Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Потребностно-смысловые особенности самореализации студентов в процессе вузовской подготовки»

Аннотация. В статье освещаются особенности сопряжения самореализации студентов с их потребностно-мотивационными и смысложизненными ориентациями. Самореализация рассматривается как процесс осуществления жизненных устремлений и смыслов студентов, который обусловлен построением и содержанием образовательной среды вуза. Установлено наличие связи успешной самореализации студентов с их стремлением к познанию и смысловой согласованностью жизненной позиции.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, образовательный процесс в высшей школе, мотивационно-смысловые образования.

Эффективность вузовской подготовки во многом определяется наличием условий для самореализации студенческой молодежи [5]. Как показано в литературе, успешность самореализация личности подразумевает процесс ее продуктивной социализации, обеспечивающий полноценное и разноплановое самоопределение молодого человека в культуре [1].

На наш взгляд, важнейшим показателем качества обучения в высшей школе, наряду с квалификационными компетенциями, должен стать критерий самореализации личности в образовательной системе, который должен отражать рост сущностных сил и способностей обучаемого как субъекта образовательной деятельности [8, 9]. Обучение в вузе представляет собой сложный процесс самодвижения личности к постижению культуры и профессии, а самообучение глубоко опосредовано индивидуально-личностными особенностями студента как будущего специалиста [3].

Целостная образовательная среда высшей школы образует специфическое культурное пространство самопознания и самопереживания обучающегося. Приобщение к основам научного познания, к культуре академического мышления и образа жизни неизбежно сопряжено с внутренне-смысловым поиском студента. Это обусловлено самим ходом становления личности в период развития сопряжена с активным ростом самосознания и требует серии социально-значимых экзистенциальных выборов [4].

Полноценной самореализации личности студента органично отвечает такой образовательный процесс, который направлен на расширение его возможностей компетентного выбора жизненного пути и саморазвития. Сегодня в культуре всё настойчивее осознается необходимость построение такой образовательной среды, которая распахивает перед растущими людьми веер равнодостойных направлений саморазвития. В этой связи, становится очевидным, что главные усилия общества должны быть посвящены рискованному делу построения на «территории» высшего образования новой социальной организации жизни, которая помогла бы каждому человеку найти самого себя [8].

Опираясь на опыт истории и практики вузовского образования, мы полагаем, что самореализация студенческой молодежи в процессе вузовского обучения обеспечивается в том случае, если в его основе заложены личностные координаты подготовки [9]. Данные координаты, в отличие от других доминант вузовского строительства (идеологических, сциентистских, экономических, профессиональных и пр.), выстраиваются на основе ценностей и приоритетов личностного развития студентов, они нацеливают вузовский процесс на обеспечение полноценного самоопределения и самосознания студентов, на расширение сферы их компетентностей и способностей, на развитие их внутренней ответственности и субъектной позиции в ходе вузовской подготовки [7].

Личностный контекст вузовской практики требует ответа на закономерный вопрос – в чем отражается интенсивность развития личности в стенах вуза, по каким признакам и критериям можно судить о полноценности развития? Понятно, что академические показатели успеваемости и профессиональных знаний не всегда отвечают на этот вопрос, поскольку свидетельствуют, большей частью, о формальной стороне дела, не отражая отношенческий спектр удовлетворенности студентов своим обучением, своим личностным ростом. Отсюда возникает необходимость поиска более тонких, внутренне ориентированных измерений оценки.

Очевидно, что в «поле действия» таких измерений должны отслеживаться механизмы самодвижения личности в образовательных системах, отражаться сущностные аспекты жизнедеятельности обучаемого как субъекта образовательного процесса.

В поиске таких измерений, в своем исследовании мы рассматривали самореализацию студенческой молодёжи как процесс формирования уникального опыта быть личностью, как процесс самопроектирования и реализации сущностных сил и субъективно значимых отношений с миром, к миру и самим собой во временном континууме [9].

Рабочая гипотеза нашего исследования состояла в том, что процесс самореализации в обучении (помимо наличия способностей и благоприятных условий) неизбежно сопряжен с мотивационно- смысловыми особенностями личности, сознательно выстраивающей свой жизненный путь и отношения с миром.

Для проверки данной гипотезы была проведена экспериментальная работа, которая складывалась из двух этапов. На первом этапе выявлялись основные компоненты самореализации студентов, устанавливались основные категории студентов по уровню самореализации в вузовском обучении. На втором этапе анализировались мотивационно-смысловые особенности студентов выделенных категорий. В исследовании приняли участие студенты старших курсов гуманитарного и технологического университетов в пропорциональном количественном соотношении по 100 человек от каждого вуза (всего 200 чел.).

Первый этап исследования наполнялся социологической работой. Было проведено пилотажное исследование на определение наиболее значимых сфер самореализации студентов в вузе, а также целенаправленное анкетирование на выявление степени самореализации студентов в вузовском обучении. В ходе работы посредством пробных опросов, наблюдений, интервьюирований, проведения фокус-групп определялись наиболее значимые составляющие самореализации студентов в обучении. К ним были отнесены три компонента:

1) личностная включенность студентов в процесс обучения (интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, идентификация с преподавателями и мастерами профессии, стремление к целостному проявлению себя в учебе и др.);

2) реализация способностей в процессе обучения (развитие потенциала студентов, возможность лучшего самопознания в учебе, полезность обучения, учеба как средство воплощения мечты, раскрытие способностей и талантов, учеба в вузе как путь к успеху и профессиональному росту, разностороннее самопроявление и полноценное самовыражение в учебе, стимулирование усилий в учебе и др.);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3) социальная интеграция в процессе вузовской подготовки (внимание к личности студента, помощь вуза в решении личных проблем, организация досуга студентов, чувство общности, взаимовыручки и взаимоподдержки в студенческой среде, значимость и крепость дружеских связей, атмосфера доверия и уважения и т.п.) [8].

На основе данных составляющих нами был разработан и апробирован специальный опросник исследования самореализации в вузовском обучении [9]. По итогам проведения опросника были установлены три группы студентов: 1-я группа студентов с невыраженной самореализацией (46 чел.); 2-я группа студентов со средней самореализацией (76 чел.); 3-я группа студентов с выраженной самореализацией (73 чел.).

Как показали сравнительные данные, для студентов с высоким уровнем самореализации характерна уверенность в правильности выбора вуза, в возможности более полноценно реализовать свой потенциал и принести больше пользы. Они учатся с бóльшим интересом, рассматривают занятия в вузе как самостоятельную ценную деятельность, а не только как формальную необходимость или место встречи с друзьями [3]. Они видят в обучении больше возможностей для разностороннего и целостного проявления себя как личности.

Второй этап исследования заключался в проведении социально-психологической работы. Анализировались различия в психологических особенностях студентов с высоким и низким уровнем самореализации в рамках следующих сфер: потребностно- мотивационной и смысловой.

Анализ потребностно-мотивационной сферы. Данная сфера изучалась посредством методики – «Оценка актуальных потребностей методом парных сравнений» (по классификации А. Маслоу) [11], а также методики «Мотив и смысл» (Б.А. Сосновский) [6]. В ходе проведения указанных методик выявлялись показатели следующих мотивационных образований: материальные потребности; потребность в безопасности; потребность в признании; социальные потребности; потребность в самовыражении (самоактуализации); мотивация достижения, познания, аффилиации, доминирования и мотивация учения.

Последующая обработка состояла в сравнительном анализе данных по каждому показателю между группами студентов с невыраженной и выраженной самореализацией в вузовском обучении. В качестве статистического метода выступала процедура анализа достоверности различия (по t-критерию Стьюдента, при достаточном уровне доверительной вероятности p ≤ 0,005).

Результаты сравнительного анализа показали, что студентов с невыраженной самореализацией отличают низкие значения шкалы «отношение к учению» (t= – 7,156 при p ≤ 0,001). Было выявлено также, что студенты данной группы меньше интересуются учебными предметами, они не настроены на самостоятельную систематическую работу ради знания, у них понижены значения по шкале «удовлетворенность достижениями» (t= – 5,34 при p ≤ 0,001), а также «удовлетворенность познания» (t= – 2,294 при p = 0,024). Наряду с этим, они отличаются повышенной потребностью в безопасности (t = 2,262 при p = 0,026), что может служить серьезным внутренним препятствием развития остальных потребностей, более высокого порядка (бытийного плана по классификации А. Маслоу) [11] и когнитивного роста в целом [10].

В противоположность им, у успешно реализующихся студентов отмечались более высокие значения потребности в самовыражении (t = 3,084 при p = 0,003), удовлетворенности доминирования (t = 2,990 при p = 0,003), потребности достижения (t = 2,564 при p = 0,012).

Как показали данные, в целом успешная самореализация студентов согласуется с потребностями активного познания и самоутверждения в жизни.

Анализ смысловой сферы. Для исследования этой сферы применялся тест «Смысло-жизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), который измеряет вершинные характеристики личности, в частности самопредставления о течении жизни в плане её целенаправленной и смысловой состоятельности [2].

В результате проведения методики и последующего анализа данных у студентов с успешной самореализацией было отмечено повышение показателей результативности жизни (t = 3,838 при p ≤ 0,001), локуса контроля – Я (t = 4,502 при p ≤ 0,001), эмоциональной насыщенности жизни (t = 3,799 при p ≤ 0,001) и управляемости жизни (t = 4,074 при p ≤ 0,001)

Как показал анализ, различия в значениях смыслового компонента у студентов различных уровней самореализации устойчиво прослеживаются по всем параметрам. Особенно выделялись значения «локус контроля» и «цели жизни», показывающие, что активно самореализующимся студентам свойственно рассматривать себя в качестве хозяев своей жизни, способных независимо строить свои планы в соответствие с субъективно-значимой целью.

Анализ взаимосвязи личностных характеристик студентов с уровнем самореализации в обучении. В качестве статистическойь процедуры установления этой взаимосвязи выступал метод вычисления коэффициента ранговой корреляции (Ч. Спирмен).

В корреляционных пересечениях данных особо выделяется связь показателя «отношение к учению» в потребностном спектре с желанием посещать занятия в вузе (r = 0,51), с пониманием их ценности и полезности (r = 0,50), с отсутствием разочарования в выборе вуза (r = 0,48), с неформальным отношением к занятиям (r = 0,48), с психологической включенностью в процесс обучения (r = 0,46). Отмечается также связь показателей «удовлетворенности познания» с такими аспектами самореализации в учебе как: достижение лучшего понимания себя (r = 0,50), а также реализация внутреннего потенциала (r = 0,50).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В смысловой сфере показатели «локус контроля Я» и «локус контроля жизни» позитивно связываются с осознанностью выбора вуза (r = 0,43 и r = 0,44 соответственно), с отсутствием разочарования от обучения в выбранном вузе (r = 0,41), с достижением лучшего самопонимания (r = 0,41) и стремлением к личному участию в делах вуза (r = 0,40). Кроме того, существенно отметить факт наличия позитивной связи показателя «результативность жизни» с возможностью студентов проявить себя как личность в процессе обучения (r = 0,43).

Выводы: полученные результаты позволили установить связь самореализации студентов с их позитивным мотивационным отношением к познанию и учению, а также с целостностью и согласованностью их смысловых образований. Сравнительный анализ показал, что студентов с высокой самореализацией отличает представление о себе как о цельном субъекте, способном принимать решения, брать ответственность, продуктивно и насыщенно строить свою жизнь, плодотворно постигать мир и взаимодействовать с окружающими.

Список использованных источников

1. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
3. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 10. – С. 313-326.
4. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодёжи // Знание. Понимание. Умение. – 2009. — № 2. – С. 66-72.
5. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 2. – С.143-152.
6. Сосновский Б. А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование. – М.: Прометей, 1993. – 199 с.
7. Шутенко А. И. Социокультурные измерения образовательного процесса в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2013. — №.7 – С. 36-40.
8. Шутенко Е. Н. Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2011. — №7. – С.33-36.
9. Шутенко Е. Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения // Психология обучения. – 2012. — №12. – С.79-87.
10. Heylighen F. A Cognitive-Systemic Reconstruction of Maslow’s Theory of Self-Actualization // Behavioral Science. – Vol. 37, Issue 1 (Jan., 1992). – P. 39-58.
11. Maslow A. Н. Motivation and personality. – N.Y.: Harper, 1954. – 236 p.
12. Кармазина Н. В. Педагогические условия организации личностно-профессионального образовательного процесса в вузе // В мире научных открытий. 2012. № 25. С. 120-128.
13. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.
15. Распопина Р. Б. Творческая самореализация студентов в учебном процессе // В мире научных открытий. 2011. Т. 14. № 2.1. С. 276-280.
16. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 10. – С. 313-326. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения / В.А. Ситаров, А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Знание. Понимание. Умение.– М., 2008. — № 2. – С.143-152. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодёжи / В.А. Ситаров, А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. – М., 2009. – № 2. – С. 66-72.
17. Сосновский Б. А. Мотив и смысл: психолого-педагогическое исследование. – М.: Прометей, 1993. – 199 с.
18. Шутенко А. И., Социокультурные измерения образовательного процесса в высшей школе // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2013. – №7 – С. 36-40.
19. Шутенко Е. Н. Самореализации студенческой молодежи в процессе вузовского обучения // Психология обучения. – 2012. – №12. – С.79-87.
20. Шутенко Е. Н. Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12 (20). www.sisp.nkras.ru

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1539

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке