Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Понятие и сущность социально-ориентированного предпринимательства»

Аннотация. Последние столетия можно проследить значительное улучшение уровня жизни населения, рост производства, гуманизация общества, применение новых видов энергии. Но вместе с тем нельзя не отметить, что помимо преимуществ, которые несет в себе прогресс, человечество столкнулось еще и с рядом социальных проблем, таких как загрязнения окружающей среды, плохое питание, недостаток чистой питьевой воды, высокая смертность, угроза техногенных катастроф и прочее.

Ключевые слова: социально-ориентированное предпринимательство, социальные инновации, корпоративная ответственность.

Одной из основных функций государства является социальная. В последнее время становится очевидным, что у государства не хватает ресурсов, чтобы заняться решением глобальных социальных проблем. В этой связи следует особое внимание уделить предпринимательству. Долгое время именно предпринимательство считалось виновным в тех проблемах, которые возникали в обществе. Строительство новых заводов с одной стороны предоставляет рабочие места населению, но с другой стороны пагубно влияет на экологию. Открытие точек быстрого питания позволяет населению сэкономить массу сил и времени, которое они могут потратить на работу, но в большей своей степени нездоровое питание влияет не только на работоспособность граждан, но и на среднюю продолжительность жизни общества, распространение болезней, а также на ряд заболеваний, вызванных неправильным питанием. Но, если перенаправить энергию предпринимательства с обеспечения своих собственных интересов на решение социальных проблем, то мы как раз-таки и получим социально ориентированное предпринимательство. В этом и заключается сущность социально-ориентированного предпринимательства: в решении социальных проблем с помощью предпринимательской деятельности. В данной работе понятия

«Социально-ориентированное предпринимательство» и «Социальное предприятие» рассматриваются, как неразделимые.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, Жан Батист Сэй, описывая предпринимательскую деятельность, делал акцент на создании ценностей. А Йозеф Шумпетер говорил о том, что только предприятия способны внедрять инновации. Питер Друкер же, в свою очередь, заостряет свое внимание на использовании изменений в качестве возможностей для будущего роста. И если термин «предпринимательство» имеет достаточно много трактовок и пониманий, то термин «социально-ориентированное предпринимательство» является относительно молодым и, зачастую, трактуется довольно свободно. Впервые термин «социальное предпринимательство» появился в работе Грегори Диза в 1998 году. По сути под социальным предпринимательством он понимал эффективную работу некоммерческого сектора с использованием предпринимательского инструментария.  Почти в то же время в США в Фонде для безработных (The Roberts enterprise development fund) представили свое определение. Социальное предприятие – это  доходное  венчурное  предприятие,  организованное для расширения экономических возможностей нуждающихся слоев населения, одновременно ориентированное  на получение  прибыли. В целом данные определения схожи по смыслу, который заключается в следующем: социальное предпринимательство занимает промежуточное место между бизнесом и благотворительностью. От традиционного предпринимательства его отличает социальная миссия, решение какой-либо социальной проблемы. А от традиционной благотворительности – способ решения данной социальной проблемы: если в третьем секторе средства собираются посредством благотворительности, создания специальных фондов для сбора средств, и т.д., то в социальном бизнесе через предпринимательскую деятельность.

Также, в своей работе Грегори Диз выделяет пять оснований, благодаря которым  предпринимательство  может  быть  отнесено  к социальному:

1) Определение миссии, которая создает социальную ценность;
2) Постоянное исследование новых возможностей, которые могли бы послужить развитию миссии;
3) Создание и внедрение социальных инноваций;
4) Наличие предпринимательского риска;
5) Наличие ответственности перед теми социальными группами, ради которых создавалось данное предприятие.

За последующее десятилетие было предложено множество различных определений социального предпринимательства. Например, в статье 2008 года «Social Entrepreneurship education: Is it achieving the desired aims?», Дебби Брок и Сьюзан Стейнер привели несколько определений. Алекс Николс понимает под социальным предпринимательством такое ведение бизнеса, которое предполагает внедрение социальных инноваций в бизнес среду для последующих изменений в обществе. Джоанна Мэр: «Социальное предпринимательство-это инновационные модели производства товаров и услуг, которые удовлетворяют базовые потребности граждан, не удовлетворенные государством и бизнесом (политическими и экономическими учреждениями).

Если проанализировать все тринадцать определений, приведенных авторами данной статьи, и обобщить их, то получится следующее.

Социальное предпринимательство это юридическое лицо, созданное для решения одной или нескольких социальных проблем с помощью внедрения социальных инноваций через использование предпринимательских механизмов.

В Российской же практике пока еще не сформировалось четкое понятие социального предпринимательства.

Категории социально-ориентированного предпринимательства. Для того, чтобы понять, какое место занимает социальное предпринимательство среди остальных организаций, следует изучить различные классификации. В первую очередь следует определить, какие категории входят в понятие социально-ориентированного предпринимательства. Во-вторых, как они соотносятся между собой. И в-третьих, какие подходы есть к пониманию сущности всех этих категорий.

Среди современных авторов, затрагивающих вопросы социального предпринимательства, стоит обратиться к Ким Альтер. Она является руководителем организации по поддержке социально-предпринимательских инициатив, которая называется Virtue Ventures. В своих работах она описывает различные предприятия с социальной составляющей, а также классифицирует их по разлитым основаниям.

В своей работе «Типология социальных предприятий», она выделяет три категории организаций: благотворительные, гибридные и бизнес. Благотворительные организации-это НКОвтрадиционном понимании. Они занимаются благотворительностью, существуют за счет дотаций из бюджета, специальных благотворительных фондов и создаются для решения социальных проблем или минимизации ущерба от них. Бизнес же в свою очередь является противоположностью благотворительности. Главное цель таких организаций-максимизация прибыли и ведение предпринимательской деятельности в своих собственных интересах. Больший интерес представляют гибридные организации. Это организации, которые сочетают в себе как черты благотворительных, так и бизнеса в разной степени. Они создаются, также как и благотворительные, для решения социальных проблем, но существуют, частично или полностью, за счет предпринимательской деятельности, также как и бизнес.

Рис. 1. Ким Альтер «Типология социальных предприятий», 2007

Рис. 1. Ким Альтер «Типология социальных предприятий», 2007

Следующая типология, представленная в той же книге «Типология социальных предприятий». Ким Альтер разбивает все существующие организации на шесть типов: традиционное НКО; НКО, получающее собственный доход; социальное предприятие; социально ответственное предприятие; предприятие, применяющее принцип социальной ответственности, традиционное предпринимательство. Если изобразить данные предприятия на схеме, то получится следующее.

Среди представленных организаций она выделяет четыре, у которых есть возможности социального предпринимательства. Это: НКО, получающее собственный доход; социальное предприятие; социально ответственное предприятие; предприятие, применяющее принцип социальной ответственности. Рассмотрим отдельно каждый тип на примерах.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

НКО, получающее собственный доход. К данному типу относятся организации, которые занимаются отдельными видами коммерческой деятельности. Она интегрирована в основную деятельность организации и приносит несущественный доход, который способен покрыть лишь некоторые запросы организации. Он служит вспомогательным денежным инструментом, но никак не основным.  Для того, чтобы понять, чем НКО с коммерческими компонентами отличается от социального предприятия, рассмотрим два примера. Первый-зоопарк в Вашингтоне, второйзоопарк в Бангкоке. В США посетители  зоопарка  могут  приобрести  слоновий  навоз в качестве экзотического удобрения за символическую цену. Такое предприятие нельзя рассматривать как бизнес, оно не приносит значительный доход, а лишь позволяет покрыть небольшие издержки. Также исключить затраты на самостоятельный вывоз навоза. Данное предприятие относится к НКО, получающему собственный доход.

Рис.2. Ким Альтер «Типология социальных предприятий», 2007

Рис.2. Ким Альтер «Типология социальных предприятий», 2007

Напротив, в Тайланде используют навоз со значительной выгодой, производя из него бумагу ручной работы высокого качества. Помимо того, что для изготовления такой бумаги используется слоновий навоз зоопарка Бангкока, этого оказывается недостаточно и смотрители зоопарка также закупают сырье у соседних зоопарков, ферм и питомников для переработки. Доход от данного предприятия позволяет покрывать значительную часть издержек зоопарка. И зоопарк Бангкока вполне можно рассматривать как полноценное социальное предприятие.

Социальное предпринимательство. Из предыдущего примера можно сделать вывод, что социальное предпринимательство представляет собой коммерческую организацию, созданную в социальных целях (смягчение/сокращение масштабов социальных проблем или провалов рынка) и для создания общественного блага.1 Как правило у таких предприятий есть социальная цель.

Социально ответственное предпринимательство. К такой форме бизнеса относятся организации, среди целей которых есть как коммерческие, так и социальные. Такие компании включают социальные цели в свои миссии и зачастую готовы потратить всю прибыль для их реализации.

В качестве примера можно привести Green Mountain Coffee Roaster. Это компания по производству кофе. Все решения в компании принимаются через призму социальной ответственности. В 1989 году компанией был создан специальный Экологический комитет для изучения возможностей внедрения экологических способов производства в повседневные бизнес процессы. Через три года компания запустила линию производства кофе, произведенного с помощью экологически безопасного способа ведения сельского хозяйства, благоприятно влияющих не только на землю, но и на здоровье рабочих.

Корпоративная социальная ответственность. Этим термином называется активность компаний,  которые  извлекают  прибыль,  но также участвуют в благотворительности.

Рис. 3. Объединенная типология социальных предприятий

Рис. 3. Объединенная типология социальных предприятий

Это основные типы организаций, совмещающих в своей деятельности коммерческие и социальные компоненты. На мой взгляд целесообразно объединить эти две классификации.

Объединив эти две классификации, видно, что НКО, получающие собственный доход и Предприятия, применяющие принцип социальной ответственности, подпадают как  под  гибридные, так и под благотворительные с бизнесом. Назовем их переходными. Если говорить про НКО, получающие собственный доход, то в них больше степень ориентированы на благотворительность, покрывая прибылью небольшую часть издержек, поэтому их можно назвать переходными от благотворительности к Социальному предпринимательству. Если же рассматривать предприятия, применяющие принцип социальной ответственности, то их главная цель-максимизация прибыли в личных интересах, и далеко не вся она идет на социальные цели. Поэтому данный тип также можно назвать переходным от социального предпринимательства к бизнесу.

Список использованных источников

1. Альтер К. «Типология социальных предприятий», 2007.
2. Аналитический центр ОАО «МСП Банк». Социальное предпринимательство в России, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www. mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_entrepreneurship-new.pdf
3. Debbi D. Brock, Susan D. Steiner. Social Entrepreneurship education: Is it achieving the desired aims? Universitat de Barcelona, 2008.
4. Emerson, Jed and Fay Twersky. New Social Entrepreneurs: The 228 Social entrepreneurship in the age of atrocities Success, Challenge and Lessons of Non-Profit Enterprise Creation, San Francisco, CA: Roberts Foundation, 1996.
5. Dees J.G. The Meaning of Social Entrepreneurship [Электронный ресурс]. URL: https://entrepreneurship.duke.edu/news-item/ the-meaning-of-social-entrepreneurship/
6. The Four Lenses Strategic Framework. Social Enterprise Classification [Электронный ресурс]. URL: http://www.4lenses.org/setypology

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

980

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке