Ключевые слова: право собственности, предпринимательство, имущество.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [1] в ст. 13 определяет, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Далее, этаже статья Конституции указывает на то, что государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Ст. 44 Конституции Республики Беларусь определяет, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует её приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право её наследования охраняется законом. Собственность, приобретённая законным способом, защищается государством. Осуществления права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Так выглядят основные конституционные принципы по отношению собственности в Республике Беларусь.

Оценивая определение предпринимательской деятельности, данное в ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь[2], можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность юридических и физических лиц осуществляется под свою имущественную ответственность, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведённых, переработанных или приобретённых ими для продажи. Следовательно, основным элементом осуществления предпринимательской деятельности является право собственности на имущество предпринимателя, которое служит основой получения дохода. Из этого вытекает, что для занятия предпринимательской деятельностью физическое или юридическое должно обладать определённым имуществом.

Имущество – понятие, применяемое для обозначения совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих во владении какого-либо лица, совокупность вещей и имущественных прав на получение их от других лиц; совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя; объекты деятельности, предприятия или проекты как внутри страны, так и за её пределами с целью развития производства товаров и получения прибыли; переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектом с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта [3].

Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст. 128 к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а ст. 130 данного кодекса к недвижимому имуществу относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё что прочно связано с землёй. К недвижимым вещам также приравнивается предприятие в целом как имущественный комплекс. Вещи, которые не относятся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Законодательство, регулирующее бухгалтерские правоотношения в предпринимательской деятельности, в частности Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» [4], под имуществом понимает активы, возникшие в организации в результате совершения хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономической выгоды.

Классификация и определения содержания имущества, прежде всего, зависит от правового регулирования отношений, в которых используется имущество. Гражданское право рассматривает имущество как объекты гражданских прав, бухгалтерское право рассматривает имущество как объекты предпринимательской деятельности, подлежащие обязательному учёту, налоговое законодательство рассматривает имущество как объекты налогообложения, следовательно, имущество во всех перечисленных ситуациях является основой предпринимательской деятельности.

Классификация и определения содержания имущества, прежде всего, зависит от правового регулирования отношений, в которых используется имущество. Гражданское право рассматривает имущество как объекты гражданских прав, бухгалтерское право рассматривает имущество как объекты предпринимательской деятельности, подлежащие обязательному учёту, налоговое законодательство рассматривает имущество как объекты налогообложения, следовательно, имущество во всех перечисленных ситуациях является основой предпринимательской деятельности.

Одним из оснований приобретения права собственности на имущество Гражданский кодекс Республики Беларусь в ч. 2 ст. 219 указывает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Также Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст.224 определяет, что право собственности у потребителя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Далее эта же статья кодекса поясняет, что если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством.

Также право собственности на имущество может быть приобретено в процессе приватизации государственной собственности, ст. 218 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Приватизация это организация мер государством по смене собственника имущества, с целью формирования необходимых условий создания многоукладной экономической основы рыночного типа, обеспечения роста и развития экономики государства.

Основное значение приватизации государственного имущества, обеспечение конституционных основ многообразия собственности, развития конкуренции, привлечения инвестиций, создание условий для новых направления хозяйственной деятельности в экономическом комплексе государства.

Рассмотрим на примере, как работают основные положения Гражданского кодекса Республики Беларусь, других законодательных актов, регулирующих правоотношения связанные с владением, пользованием и распоряжением собственностью, по обеспечению законных прав и интересов предпринимателей, собственников на имущество. Действия происходили в Пуховичском районе Минской области, 24 .06. 2012 г. предприниматель, по договору купли-продажи на аукционе, который неоднократно проводил Минскоблгосимущество, за одну базовую величину приобрел проблемный объект, здание Новосёлковской базовой школы, переход права собственности по договору купли-продажи был зарегистрирован в соответствии с законодательством. Всем известно, что такие объекты (закрытые школы в сельской местности) являются проблемными для администраций районов, их как правило, никто не покупает, в республике их насчитывается несколько сот, за использование таких объектов строго спрашивают у руководителей районов, так как основной принцип в отношении собственности, она должна приносить максимальную выгоду, особенно, что касается государственной собственности. При проведении аукциона, Пуховичский райисполком, на территории которого находится данный объект, одним из условий указал: «в случае изменения функционального назначения объекта необходимо получения разрешения на проведения проектно-изыскательских работ разработки проекта на реконструкцию и модернизацию объекта» [5]. Но предприниматель даже не планировал проводить работы по реконструкции, так как считал, что состояние строений позволяет начать предпринимательскую деятельность, оказания услуг в области агроэкотуризма без реконструкции. До настоящего времени данный вопрос не решён, предприниматель не может использовать приобретённую собственность в предпринимательской деятельности.

Основной причиной такого положения по нашему мнению стало то, что объекты приватизации при выставлении их на аукцион, местные исполнительные и распорядительные органы обременяют различными условиями, с целью не потерять контроль над данным объектом и получать дополнительный доход в местный бюджет, что значительно затрудняет их использование в предпринимательской деятельности, затрудняет реализацию конституционных прав граждан на использование приобретённое имущества в предпринимательской деятельности.

В заключение необходимо отметить, что в монографии «Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года», под редакцией В.Г. Гусакова [6], в четвёртом разделе «Государственные приоритеты Республики Беларусь на долгосрочную перспективу», указано, что одним из внутренних механизмов развития экономики является «оптимизация структуры собственности (многообразия форм по критерию эффективности использования собственности), сокращения списка обременений при приватизации».

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь: Основной закон Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (в ред. 17.11. 2004 г. /консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.\ Минск, 2016.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., №218-З (с изм. и доп.) //Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –Минск, 2016.
3. Словарь современных экономических и правовых терминов / В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В, Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Минск.: Технология, 1999. С. -123.
4. О бухгалтерском учёте и отчётности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г.№57-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Климович, Е. Купить за базовую и… Нести тяжело, и бросить жалко / Е. Климович // Сельская газета. – 2015. – 17 октябр. — С.8.
6. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года / В.Г. Гусаков [и др.] ; под ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск : Беларуская навука, 2015. – С.82.