Ключевые слова: Беспризорность, безнадзорность, «дети улиц», несовершеннолетний, принцип гуманизма.
В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей и недостаточная защита их прав. Поэтому необходимым представляется для более эффективной реализации принципов законности и гуманизма дать четкое определение правового статуса этих несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» выделяет статус таких несовершеннолетних. Так, статья 15 этого закона говорит о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выделяет статус безнадзорного и беспризорного: «безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [1] .
Таким образом, определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», заключающаяся в наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном законе присутствуют оба термина, часто они объединяются, как при профилактических мерах, так и при выявлении причин явления.
Одновременно следует отметить, что до сих пор не изучены все причины безнадзорности и беспризорности детей и не выявлено точное их количество. Кроме того, не всегда учитываются виктимогенные факторы процесса социализации подростков.
Следует обратить внимание, что не в полной мере учитывается группа несовершеннолетних, лишившихся надзора детских домов и оказавшихся безнадзорными или беспризорными, в силу отсутствия жилья, которое государство еще им не предоставило.
Следовательно, некоторое количество сирот из несовершеннолетних социально незащищенных переходят в статус совершеннолетних в трудных ситуациях. В связи с этим возможно следует выделить такой правовой статус, как «бывшие сироты, находящиеся в сложных обстоятельствах», пока их жилищные проблемы не будут решены в установленном законе порядке.
Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет [2].
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм». Вместе с тем, из содержания ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что указанные в нем гарантии распространяются на граждан, оставшихся без попечения родителей только до 23 летнего возраста [3]. Однако судебная практика показывает, что судьи встречаются с тем, что истец, обратившийся в суд с иском о защите своего права по спору данной категории старше 23 лет. Как правило, это люди, которые не были поставлены в свое время на учет в качестве нуждающихся, не знали о своем праве получения жилья, а на момент обращения утратили статус сироты и сохранение права на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, 13 ноября 2014 года Ленинский районный суд города Ульяновска отказал в понуждении постановки на регистрационный учет гражданки Аюговой А.И. Суд отказал на том основании, что указанная гражданка имела ранее статус ребенка-сироты и не встала ранее на учет на получение жилья, потому что, по ее заявлению, до 2014 года не знала о своем праве на обеспечение жилплощадью. Поскольку на момент обращения на реализацию права на жилье ей исполнилось 23 года, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших ей реализовать предоставленное федеральным законом право не было представлено, поэтому истец на момент обращения утратила статус сироты и сохранение права на льготы, предусмотренные Федеральным законом [4].
Как пишет С.В.Стрыгина: «Следует отметить, что разрешение подобных споров нельзя решать без тщательного изучения судами обстоятельств дела. Достижение лицом возраста 23 лет само по себе не является безусловным основанием для отказа в иске»[5 с. 22]. Суды должны выяснять причины, в силу которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В случае признания их уважительными, суды должны удовлетворять требование истцов об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
По нашему мнению, рассматривая дела о льготах социально незащищенных граждан на предоставление жилья, суд должен руководствоваться принципом гуманизма. Он заключается в том, что деятельность суда при разрешении данных дел имеет направленность на укрепление социальной справедливости, и учитывает интересы конкретного человека.
Таким образом, более полное изучение правового статуса социально незащищенных категорий несовершеннолетних позволит усовершенствовать нормативную базу и будет способствовать осуществлению принципа гуманизма к данной категории населения.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 мая 1999 г. // Рос. газ. – 1999. – 30 июня. (дата обращения 14.09.2016).
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ: принят Гос. Думой Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 22 декабря 2004 г. // Рос. газ. –2005. – 12 января. (дата обращения 14.09.2016).
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 декабря 1996 г. // Рос. газ. – 1996. – 27 декабря. (дата обращения 14.09.2016).
4. Ленинский районный суд г. Ульяновска [Электронный ресурс]. URL:https://leninskiyuln.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=28922027&delo_id=1540005&new=0&text_number=1&case_id=19613191 (Дата обращения 16.05.16).
5. Стрыгина С.В. Проблемы защиты жилищных прав социально уязвимых несовершеннолетних // Девятые ямбургские чтения. Социально – экономические доминанты развития общества: история и современность. Материалы международной научно – практической конференции. Санкт – Петербург: Ультра Принт. – 2014. – С. 22.