Ключевые слова: аксиология, подход, педагогическое исследование, ценностный потенциал, гуманизация образования.
В связи с развитием гуманистической парадигмы образования, которая рассматривает человека высшей ценностью и целью общественного развития, особое место в ряду методологических подходов педагогического исследования занимает аксиологический подход.
Сама наука аксиология начала формироваться еще в античности, ее основы были заложены Аристотелем, Демокритом и Сократом. Как научно-исследовательский взгляд на социокультурные проблемы человека данный подход стал формироваться в конце XVIII века под влиянием немецкой философии, рассматривающей развитие общества с точки зрения эволюции социальных норм, идеалов, приоритетов и ценностей. Вклад в развитие аксиологического подхода был сделан такими учеными, как С.З. Гончаров, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, М.С. Яницкий и другими.
Сегодняшний интерес к привлечению данного подхода в педагогических исследованиях связан с кризисным состоянием общества, а также изменениями, происходящими в социокультурном пространстве. Аксиологический подход перестал быть аппаратом философии и применяется в решении различных проблем в психологии, педагогике, экономике, культурологи и других отраслях научного знания. Использование данного подхода в педагогике привело к формированию нового направления – педагогической аксиологии, развитием которой занимались Н.А. Асташова, А.М. Булынин, В.А. Сластенин и др. Эта дисциплина исследует ценности образования как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые задают направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретных поступков[1, с. 2-6].
Данный подход относится учеными к исследовательским подходам, а его основное назначение заключается в получении новых сведений об изучаемом педагогическом явлении. Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева понимают под аксиологическим подходом принципиальную ориентацию исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей [2, с. 86]. К числу основных аксиологических принципов относится равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения прошлого и возможностей открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга [3, с. 413].
Стоит обратить внимание на одну из ключевых особенностей аксиологического подхода: его содержание связано с исследованием ценностной природы изучаемого явления и в педагогическом исследовании может использоваться только в культурологическом контексте. Анализ культуры и ее ценностей лежит в основе использования аксиологического подхода.
Кроме того, реализация аксиологического подхода в педагогических исследованиях требует выявления социально и личностно значимых ценностей, определения их происхождения, указания связей и соотношения друг с другом, а также разработки механизмов формирования этих ценностей в соответствии с нормами культуры, а также возможностей повышения ценности образовательного процесса в целом.
Аксиологический подход выполняет гностическую, ориентировочную, информационную, оценочную, прогностическую, технологическую, интегративную и другие фукции.
Изучение ценностей с точки зрения аксиологического подхода подразумевает изучение явлений и предметов с точки зрения их значимости для воспитания и развития личности. Ценность в педагогике имеет важное значение и определяет не только содержание учебно-воспитательного процесса, но и характеристику результата педагогической деятельности.
Аксиологический подход в педагогическом исследовании предполагает рассмотрение его ценностного контекста, в связи с чем О.В. Коновалова выделяет следующие этапы анализа:
- Выявление ценностного потенциала изучаемого явления
- Структурирование совокупности ценностей, отражающих данное явление
- Определение способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса [4, с. 28].
Рассмотрим каждый из них.
При выявлении ценностного потенциала изучаемого явления необходимо учитывать нормы и ценности, принятые в обществе, значение исследуемого феномена, приоритеты и установки образовательного учреждения, собственные предпочтения, а также опыт по формированию определенных ценностей. Выявленные в результате исследования ценности должны быть согласованы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с личностными особенностями субъектов образовательного процесса.
Следующий этап структурирования совокупности ценностей, отражающих данное явление может осуществляться различными способами. Например, возможно выделение базовых (общечеловеческих ценностей: мир, свобода, безопасность, человек, семья и др.) и инструментальных ценностей, то есть те, которые служат для достижения определенных целей (справедливость, независимость, социальный статус и др.). Другим способом работы над данным этапом может быть выделение групп субъектов и фиксация характерных для них ценностей.
В результате выполнения этих этапов реализации аксиологического подхода исследователь получает ценностную модель, в которой отражены ценности изучаемого педагогического явления или процесса, а также указаны соотношения между этими ценностями.
Третий этап определения способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса нацелен на интеграцию ценностей общества и личности. В данном аспекте проблема может быть решена во внутренней или же внешней среде относительно личности. При исследовании методико-технологического аппарата педагогического процесса реализация аксиологического подхода будет связана с поиском путей повышения ценности образовательного процесса, т.е. во внешней среде. При исследовании проблем, ориентированных на личностные изменения (формирование отношений, мотивов, культуры, компетентности и др.) результатом исследования должны стать пути формирования указанных ценностей в условиях современного образовательного процесса.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, аксиологический подход в педагогическом исследовании является важным инструментом анализа состояния различных педагогических явлений, способным показать возможные пути развития и совершенствования личности в образовательном процессе. Опираясь на гуманистическую традицию и оперируя различными ценностными категориями, исследователь способен провести сложный многоуровневый анализ процесса становления личности, а также определить пути развития современного общества.
Список использованных источников
1. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Магистр. №6, 2004. – С. 2-6.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации// Современная высшая школа: инновационный аспект. Издательство: Русско-Британский институт управления, №3, 2010. – С.85-92.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 512 с.
4. Коновалова О.В. Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «домашнее чтение»)) // Ученые записки. Электронный нучный журнал Курского государственного университета. № 3. 2010. – С. 26-29.