Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовое регулирование института общественного контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы»

Аннотация. Исходя из принципа народовластия, многонациональный народ Российской Федерации вправе участвовать в управлении делами государства. Ряд законов РФ, в том числе Закон об общественном контроле РФ, раскрывают право граждан, отдельных институтов гражданского общества на контроль за деятельностью органов публичной власти. Смысловая нагрузка общественного контроля состоит в сборе достоверной информации о фактическом состоянии объекта контроля, соотнесении полученных результатов ожидаемым, в проверке исполнения закона де-факто, а также в практическом устранении нарушений, выявленных в ходе общественного контроля.

Ключевые слова: народовластие, общественный контроль, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В Российской Федерации, на основании статьи 1 Конституции РФ, действует демократический тип общественно-государственного устройства, базирующийся на гармонизации интересов личности, общества и государства, Россия провозглашена правовым государством, соответственно, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления основана на полном подчинении праву и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ устанавливает единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ (ст.3), а также закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства (ст.32). Граждане Российской Федерации реализуют народовластие через две формы – непосредственную и представительную демократию. Развитая демократия предполагает не толь

ко наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы, но и требует наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе – механизмов гражданского контроля), совершенствования институтов публично-правовой  ответственности  представительных   органов и должностных лиц, развития инноваций.

Таким образом, многонациональный народ наделен возможностью выражения собственного мнения через специальные формы, имеет пути и средства влияния на органы государственной власти  и местного самоуправления, как при их формировании, так и при исполнении ими властных полномочий.

Зачастую, в силу ряда причин, государство пренебрегает потребностями народа и, используя свои властные полномочия, претворяет в жизнь свои собственные интересы. Такая неблагоприятная направленность органов власти меняет суть и значение социального государства Россия (ст.7 Конституции РФ). Для преодоления этой негативной тенденции, видится необходимым применение  мер по ограничению власти, то есть контролю за её работой. Все это обусловило формирование и развитие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Создание института общественного контроля, путем принятия Федерального закона от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее Закон об общественном контроле), было продиктовано растущим недоверием общества к власти: в виду обнародования в СМИ ряда крупных коррупционных сделок, негативных последствий бюрократической деятельности, но самое главное, самим стремлением общественности следить за должным исполнением принятых решений органами власти.

Подготовка проекта, да и вообще формирование правовой базы для гражданского участия, началась в 2013 году, тогда Президент Российской Федерации – В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию обратил внимание на то, что гражданское общество не должно выступать в качестве «формального придатка и декоративной структуры», ему необходимо отводить роль экспертно-  го сообщества, а иногда и конструктивного оппонента ведомств. К тому же, развитое гражданское общество – это активный участник системы противодействия коррупции. Все это должно быть положено в основу Закона об общественном контроле, работу над которым Президент поручил Общественной Палате РФ, Совету по правам человека и иным общественным и правозащитным организациям.

Согласно статье 4 Закона об общественном контроле под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля,  осуществляемая  в  целях  наблюдения  за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с  федеральными  законами   отдельные   публичные   полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Действенный контроль как одна из фундаментальных и важных функций управления призван обеспечить эффективность контролируемой деятельности, выявление отклонений, причин их возникновения, путей достижения целей и исправления допущенных ошибок.

Само осуществление контрольных процедур возможно в строго определенных формах: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие (статья 18 Закона об общественном контроле).

Статья 9 Закона об общественном контроле к субъектам общественного контроля относит: общественную палату Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основополагающий принцип работы субъекта общественного контроля заключается в самостоятельности и независимости  от органов власти. Однако, существует ли независимость по факту? Вышеперечисленные организации, наделенные правом осуществлять общественный контроль, подвергаются влиянию со стороны государства при формировании и  функционировании. То есть, Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов и муниципальных образований, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти создаются при участии органов государственного и местного самоуправления. Формирование состава и утверждение работы этих организаций осуществляется также с согласия органа-учредителя, также, что немаловажно, государство продолжает влиять на работу этих институтов и в дальнейшем, осуществлять их финансирование.

Говоря о современном состоянии общественного контроля, отметим, что закон об общественном контроле действует в России почти два года, однозначно сказать о его результативности и эффективности нельзя, однако, отметим ряд проблем, недостатков в качестве его функционирования, выявленных за время работы закона,   а также рассмотрим имеющиеся предложения по усовершенствованию института общественного контроля.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Одной из проблем осуществления общественного контроля и качества контрольных процедур является правовое регулирование отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Эти советы необходимо рассматривать с двух сторон: как средство повышения компетентности органов власти в социально значимых вопросах и в качестве инструмента общественного контроля за их деятельностью.

Конечно, прежде всего диалог между общественными советами и органами государственной власти и местного самоуправления должен зиждиться на заинтересованности каждой стороны в общественном благе, а также повышении и улучшении всей системы государственной власти и управления.

Для обеспечения качества такого диалога необходимо, чтобы решения общественных советов и вынесенные ими конкретные предложения по результатам общественного контроля, обязательно рассматривались и выполнялись властными структурами. Таким образом будет обеспечена действенность общественных советов, как субъекта общественного контроля. По вопросу повышения эффективности общественных  советов  Указом  Президента  РФ  от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была предусмотрена необходимость отказа от формирования общественных советов при органах государственной власти этими же органами. То есть, теперь формирование общественных советов происходит по новому принципу: «двух ключей», где 75% – составляют кандидатуры, отобранные Общественной палатой РФ на конкурсной основе, остальные 25% определяет экспертный совет при Правительстве РФ.

За счет этого планируется обеспечить прозрачность деятельности советов, в состав которых теперь могут войти лидеры общественного мнения, эксперты и специалисты нужной области, исключительно по представлению общественных объединений и иных негосударственные некоммерческие организаций (согласно ст. 13 Закона Об общественном контроле). Процесс обновления советов еще не завершен и на сколько удастся достичь поставленных целей покажет время.

Коррупциогенный фактор также является проблемой в ходе осуществления общественного контроля: фактический подкуп и шантаж лиц, непосредственно осуществляющих контроль, с целью сокрытия ими истинной информации о проверке и дальнейшего неразглашения выявленных фактов нарушения. Согласно п.5 ч.2 ст. 10 Закона Об общественном контроле итоги проведения общественного контроля, не зависимо от их формы, подлежат процедуре обнародования, что и обеспечивает смысл и цель осуществления общественного контроля.

Помимо проблем в ходе реализации общественного контроля можно выделить ряд положительных моментов. Например, несмотря на коррупциогенный фактор, общественный контроль – в первую очередь инструмент независимой и открытой экспертизы всех решений и действий различного уровня власти. Так, совсем недавно, Общественная палата РФ инициировала введение во всех государственных ведомствах процедуры общественного заверения комплекса мер по противодействию коррупции. Эта процедура подразумевает право и обязанность каждого члена общественного совета либо утвердить отчет ведомства в сфере противодействия коррупции, поставив свою подпись, либо предоставить руководству службы обоснованный отказ.

Для дальнейшего совершенствования работы механизма должны быть выработаны методики общественного контроля, которые будут доводиться до контролеров, по результатам должны быть поставлены задачи и сроки их выполнения, итоги проведения должны аккумулироваться в общественных палатах, а сам общественный контроль должен быть прозрачным, структурированным.

К тому же существует необходимость эффективной реализации Закона об общественном контроле на всех уровнях власти, грамотного регионального закрепления: когда возможности общественников сознательно не сужаются, а, наоборот, законодатель вверяет необходимый набор компетенций в руки «гражданина». Работа над содержанием закона должна включать не копирование федерального Закона об общественном контроле, а разработку собственных региональных инициатив.

Таким образом, общественный контроль является важной составляющей системы управления в каждом демократическом государстве, он выступает механизмом с помощью которого обеспечивается не только гласность и прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и, в целом, эффективность их работы. С помощью общественного контроля достигается каждым субъектом управления соблюдение законодательства страны, обеспечивается широкое участие общественности в процессах управления, а также производится учет интересов общественности при принятии  решений,  которые  будут  реализованы  в дальнейшем. Общественный контроль на уровне субъекта требует грамотного регионального закрепления, когда возможности общественников сознательно не сужаются, а, наоборот, законодатель вверяет необходимый набор компетенций в руки «гражданина».

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации// «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч. 1). Ст. 4213.
3. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества: монография. М.:Издательская группа «Юрист», – 2010.
4. Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Юрист. – 2014.
5. Ивашкина И.О. Развитие системы общественного контроля в Российской федерации: проблемы и перспективы // Экономика. Государство. Общество. – 2015. – №2.
6. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 12. – С. 37–41.
7. Михеева Т.Н. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – №2. — С.177–181.
8. Семелева Е.Ю. Сущность общественного контроля и его влияние на функционирование государства // Вестник пермского университета. –2011г. – № 2(12).
9. Пленарное заседание Общественной Палаты / URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/49751 (дата обращения: 19.09.2016).
10. Поддержим общественное заверение комплекса мер по противодействию коррупции/ URL: https://www.oprf.ru/blog/?id=2005 (дата обращения: 19.09.2016).
11. Послание Президента Федеральному собранию / URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 19.09.2016).