Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Применение теоретических основ аксиологического подхода в исследовании педагогического процесса»

Аннотация: В данной статье рассматриваются методологические основы аксиологического подхода и возможности выявления путей разрешения различных педагогических вопросов, связанных с ценностным ориентированием современного человека. Особое внимание уделяется этапам анализа педагогического процесса и специфике их применения в исследовании.

Ключевые слова: аксиология, подход, педагогическое исследование, ценностный потенциал, гуманизация образования.

В связи с развитием гуманистической парадигмы образования, которая рассматривает человека высшей ценностью и целью общественного развития, особое место в ряду методологических подходов педагогического исследования занимает аксиологический подход.

Сама наука аксиология начала формироваться еще в античности, ее основы были заложены Аристотелем, Демокритом и Сократом. Как научно-исследовательский взгляд на социокультурные проблемы человека данный подход стал формироваться в конце XVIII века под влиянием немецкой философии, рассматривающей развитие общества с точки зрения эволюции социальных норм, идеалов, приоритетов и ценностей. Вклад в развитие аксиологического подхода был сделан такими учеными, как С.З. Гончаров, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, М.С. Яницкий и другими.

Сегодняшний интерес к привлечению данного подхода в педагогических исследованиях связан с кризисным состоянием общества, а также изменениями, происходящими в социокультурном пространстве. Аксиологический подход перестал быть аппаратом философии и применяется в решении различных проблем в психологии, педагогике, экономике, культурологи и других отраслях научного знания. Использование данного подхода в педагогике привело к формированию нового направления – педагогической аксиологии, развитием которой занимались Н.А. Асташова, А.М. Булынин, В.А. Сластенин и др. Эта дисциплина исследует ценности образования как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые задают направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретных поступков[1, с. 2-6].

Данный подход относится учеными к исследовательским подходам, а его основное назначение заключается в получении новых сведений об изучаемом педагогическом явлении. Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева понимают под аксиологическим подходом принципиальную ориентацию исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей [2, с. 86]. К числу основных аксиологических принципов относится равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения прошлого и возможностей открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга [3, с. 413].

Стоит обратить внимание на одну из ключевых особенностей аксиологического подхода: его содержание связано с исследованием ценностной природы изучаемого явления и в педагогическом исследовании может использоваться только в культурологическом контексте. Анализ культуры и ее ценностей лежит в основе использования аксиологического подхода.

Кроме того, реализация аксиологического подхода в педагогических исследованиях требует выявления социально и личностно значимых ценностей, определения их происхождения, указания связей и соотношения друг с другом, а также разработки механизмов формирования этих ценностей в соответствии с нормами культуры, а также возможностей повышения ценности образовательного процесса в целом.

Аксиологический подход выполняет гностическую, ориентировочную, информационную, оценочную, прогностическую, технологическую, интегративную и другие фукции.

Изучение ценностей с точки зрения аксиологического подхода подразумевает изучение явлений и предметов с точки зрения их значимости для воспитания и развития личности. Ценность в педагогике имеет важное значение и определяет не только содержание учебно-воспитательного процесса, но и характеристику результата педагогической деятельности.

Аксиологический подход в педагогическом исследовании предполагает рассмотрение его ценностного контекста, в связи с чем О.В. Коновалова выделяет следующие этапы анализа:

  1. Выявление ценностного потенциала изучаемого явления
  2. Структурирование совокупности ценностей, отражающих данное явление
  3. Определение способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса [4, с. 28].

Рассмотрим каждый из них.

При выявлении ценностного потенциала изучаемого явления необходимо учитывать нормы и ценности, принятые в обществе, значение исследуемого феномена, приоритеты и установки образовательного учреждения, собственные предпочтения, а также опыт по формированию определенных ценностей. Выявленные в результате исследования ценности должны быть согласованы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с личностными особенностями субъектов образовательного процесса.

Следующий этап структурирования совокупности ценностей, отражающих данное явление может осуществляться различными способами. Например, возможно выделение базовых (общечеловеческих ценностей: мир, свобода, безопасность, человек, семья и др.) и инструментальных ценностей,  то есть те, которые служат для достижения определенных целей (справедливость, независимость, социальный статус и др.). Другим способом работы над данным этапом может быть выделение групп субъектов и фиксация характерных для них ценностей.

В результате выполнения этих этапов реализации аксиологического подхода исследователь получает ценностную модель, в которой отражены ценности изучаемого педагогического явления или процесса, а также указаны соотношения между этими ценностями.

Третий этап определения способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса нацелен на интеграцию ценностей общества и личности. В данном аспекте проблема может быть решена во внутренней или же внешней среде относительно личности. При исследовании методико-технологического аппарата педагогического процесса реализация аксиологического подхода будет связана с поиском путей повышения ценности образовательного процесса, т.е. во внешней среде. При исследовании проблем, ориентированных на личностные изменения (формирование отношений, мотивов, культуры, компетентности и др.) результатом исследования должны стать пути формирования указанных ценностей в условиях современного образовательного процесса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, аксиологический подход в педагогическом исследовании является важным инструментом анализа состояния различных педагогических явлений, способным показать возможные пути развития и совершенствования личности в образовательном процессе. Опираясь на гуманистическую традицию и оперируя различными ценностными категориями, исследователь способен провести сложный многоуровневый анализ процесса становления личности, а также определить пути развития современного общества.

Список использованных источников

1. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Магистр. №6, 2004. – С. 2-6.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации// Современная высшая школа: инновационный аспект. Издательство: Русско-Британский институт управления, №3, 2010. – С.85-92.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 512 с.
4. Коновалова О.В. Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «домашнее чтение»)) // Ученые записки. Электронный нучный журнал Курского государственного университета. № 3. 2010. – С. 26-29.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1575

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке