Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема защиты коммерческой тайны в закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц»

Аннотация. Рассматриваются отдельные положения института коммерческой тайны и его роли в обеспечении нормальной хозяйственной деятельности организации. Анализируются проблемы защиты коммерческой тайны в деятельности юридических лиц, процесс которой регламентируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц». Определены некоторые законодательные несовершенства защиты конфиденциальных данных юридического лица и его контрагентов.

Ключевые слова: коммерческая тайна, юридические лица, закупки, торги, государственная тайна, договор.

В условиях активизации информационных процессов современная бизнес-среда все активнее предпринимает попытки по защите своих интересов в коммуникационной сфере. Д.А. Ситишко считает, что наиболее часто отмечаемыми проблемами являются незаконный сбор инсайдерской информации с целью ее дальнейшего использования в собственных интересах или ее передачи третьим лицам [1]. В целях обеспечения нормальной хозяйственной деятельности и минимизации рисков, субъекты рынка устанавливают режим коммерческой тайны в отношении информации ограниченного доступа.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В свою очередь, информация, составляющая коммерческую тайну, — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом законодатель оставляет перечень такой информации открытым [2].

Несмотря на закрепление в ст. 10 выше указанного нормативного акта порядка охраны конфиденциальной информации, участники рынка зачастую прибегают к дополнительным способам защиты своих интересов путем заключения различных соглашений о неразглашении информации. Все это является эффективным инструментом регулирования отношений между контрагентами и дополнительным гарантом их добропорядочности, а также может служить доказательством по делу, в случае нарушения одним из участников свои обязательств.

Однако, принимая во внимание существование в современном российском правопорядке юридических лиц различной организационно-правовой формы, следует отметить специфических субъектов гражданских правоотношений, в рамках взаимодействия с которыми сохранение коммерческой тайны представляется затруднительным. Так Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закрепляет следующий перечень «особенных» контрагентов, в числе которых государственными корпорации, ГУП, МУП, автономные учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов и др.

«В целях обеспечение единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений» эти юридические лица должны производить закупочную деятельность путем проведения конкурентных и неконкурентных процедур. Это означает, что в случае осуществления закупки, такой заказчик должен разместить в Единой информационной системе всю информацию о закупке, в том числе извещение, проект договора, изменения, вносимые в извещение, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также сам договор и информация о его исполнении.

Напомним, что ст. 15 Закона о закупках, закрепляет: «не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации».

Кроме того, Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке, стоимость которой не превышает сто тысяч рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Как показывает практика, юридические лица, с особенностями правового статуса и форм собственности зачастую прибегают к различным уловкам по ограждению коммерческой тайны: закупка у единственного поставщика, дробление договоров в целях непревышения лимита, в рамках которого, опубликование договора остается на усмотрение заказчика, «закрашивание» неудобных участков тек-ста и т. д. Однако все эти приемы давно известны ФАС и недобросовестные заказчики все чаще привлекаются к ответственности.

Положение дел прояснило письмо Минфина от 21 июля 2015 г. № 02-04-11/41911, согласно которому «одной из целей регулирования указанного закона является обеспечение гласности и прозрачности закупок». Также в письме отмечено, что закон «содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается неразмещение информации о закупке в информационной системе. При этом при-знание информации коммерческой тайной к таким случаям не относится». Свою позицию Минфин повторно обозначил и в 2016 году.

Между тем проблема охраны интересов юридических лиц, которые выступают в качестве полноценных участников рыночных отношений остается открытой. Особый статус лишает такие организации возможности работать на тех же правах, что и их партнеры, в создании которых не присутствует явный государственный след. Также не стоит забывать, что если такие юридические лица, зная о специфике своего статуса, находят пути и решения для защиты своих интересов, то их контрагенты часто не знают о реальном положении вещей и не имеют такой возможности.

Все это свидетельствует о необходимости некоторого пересмотра политики в отношении государственного регулирования деятельности таких субъектов рынка. Несомненно, будучи учредителем, Российская Федерация, субъект или муниципальное образование имеют право на контроль за хозяйственной деятельностью таких организаций, однако не стоит забывать, что в условиях рыночной экономики, чрезмерных контроль может лишь навредить.

Список использованных источников

1. Ситишко Д. А. Секрет производства (ноу-хау) и коммерческая тайна: некоторые особенности использования секрета производства [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-bereg.ru/h1243.html (дата обращения 20.09.2016)
2. Потапов Н.А. Правовое регулирование коммерческой тайны в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/01004877229 (дата обращения 20.09.2016)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1243

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке