Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Попперианская критика историцизма»

Аннотация. Статья посвящена анализу критики историцистского концепта К. Поппером. Автор приводит основные положения историцизма, выделенные философом, и исследует его антиисторицистские воззрения.

Ключевые слова: историцизм, концепция, селективная история, интерпретация, методы исследования, исторический опыт.

Историцизм — принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Отличительной чертой является видение истории как определенной целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе которой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего. [3, с. 277].

В отечественной историографии проблема критики К. Поппером концепции историцизма сравнительно мало исследована и приводится в работах Розова Н. С., Афанасьевой О. В., Зуева К. А. [1; 2; 8]. Более полно данная проблема раскрывается в исследованиях западных ученых, таких как Corvi R., Marcos A., Nola R., Shearmur T. [9; 10; 11; 13]. Для них характерен анализ критики историцизма как элемента политической и социальной философии К. Поппера. Представляется необходимым более четко обозначить элементы антиисторицисткой концепции философа.

К. Поппер рассматривает историцизм как социально-философскую концепцию, согласно которой существуют законы, ритмы, схемы исторического развития, на основе которых можно осуществлять предсказания [4, с. 3]. Критика К. Поппером концепции историцизма содержится в его работах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма». Историцизм как социальная, политическая, моральная философия оказывал влияние на общественное развитие с древности. Впервые элементы историцисткой концепции появляются в Древней Греции у Гомера, Гесиода, Гераклита и Платона [5]. Яркими представителями историцизма в XIX в. являлись Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс.

К. Поппер приводит классификацию воззрений историцистов и выделяет «пронатуралистическую» школу, представители которой допускают применение методов физики к социальным наукам, и «антинатуралистическими школу», в рамках которой методы естественных наук недопустимы [4, с. 9].

В целом, К. Поппер выделяет следующие составные элементы концепции историцизма:

1. Существование единой истории человечества, подчиненной определенным законам исторического развития.
2. Открытие закона эволюции общества, позволяющего предсказать будущее – главная задача общественных наук.
3. Невозможность остановить и изменить закономерный ход истории.
4. Истолкование явлений и событий возможно только в рамках исторического и культурного контекста.
5. Объектом исследования выступают все социальные и исторические события определенной эпохи как целостный социальный организм (холизм).
6. Неприменимость методов естественных наук к социальным наукам (в рамках антинатуралистических концепций).

С точки зрения К. Поппера «история смысла не имеет», поскольку существуют конкретные единичные события, которые невозможно объединить в единую последовательность [6, с. 312]. Многообразие различных аспектов мира приводит к селективной истории, а само по себе историческое описание является неисчерпаемым [6, с. 301-302].

Отождествление мировой истории с политической вызывает возражения К. Поппера, так как «история политической власти есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств». Историка должны интересовать люди в разнообразных проблемных ситуациях, «люди, создающие идеи, при помощи которых они пытаются исследовать проблемы, идеи, которые они пытаются понять, критиковать, развить» [12].

К. Поппер характеризует исторические теории как непроверяемые в силу того, что к ним не применим принцип верификации [6, с. 307]. Ошибкой историцизма является отождествление интерпретации и теорий [4, с. 173]. Историческая интерпретация — это определенная точка зрения, которая не может быть сформулирована в виде проверяемой гипотезы. Количество возможных интерпретаций не ограничено [6, с. 308].

Неприятие К. Поппера вызывает главная задача историцизма – историческое пророчество, которое он характеризует как шарлатанство [7, с. 603]. В основе исторических пророчеств лежат тенденции, которые историцисты ошибочно отождествляют с законами развития [3, с. 148-149].

Выступая против социального прогнозирования, К. Поппер отмечает, что теоретические конструкции не могут определять ход исторического развития [4, с. 57]. Исторические пророчества невозможны, так как даже если наблюдаемые явления могут свидетельствовать о закономерности на настоящий момент, нельзя говорить о сохранении данной тенденции в будущем [6, с. 222].

Историцизм, с точки зрения К. Поппера, является особой разновидностью фатализма и снимает ответственность за происходящее с человека, поскольку любая попытка вмешательства в закономерный ход истории представляется историцистам безрезультатной [4, с. 62].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К. Поппер относится негативно к стремлению историцистов к холизму и отрицает невозможность применения методов естественных наук в социальных [4, с. 160-161]. Объекты исследования в естественных и социальных науках также вполне сопоставимы. Исследования в любых науках относительны, так как они являются результатами определенной стадии научного развития и подлежат изменению в ходе научного прогресса, следовательно, являются гипотетическими [6, с. 256-257].

Принципы исследования в естественных науках применимы к социальным. К ним относятся свободный критицизм, научный объективизм, рационализм [6, с. 252-263]. В социальных науках вполне возможны такие методы естественных наук как наблюдение и эксперимент. Как и в естественных науках, так и в социальных науках, К. Поппер предлагает применять метод проб и ошибок. Для описания и проверки гипотез возможно использовать четырехчленную схему Р1» P1 » TT » EE » P2, где «Р» означает «проблема», «ТТ» – «пробная теория», а «EE» – «попытка провести устранение ошибок» [12].

Большое внимание К. Поппер уделяет социальным экспериментам. Историцистское утверждение невозможности эксперимента вследствие изменчивости социальных условий является ложным, так как и в естественных науках невозможно учитывать все факторы, влияющие на процесс [4, с. 109].

Таким образом, антиисторицисткая концепция К. Поппера сводится к тому, что историческая наука не занимается выявлением общих универсальных законов развития, т.к. имеет дело с уникальными событиями и огромных многообразием общественных событий. Исторический опыт не обладает прогностическим потенциалом.

Негативная оценка К. Поппера историцизма связана с его общественно-политическими взглядами. Отстаивая идеи демократического либерализма как социально-политической философии, он критикует историцизм, в основном, на основе доктрин Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса, рассматривая данный концепт как философскую предпосылку тоталитарных режимов.

Определенное влияние на концепцию К. Поппера оказало неокантианство М. Вебера и Г. Риккерта, идеи отрицания единства и законов развития всемирной истории, которая, с их точки зрения, представляет собой конкретные единичные события; селективности истории в зависимости от ценностных представлений историка; общей методологии естественных наук и истории — критической оценки исследуемого.

Привлекательной для К. Поппера оказались идеи Р. Дж. Коллингвуда: теория априорного воображения, понимание истории как интерпретации исторических событий, логика вопросов и ответов, близкая ситуационной логике К. Поппера и толкование исторических событий в контексте знаний и ценностей историка.

К. Поппер, не отрицая значимости объяснения истории, выступает против субстанциалистских схем исторического развития, заранее подчиненных единым законам развития. Философ признает наличие неограниченного количества возможных конкурирующих интерпретаций истории и изучаемых объектов исторического знания. Можно отметить, что концепция К. Поппера повлияла на становление постмодернисткого мировоззрения.

Вместе с тем, история, в концепции К. Поппера, в силу наличия неисчислимого количества интерпретаций, оказывается разрознена, что препятствует созданию целостной картины прошлого. Смысл истории возникает в контексте повествования о событии и неразрывно связан с интерпретациями, которые обращаются к прошлому, но не обнаруживают его, так как подлинное прошлое непостижимо. Отмечая зависимость интерпретации от интересов историка, К. Поппер не указывает на наличие другого фактора – влияния на интерпретацию уже существующих концепций, т.к. рассуждения о прошлом обусловлены не только произошедшим, но и предыдущими толкованиями и конкурирующими воззрениями. Смысл произошедшего не происходит из самого исторического процесса, а возникает в контексте повествования о событии, которое создается на некой существующей основе в настоящий момент времени. К. Поппер также не уделяет должного внимания роли языка в конструировании интерпретаций, упуская из виду, что язык является одним из элементов конструирования действительности.

Список использованных источников

1. Афанасьева О. В. Открытое общество и его риски. Перечитывая Карла Поппера [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=627&Itemid=52 (дата обращения: 26.03.2015).
2. Зуев К. А. Существует ли смысл истории? (О философии истории К. Поппера) [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/008/547/1216/012Zuev.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
3. Историзм // Культурология. XX в. Энциклопедия в двух томах.Т.1. / Под ред. С. Я. Левита. СПб.: Университетская книга, 1998. 446 c.
4. Поппер К. Р. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. 185 с.
5. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1.: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.
6. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2.: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 c.
7. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост науч. знания. М.: АСТ: Ермак, 2004. 638 c.
8. Розов Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 55-69.
9. Corvi R. An introduction to the thought of Karl Popper. L.; N. Y.: Routledge. 1997. 205 p.
10. Marcos A. Historicism versus Fallibilism: Popper and the Science of History [Electronic resource]. URL: http://www.fyl.uva.es/~wfilosof/webMarcos/textos/A.%20Marcos%20Historicis m%20versus%20falibilism1.doc.(accessed: 10.03.2015).
11. Nola R. Popper on Historicism and Marxism [Electronic resource]. URL: http://www.nzjh.auckland.ac.nz/docs/1978/-NZJH_12_2_03.pdf (accessed: 10.03.2015).
12. Popper C. Objective Knowledge A Realist View of Logic, Physics, and History [Electronic resource]. URL: https://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/at-/popper.htm (accessed: 10.03.2015).
13. Shearmur J. The Political Thought of Karl Popper. L.; N. Y.: Routledge. 1996. 217 p.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1721

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке