Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема профессионального самоопределения школьников»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами высшего образования. Особое внимание уделено трудностям профессионального самоопределения школьников. Предложены основные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова:  высшее образование, выбор специальности, профессиональное самоопределение, абитуриенты, студенты.

Высшее образование является верхним уровнем образования, следующего после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры [2].

В последние десятилетия высшее образование стало одной из самых колоссальных сфер человеческой деятельности. Никто не станет опровергать  актуальность  высшего  образования в наше время. Ведь это возможность получить более высокооплачиваемую работу и сделать успешную карьеру. Однако, сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного человека, который становится более конкуренто-способным  на  рынке  труда,  но  и для  общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новейших технологий и выход на передовые рубежи в социальном развитии страны [3].

На сегодняшний день проблем в современном российском высшем образовании выделено достаточно много, таких как:

  • качество высшего образования;
  • неравенство доступа к высшему образованию;
  • низкий уровень финансирования образования;
  • снижение эффективности самостоятельной работы студентов;
  • падение престижности обучения в средней профессиональной структуре (техникумы), которая всегда отличалась практической направленностью и др.

Ни для кого не секрет, что сейчас многие выпускники, получившие диплом о высшем образовании, идут работать не по своей специальности. Одни из них просто-напросто не хотят работать в выбранной сфере, ссылаясь на то, что это  не прибыльно, не престижно и не интересно. Другие сталкиваются с нежеланием работодателей нанимать работников без стажа, т.е. без практического опыта работы.

Прежде всего, сделаем акцент на непонимании обществом значения нововведенных степеней «бакалавр» и «магистр», первую из которых многие так и считают неполным высшим образованием. При том, что двухуровневая система высшего образования в России начала свое внедрение еще с 2003 года. В законе «Об образовании» четко обозначены уровни высшего профессионального образования:

  • высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование – магистратура, специалитет [1].

Далее перейдем к проблеме выбора будущей профессии, которая во все времена остается важной и актуальной. Во время поступления абитуриенты не имеют или имеют недостаточное представление о существующих на сегодняшний день специальностях и возможности дальнейшей работы. Несмотря на огромное количество информационных источников для поступающих высшие учебные заведения.

Причин ошибки в выборе будущей профессии может быть предостаточно. Например, выбор профессии исключительно по степени ее престижности, по величине зарплаты в выбранной сфере, либо «романтическое» представление о профессии, далекое от реальности. Будущий студент также может путать интерес к определенному школьному предмету или хорошее отношение к учителю с настоящей задачей приобрести специальность по душе. А выпускники школ, которые поступают на педагогические или психологические факультеты могут, сами не осознавая, руководствоваться в своем выборе желанием решить личные проблемы. В таблице 1 приведены результаты опроса студентов и абитуриентов, о причинах поступления в вуз и выбора специальности.

Таблица 1 – Причины выбора вуза и специальности

Из таблицы видно, что на поступление в вуз и выбор специальность достаточно сильное влияние оказывают родители. При этом, в большинстве случаев, они жаждут, чтобы у их чада был диплом о высшем образовании, иногда не задумываясь о заинтересованности и дальнейшей компетентности их ребенка в выбранной сфере деятельности. Поэтому сами абитуриенты чаще всего, чтобы не расстроить родителей и не «упасть в глазах общества», не поступив никуда, при поступлении в вуз руководствуются принципом «куда возьмут». И что же мы видим дальше?

Во время обучения студенты не заинтересованы в качестве своего образования и недобросовестно относятся к процессу обучения. Они не посещают занятия, не занимаются самообучением, плохо сдают экзамены (лишь бы закрыть сессию). Многие считают, что не будут работать по выбранной ими специальности и знания, полученные ими во время обучения, не пригодятся в дальнейшем. Главное для них — получить диплом о высшем образовании. На самом деле таких «высоко-квалифицированных» специалистов, в наше время, не мало.

Очень важно, что современное профессиональное обучение как вид учебной деятельности требует от обучающегося больших затрат личностного ресурса. В современном мире, с ростом постоянно меняющихся требований к выпускнику, молодому специалисту и специалисту вообще, умение быстро и качественно адаптироваться в новой ситуации во многом определяется уровнем самоорганизации личности и развитием личностных компетенций [4].

В нашей системе образования выбор профессии должен быть более осознанным. Возможно, стоит к концу обучения в средней школе принимать меры по ознакомлению ребенка с множеством профессий. Существующие тесты направленны на выбор профессии лишь по способностям, при этом, не учитывая желаний индивида. Необходимо предоставлять наиболее обширный список профессий, из которых школьник сможет выбрать наиболее интересующие его (в не зависимости от школьной успеваемости) и впоследствии подробно с ними ознакомиться, как с непосредственной работой, так и со всеми нюансами, минусами и плюсами.

Первый и самый главный совет в ситуации выбора профессии — как можно больше практики, при этом еще до поступления в вуз, в старших классах школы. Сейчас очень часто школьники посещают репетиторов и ездят на курсы, упуская возможность познакомиться непосредственно с профессией. Будущему студенту важны как можно более ранняя встреча с профессией и как можно более реальное представление о конкретном виде деятельности. Благодаря этому он сделает более осознанный выбор своей специальности, в том числе, решит, требуется ему поступать в высшее учебное заведение, учреждение среднего профессионального образования или окончить квалифицированный курс обучения. До молодых людей важно донести, что не столь важно, сколько ты зарабатываешь и кем ты работаешь. Важно то, что тебе это должно нравится, и приносить удовольствие. Когда человек уверен в своем выборе, когда он знает, что занимается своим делом, он полон энтузиазма, стремится узнать новое, творчески подходит к делу и становится отличным профессионалом.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Высшее образование [Электронный ресурс]. — ru.wikipedia.org.
3. Кравченко, А.И. Социология [Электронная ресурс] / А.И.Кравченко. — (Раздел 3), 2001. – www.finances.social.
4. Терешонок, Т.В. Педагогический процесс в контексте освоения профессии / Т.В.Терешонок // В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития материалы международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2015. – С. 211-214.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1179

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке