Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовое регулирование деятельности политической полиции Российской империи в конце XIX — начале XX вв.»

Аннотация: В статье рассматриваются нормативные акты, регулирующие деятельность политической полиции в Российской империи в период конца XIX – начала XX вв. Нормативная база определяла компетенцию и задачи, возложенные на политическую полицию. Впоследствии процедура регулирования деятельности политической полиции стала упрощаться в целях повышения оперативности и гибкости ее деятельности.

Ключевые слова: политическая полиция, Российская империя, правовое регулирование, Отдельный корпус жандармов, нормативная база.

Любой орган политической власти является объектом нормативного регулирования. Именно закон регламентирует функции, структуру, полномочия и прядок работы каждого органа. Правоохранительные органы – не исключение. В России действовала политическая полиция, в состав которой входил Отдельный корпус жандармов.

Структура жандармерии определялась «Положением об Отдельном корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г. В ее состав входили: Главное Управление, Управление Кавказского, Сибирского и Варшавского округов, Жандармское Управление Московской губернии, Губернские Жандармские Управления 10-ти губерний 1-й категории, 43-х губерний 2-й категории, Астраханской губернии 2-й категории и Бессарабской области, 50 уездных Управлений Северо-Западного края, 50 уездных Управлений Северо-Западного края, Наблюдательный Состав, Московский и Петербургский дивизионы, 13 конных команд и Полицейские Управления на железных дорогах[1, §1].

Из этого видно, что структура Отдельного корпуса жандармов была достаточно разветвленная и иерархично построенная. Чтобы держать под контролем деятельность всего аппарата, было необходимо тотальное контролирование действий не только по округам, краям, отдельным Составам и Управлениям, но и всеохватывающее регулирование в лице одного человека или группы людей. Каждое должностное лицо, стоявшее во главе своего участка, как правило, подчинялось минимум двум другим, стоящим выше по назначению, должностным лицам. Эти лица, выполняя возложенные на них законом обязательства, были вынуждены самостоятельно отвечать за деятельность практически каждого человека жандармерии. Высшим должностным лицом, на которого возлагалась самая большая ответственность был Шеф Жандармов. Это заключение следует из «Положения об Отдельном корпусе жандармов» 1867 г.: «Шеф Жандармов есть непосредственный и полный начальник всех Управлений и чинов, составляющих Корпус Жандармов»[1, §9]. При этом донесения Начальников Губернских Жандармских Управлений и Начальников жандармских округов также поступали Шефу Жандармов в определенное, установленное время[1, §16-§21].

«Положение об Отдельном корпусе жандармов» регламентировало полномочия жандармерии, которые по сути заключались только в наблюдении, а содействие «восстановлению нарушенного порядка» осуществлялось только с приглашения местных властей[1, §26]. Таким образом, оперативных действий, требующих моментального распоряжения со стороны командующих, было не так много, по-этому один человек — Шеф Жандармерии был способен справляться с возложенной на него обязанностью.

С 1871 г. полномочия и обязанности жандармерии возрастают в связи с принятием «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» и «Специальным разделом правил». С этого момента жандармерия становится полноправным участником уголовного процесса. В связи с этим политической полиции предоставляется право на дознание по государственным и уголовным преступлениям, содействие прокуратуре и полиции в обнаружении этих преступлений. В частности, право на некоторые следственные действия: осмотр, освидетельствование, обыск и выемки. Соответственно, обязанности жандармов пополнились постоянными докладами полиции и прокуратуре обо всех замеченных преступлениях и проступках, подсудных общим судебным установлениям, а также сохранением следов преступления или задержанием подозреваемого до прибытия полиции.

В связи с новыми полномочиями, увеличилось число дел и операций, проводимых жандармами. Каждое из этих дел требовало отчетности перед вышестоящими лицами, их распоряжений и приказов. Такую систему управления нельзя назвать гибкой и оперативной.

Деятельность каждого человека, состоящего в системе правоохранительных органов, регламентировалась общими положениями. Согласно им, проведя свою работу, каждый сотрудник был обязан предоставить полный отчет и передать его вышестоящему по званию. Эту систему показывает также и статья «Инструкции полицейским урядникам» от 19 Июля 1878 г.: «Произведенные дознания полиция передает Судебному Следователю, которому впоследствии сообщает и все дополнительные сведения, собранные ею по тому же предмету. Передавая дознание следователю, полиция доносит о том Прокурору или его Товарищу»[2].

Однако такое устройство работы перестало удовлетворять потребности нового времени. По-скольку развитие происходило не только в системе правоохранительных органов, но и в среде преступников, были необходимы новые методы регулирования розыскной и следственной работы. Под влиянием постоянно меняющегося общества Департамент полиции и его отделения подвергались всевозможному реструктурированию, в том числе и Отдельный корпус жандармов. Эти модификации были призваны осуществлять возникающие новые функции и требования, стоящие перед правоохранительными органами в условиях частой оперативной работы. Каждый отдел имел свою специфику деятельности и был подотчетен определенным органам и лицам.

Так, например, в законе об организации сыскной части 1908 г. говорится о том, что «Лица прокурорского надзора имеют право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий»[3]. Эти меры упраздняли сразу несколько инстанций для передачи распоряжений, что в определенном смысле развязывало руки отделениям Департамента полиции. Это доказывают многочисленные записки, телеграммы и письма к начальникам отделений. В них содержался ответ на предоставленный отчет или побуждение к каким-либо действиям, выбор определенных (применимых конкретно в этой обстановке) средств и методов работы.

Так, например, в письме от 24 января 1903 г. есть призыв «обратить внимание таможенных чинов на тщательный досмотр их <подозреваемых лиц> багажа и, при обнаружении чего-либо предосудительного, арестовать и телеграфировать Департаменту для получения дальнейших указаний»[4].

Таким образом, на основе анализа некоторых документов, можно проследить некоторое упрощение системы регулирования деятельности и отделов, и сотрудников жандармерии. Если в 1860-х гг. функции жандармерии ограничивались наблюдением и содействием «восстановлению нарушенного порядка», то уже через несколько лет ситуация кардинально меняется. С этого момента жандармы стали выполнять работу, связанную со следственными действиями и оперативной работой. Такая активность уже не могла регулироваться только Шефом Жандармов, пришлось разделять полномочия управления жандармским корпусом. Устранив необходимость бумажной волокиты для получения распоряжений или приказов, работа и всего Департамента полиции, и в частности, жандармского отделения, стала более оперативной и своевременной, что способствовало повышению процента раскрываемости преступлений, поимки преступников и продуктивной слежке.

Список использованных источников

1. Положение об Отдельном корпусе жандармов. — СПб., — 1867. — § 1, §9, §16-§21, §26.
2. Инструкции полицейским урядникам. Отделение первое. — СПб., — 1878. — Ст. 256.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 28. Отд. 1. № 30672
4. ГАСО. Ф. 57. Оп. 1, 1903 г. Д. 3. Письмо Начальникам Жандармских пограничных пунктов от Департамента полиции от 24 января 1903 г.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1119

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке