Ключевые слова: историцизм, концепция, селективная история, интерпретация, методы исследования, исторический опыт.
Историцизм — принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Отличительной чертой является видение истории как определенной целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе которой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего. [3, с. 277].
В отечественной историографии проблема критики К. Поппером концепции историцизма сравнительно мало исследована и приводится в работах Розова Н. С., Афанасьевой О. В., Зуева К. А. [1; 2; 8]. Более полно данная проблема раскрывается в исследованиях западных ученых, таких как Corvi R., Marcos A., Nola R., Shearmur T. [9; 10; 11; 13]. Для них характерен анализ критики историцизма как элемента политической и социальной философии К. Поппера. Представляется необходимым более четко обозначить элементы антиисторицисткой концепции философа.
К. Поппер рассматривает историцизм как социально-философскую концепцию, согласно которой существуют законы, ритмы, схемы исторического развития, на основе которых можно осуществлять предсказания [4, с. 3]. Критика К. Поппером концепции историцизма содержится в его работах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма». Историцизм как социальная, политическая, моральная философия оказывал влияние на общественное развитие с древности. Впервые элементы историцисткой концепции появляются в Древней Греции у Гомера, Гесиода, Гераклита и Платона [5]. Яркими представителями историцизма в XIX в. являлись Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс.
К. Поппер приводит классификацию воззрений историцистов и выделяет «пронатуралистическую» школу, представители которой допускают применение методов физики к социальным наукам, и «антинатуралистическими школу», в рамках которой методы естественных наук недопустимы [4, с. 9].
В целом, К. Поппер выделяет следующие составные элементы концепции историцизма:
1. Существование единой истории человечества, подчиненной определенным законам исторического развития.
2. Открытие закона эволюции общества, позволяющего предсказать будущее – главная задача общественных наук.
3. Невозможность остановить и изменить закономерный ход истории.
4. Истолкование явлений и событий возможно только в рамках исторического и культурного контекста.
5. Объектом исследования выступают все социальные и исторические события определенной эпохи как целостный социальный организм (холизм).
6. Неприменимость методов естественных наук к социальным наукам (в рамках антинатуралистических концепций).
С точки зрения К. Поппера «история смысла не имеет», поскольку существуют конкретные единичные события, которые невозможно объединить в единую последовательность [6, с. 312]. Многообразие различных аспектов мира приводит к селективной истории, а само по себе историческое описание является неисчерпаемым [6, с. 301-302].
Отождествление мировой истории с политической вызывает возражения К. Поппера, так как «история политической власти есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств». Историка должны интересовать люди в разнообразных проблемных ситуациях, «люди, создающие идеи, при помощи которых они пытаются исследовать проблемы, идеи, которые они пытаются понять, критиковать, развить» [12].
К. Поппер характеризует исторические теории как непроверяемые в силу того, что к ним не применим принцип верификации [6, с. 307]. Ошибкой историцизма является отождествление интерпретации и теорий [4, с. 173]. Историческая интерпретация — это определенная точка зрения, которая не может быть сформулирована в виде проверяемой гипотезы. Количество возможных интерпретаций не ограничено [6, с. 308].
Неприятие К. Поппера вызывает главная задача историцизма – историческое пророчество, которое он характеризует как шарлатанство [7, с. 603]. В основе исторических пророчеств лежат тенденции, которые историцисты ошибочно отождествляют с законами развития [3, с. 148-149].
Выступая против социального прогнозирования, К. Поппер отмечает, что теоретические конструкции не могут определять ход исторического развития [4, с. 57]. Исторические пророчества невозможны, так как даже если наблюдаемые явления могут свидетельствовать о закономерности на настоящий момент, нельзя говорить о сохранении данной тенденции в будущем [6, с. 222].
Историцизм, с точки зрения К. Поппера, является особой разновидностью фатализма и снимает ответственность за происходящее с человека, поскольку любая попытка вмешательства в закономерный ход истории представляется историцистам безрезультатной [4, с. 62].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
К. Поппер относится негативно к стремлению историцистов к холизму и отрицает невозможность применения методов естественных наук в социальных [4, с. 160-161]. Объекты исследования в естественных и социальных науках также вполне сопоставимы. Исследования в любых науках относительны, так как они являются результатами определенной стадии научного развития и подлежат изменению в ходе научного прогресса, следовательно, являются гипотетическими [6, с. 256-257].
Принципы исследования в естественных науках применимы к социальным. К ним относятся свободный критицизм, научный объективизм, рационализм [6, с. 252-263]. В социальных науках вполне возможны такие методы естественных наук как наблюдение и эксперимент. Как и в естественных науках, так и в социальных науках, К. Поппер предлагает применять метод проб и ошибок. Для описания и проверки гипотез возможно использовать четырехчленную схему Р1» P1 » TT » EE » P2, где «Р» означает «проблема», «ТТ» – «пробная теория», а «EE» – «попытка провести устранение ошибок» [12].
Большое внимание К. Поппер уделяет социальным экспериментам. Историцистское утверждение невозможности эксперимента вследствие изменчивости социальных условий является ложным, так как и в естественных науках невозможно учитывать все факторы, влияющие на процесс [4, с. 109].
Таким образом, антиисторицисткая концепция К. Поппера сводится к тому, что историческая наука не занимается выявлением общих универсальных законов развития, т.к. имеет дело с уникальными событиями и огромных многообразием общественных событий. Исторический опыт не обладает прогностическим потенциалом.
Негативная оценка К. Поппера историцизма связана с его общественно-политическими взглядами. Отстаивая идеи демократического либерализма как социально-политической философии, он критикует историцизм, в основном, на основе доктрин Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса, рассматривая данный концепт как философскую предпосылку тоталитарных режимов.
Определенное влияние на концепцию К. Поппера оказало неокантианство М. Вебера и Г. Риккерта, идеи отрицания единства и законов развития всемирной истории, которая, с их точки зрения, представляет собой конкретные единичные события; селективности истории в зависимости от ценностных представлений историка; общей методологии естественных наук и истории — критической оценки исследуемого.
Привлекательной для К. Поппера оказались идеи Р. Дж. Коллингвуда: теория априорного воображения, понимание истории как интерпретации исторических событий, логика вопросов и ответов, близкая ситуационной логике К. Поппера и толкование исторических событий в контексте знаний и ценностей историка.
К. Поппер, не отрицая значимости объяснения истории, выступает против субстанциалистских схем исторического развития, заранее подчиненных единым законам развития. Философ признает наличие неограниченного количества возможных конкурирующих интерпретаций истории и изучаемых объектов исторического знания. Можно отметить, что концепция К. Поппера повлияла на становление постмодернисткого мировоззрения.
Вместе с тем, история, в концепции К. Поппера, в силу наличия неисчислимого количества интерпретаций, оказывается разрознена, что препятствует созданию целостной картины прошлого. Смысл истории возникает в контексте повествования о событии и неразрывно связан с интерпретациями, которые обращаются к прошлому, но не обнаруживают его, так как подлинное прошлое непостижимо. Отмечая зависимость интерпретации от интересов историка, К. Поппер не указывает на наличие другого фактора – влияния на интерпретацию уже существующих концепций, т.к. рассуждения о прошлом обусловлены не только произошедшим, но и предыдущими толкованиями и конкурирующими воззрениями. Смысл произошедшего не происходит из самого исторического процесса, а возникает в контексте повествования о событии, которое создается на некой существующей основе в настоящий момент времени. К. Поппер также не уделяет должного внимания роли языка в конструировании интерпретаций, упуская из виду, что язык является одним из элементов конструирования действительности.
Список использованных источников
1. Афанасьева О. В. Открытое общество и его риски. Перечитывая Карла Поппера [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=627&Itemid=52 (дата обращения: 26.03.2015).
2. Зуев К. А. Существует ли смысл истории? (О философии истории К. Поппера) [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/008/547/1216/012Zuev.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
3. Историзм // Культурология. XX в. Энциклопедия в двух томах.Т.1. / Под ред. С. Я. Левита. СПб.: Университетская книга, 1998. 446 c.
4. Поппер К. Р. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. 185 с.
5. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1.: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.
6. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2.: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 c.
7. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: рост науч. знания. М.: АСТ: Ермак, 2004. 638 c.
8. Розов Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 55-69.
9. Corvi R. An introduction to the thought of Karl Popper. L.; N. Y.: Routledge. 1997. 205 p.
10. Marcos A. Historicism versus Fallibilism: Popper and the Science of History [Electronic resource]. URL: http://www.fyl.uva.es/~wfilosof/webMarcos/textos/A.%20Marcos%20Historicis m%20versus%20falibilism1.doc.(accessed: 10.03.2015).
11. Nola R. Popper on Historicism and Marxism [Electronic resource]. URL: http://www.nzjh.auckland.ac.nz/docs/1978/-NZJH_12_2_03.pdf (accessed: 10.03.2015).
12. Popper C. Objective Knowledge A Realist View of Logic, Physics, and History [Electronic resource]. URL: https://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/at-/popper.htm (accessed: 10.03.2015).
13. Shearmur J. The Political Thought of Karl Popper. L.; N. Y.: Routledge. 1996. 217 p.