у государства не хватает ресурсов, чтобы заняться решением глобальных социальных проблем. В этой связи следует особое внимание уделить предпринимательству. Долгое время именно предпринимательство считалось виновным в тех проблемах, которые возникали в обществе. Строительство новых заводов с одной стороны предоставляет рабочие места населению, но с другой стороны пагубно влияет на экологию. Открытие точек быстрого питания позволяет населению сэкономить массу сил и времени, которое они могут потратить на работу, но в большей своей степени нездоровое питание влияет не только на работоспособность граждан, но и на среднюю продолжительность жизни общества, распространение болезней, а также на ряд заболеваний, вызванных неправильным питанием. Но, если перенаправить энергию предпринимательства с обеспечения своих собственных интересов на решение социальных проблем, то мы как раз-таки и получим социально ориентированное предпринимательство. В этом и заключается сущность социально-ориентированного предпринимательства: в решении социальных проблем с помощью предпринимательской деятельности. В данной работе понятия
«Социально-ориентированное предпринимательство» и «Социальное предприятие» рассматриваются, как неразделимые.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, Жан Батист Сэй, описывая предпринимательскую деятельность, делал акцент на создании ценностей. А Йозеф Шумпетер говорил о том, что только предприятия способны внедрять инновации. Питер Друкер же, в свою очередь, заостряет свое внимание на использовании изменений в качестве возможностей для будущего роста. И если термин «предпринимательство» имеет достаточно много трактовок и пониманий, то термин «социально-ориентированное предпринимательство» является относительно молодым и, зачастую, трактуется довольно свободно. Впервые термин «социальное предпринимательство» появился в работе Грегори Диза в 1998 году. По сути под социальным предпринимательством он понимал эффективную работу некоммерческого сектора с использованием предпринимательского инструментария. Почти в то же время в США в Фонде для безработных (The Roberts enterprise development fund) представили свое определение. Социальное предприятие – это доходное венчурное предприятие, организованное для расширения экономических возможностей нуждающихся слоев населения, одновременно ориентированное на получение прибыли. В целом данные определения схожи по смыслу, который заключается в следующем: социальное предпринимательство занимает промежуточное место между бизнесом и благотворительностью. От традиционного предпринимательства его отличает социальная миссия, решение какой-либо социальной проблемы. А от традиционной благотворительности – способ решения данной социальной проблемы: если в третьем секторе средства собираются посредством благотворительности, создания специальных фондов для сбора средств, и т.д., то в социальном бизнесе через предпринимательскую деятельность.
Также, в своей работе Грегори Диз выделяет пять оснований, благодаря которым предпринимательство может быть отнесено к социальному:
1) Определение миссии, которая создает социальную ценность;
2) Постоянное исследование новых возможностей, которые могли бы послужить развитию миссии;
3) Создание и внедрение социальных инноваций;
4) Наличие предпринимательского риска;
5) Наличие ответственности перед теми социальными группами, ради которых создавалось данное предприятие.
За последующее десятилетие было предложено множество различных определений социального предпринимательства. Например, в статье 2008 года «Social Entrepreneurship education: Is it achieving the desired aims?», Дебби Брок и Сьюзан Стейнер привели несколько определений. Алекс Николс понимает под социальным предпринимательством такое ведение бизнеса, которое предполагает внедрение социальных инноваций в бизнес среду для последующих изменений в обществе. Джоанна Мэр: «Социальное предпринимательство-это инновационные модели производства товаров и услуг, которые удовлетворяют базовые потребности граждан, не удовлетворенные государством и бизнесом (политическими и экономическими учреждениями).
Если проанализировать все тринадцать определений, приведенных авторами данной статьи, и обобщить их, то получится следующее.
Социальное предпринимательство это юридическое лицо, созданное для решения одной или нескольких социальных проблем с помощью внедрения социальных инноваций через использование предпринимательских механизмов.
В Российской же практике пока еще не сформировалось четкое понятие социального предпринимательства.
Категории социально-ориентированного предпринимательства. Для того, чтобы понять, какое место занимает социальное предпринимательство среди остальных организаций, следует изучить различные классификации. В первую очередь следует определить, какие категории входят в понятие социально-ориентированного предпринимательства. Во-вторых, как они соотносятся между собой. И в-третьих, какие подходы есть к пониманию сущности всех этих категорий.
Среди современных авторов, затрагивающих вопросы социального предпринимательства, стоит обратиться к Ким Альтер. Она является руководителем организации по поддержке социально-предпринимательских инициатив, которая называется Virtue Ventures. В своих работах она описывает различные предприятия с социальной составляющей, а также классифицирует их по разлитым основаниям.
В своей работе «Типология социальных предприятий», она выделяет три категории организаций: благотворительные, гибридные и бизнес. Благотворительные организации-это НКОвтрадиционном понимании. Они занимаются благотворительностью, существуют за счет дотаций из бюджета, специальных благотворительных фондов и создаются для решения социальных проблем или минимизации ущерба от них. Бизнес же в свою очередь является противоположностью благотворительности. Главное цель таких организаций-максимизация прибыли и ведение предпринимательской деятельности в своих собственных интересах. Больший интерес представляют гибридные организации. Это организации, которые сочетают в себе как черты благотворительных, так и бизнеса в разной степени. Они создаются, также как и благотворительные, для решения социальных проблем, но существуют, частично или полностью, за счет предпринимательской деятельности, также как и бизнес.
Следующая типология, представленная в той же книге «Типология социальных предприятий». Ким Альтер разбивает все существующие организации на шесть типов: традиционное НКО; НКО, получающее собственный доход; социальное предприятие; социально ответственное предприятие; предприятие, применяющее принцип социальной ответственности, традиционное предпринимательство. Если изобразить данные предприятия на схеме, то получится следующее.
Среди представленных организаций она выделяет четыре, у которых есть возможности социального предпринимательства. Это: НКО, получающее собственный доход; социальное предприятие; социально ответственное предприятие; предприятие, применяющее принцип социальной ответственности. Рассмотрим отдельно каждый тип на примерах.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
НКО, получающее собственный доход. К данному типу относятся организации, которые занимаются отдельными видами коммерческой деятельности. Она интегрирована в основную деятельность организации и приносит несущественный доход, который способен покрыть лишь некоторые запросы организации. Он служит вспомогательным денежным инструментом, но никак не основным. Для того, чтобы понять, чем НКО с коммерческими компонентами отличается от социального предприятия, рассмотрим два примера. Первый-зоопарк в Вашингтоне, второйзоопарк в Бангкоке. В США посетители зоопарка могут приобрести слоновий навоз в качестве экзотического удобрения за символическую цену. Такое предприятие нельзя рассматривать как бизнес, оно не приносит значительный доход, а лишь позволяет покрыть небольшие издержки. Также исключить затраты на самостоятельный вывоз навоза. Данное предприятие относится к НКО, получающему собственный доход.
Напротив, в Тайланде используют навоз со значительной выгодой, производя из него бумагу ручной работы высокого качества. Помимо того, что для изготовления такой бумаги используется слоновий навоз зоопарка Бангкока, этого оказывается недостаточно и смотрители зоопарка также закупают сырье у соседних зоопарков, ферм и питомников для переработки. Доход от данного предприятия позволяет покрывать значительную часть издержек зоопарка. И зоопарк Бангкока вполне можно рассматривать как полноценное социальное предприятие.
Социальное предпринимательство. Из предыдущего примера можно сделать вывод, что социальное предпринимательство представляет собой коммерческую организацию, созданную в социальных целях (смягчение/сокращение масштабов социальных проблем или провалов рынка) и для создания общественного блага.1 Как правило у таких предприятий есть социальная цель.
Социально ответственное предпринимательство. К такой форме бизнеса относятся организации, среди целей которых есть как коммерческие, так и социальные. Такие компании включают социальные цели в свои миссии и зачастую готовы потратить всю прибыль для их реализации.
В качестве примера можно привести Green Mountain Coffee Roaster. Это компания по производству кофе. Все решения в компании принимаются через призму социальной ответственности. В 1989 году компанией был создан специальный Экологический комитет для изучения возможностей внедрения экологических способов производства в повседневные бизнес процессы. Через три года компания запустила линию производства кофе, произведенного с помощью экологически безопасного способа ведения сельского хозяйства, благоприятно влияющих не только на землю, но и на здоровье рабочих.
Корпоративная социальная ответственность. Этим термином называется активность компаний, которые извлекают прибыль, но также участвуют в благотворительности.
Это основные типы организаций, совмещающих в своей деятельности коммерческие и социальные компоненты. На мой взгляд целесообразно объединить эти две классификации.
Объединив эти две классификации, видно, что НКО, получающие собственный доход и Предприятия, применяющие принцип социальной ответственности, подпадают как под гибридные, так и под благотворительные с бизнесом. Назовем их переходными. Если говорить про НКО, получающие собственный доход, то в них больше степень ориентированы на благотворительность, покрывая прибылью небольшую часть издержек, поэтому их можно назвать переходными от благотворительности к Социальному предпринимательству. Если же рассматривать предприятия, применяющие принцип социальной ответственности, то их главная цель-максимизация прибыли в личных интересах, и далеко не вся она идет на социальные цели. Поэтому данный тип также можно назвать переходным от социального предпринимательства к бизнесу.
Список использованных источников
1. Альтер К. «Типология социальных предприятий», 2007.
2. Аналитический центр ОАО «МСП Банк». Социальное предпринимательство в России, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www. mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_entrepreneurship-new.pdf
3. Debbi D. Brock, Susan D. Steiner. Social Entrepreneurship education: Is it achieving the desired aims? Universitat de Barcelona, 2008.
4. Emerson, Jed and Fay Twersky. New Social Entrepreneurs: The 228 Social entrepreneurship in the age of atrocities Success, Challenge and Lessons of Non-Profit Enterprise Creation, San Francisco, CA: Roberts Foundation, 1996.
5. Dees J.G. The Meaning of Social Entrepreneurship [Электронный ресурс]. URL: https://entrepreneurship.duke.edu/news-item/ the-meaning-of-social-entrepreneurship/
6. The Four Lenses Strategic Framework. Social Enterprise Classification [Электронный ресурс]. URL: http://www.4lenses.org/setypology