Ключевые слова: инновационная экономика, научно-исследовательская работа студентов, значимость, проблемы, направления развития.

В современных условиях развития системы высшего образования, научно-исследовательская деятельность студентов (НИРС) приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что наука и инновации становятся решающими факторами экономического развития нашего общества. Однако построение инновационной экономики возможно лишь при ее адекватном кадровом обеспечении. В этих условиях кадры высшей квалификации, помимо высокой квалификации в конкретной области знаний должны обладать обширной эрудицией, способностью к постоянному самообразованию, иметь инновационное мышление. НИРС позволяет в полной мере приобрести новые и реализовать полученные знания, проявить индивидуальность, способствует самореализации личности. Необходимо отметить, что система организации НИРС должна быть непрерывной. Поэтому ведущая роль в формировании и развитии научного потенциала студентов принадлежит высшим учебным заведениям (ВУЗам), которые должны эволюционно стать центрами непрерывного образования.

Научно-исследовательскую работу студентов можно определить как комплексную систему повышения эффективности одновременно позволяющую оптимизировать учебный процесс с помощью внедрения в учебную работу будущих кадров высшей квалификации на протяжении всего периода их обучения элементов научной работы, направленных на повышение качества подготовки выпускников.

Необходимо отметить, что выполнение НИРС предусматривает изучение основ научных исследований, в частности, понятие науки, методики научных исследования и организации труда, самостоятельной работы с научной литературой и иными источниками, выработки навыков получения и обработки экспериментальных данных.

Как показывают проведенные исследования, принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов (рис. 1).

Рисунок 1 – Основные виды научно-исследовательской работы студентов и включающие их виды работ

Рисунок 1 – Основные виды научно-исследовательской работы
студентов и включающие их виды работ

Как показывает практика, во время выполнения НИРС, предусмотренных реализуемыми учебными планами студент овладевает исходными навыками самостоятельного научного творчества. Он учится работать с научной литературой и иными источниками, приобретает навыки критического отбора необходимой и анализа собранной информации. Постепенное повышение уровня требований от реферата до дипломного проекта содействует плавному развитию студента, как потенциального исследователя.

Выполнение НИРС непредусмотренных учебными планами является наиболее эффективной для дальнейшего развития  исследовательских и научных способностей у студентов. Если студент за счѐт свободного времени готов заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявлять интерес в области ее последних достижений, то решается главная проблема учебного процесса – мотивация студента к занятиям и научной, а следовательно инновационной деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Но, для того, чтобы НИРС студентов была успешной, необходим творческий союз преподавателя и студента. Это является стержневым моментом образовательного процесса и направлено на углубление теоретических знаний, развитие навыков в конкретной области деятельности и подготовку творческого специалиста, владеющего необходимым запасом знаний и умений, способного инновационно решать профессиональные задачи [1, с.17].

В работах отечественных специалистов отмечается, что для подготовки квалифицированных и одновременно инновационных кадров для национальной экономики, необходимы определенные условия (рис. 2).

Рисунок 2 – Условия необходимые для подготовки высококвалифицированных, творческих кадров

Рисунок 2 – Условия необходимые для подготовки
высококвалифицированных, творческих кадров

На основании сведений представленных на рисунке 2, можно сделать вывод, что важнейшим компонентом процесса профессионально-образовательной подготовки кадров высшей квалификации как компетентных, творческих личностей, способных к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, направленной на анализ и решение профессиональных проблем, успешное применение научных знаний в практической деятельности является сбалансированная система условий по их подготовки.

Наиболее значимые проблемы проведения НИРС в современном ВУЗе представлены на рис. 3.

Для того чтобы эффективно решить проблему подготовки специалистов обладающих вышеперечисленными качествами необходимо понять, что нужно сделать чтобы активизировать научно-исследовательский потенциал студентов.

Несомненно, одним из важнейших факторов активизации НИРС является качество научно-педагогических кадров вуза. Сегодня преподаватель является проводником изменений в образовании и науке, работает в условиях перемен: увеличения объема изменения парадигмы в научно-методической составляющих и научно-исследовательской структуре педагогической деятельности [2, с.1]. Задача преподавателя не только выявить студентов способных вести НИР, но и построить учебный процесстаким образом, чтобы студент мог творчески и с интересом к нему подходить и тем самым реализовать свой исследовательский потенциал.

Рисунок 3 – Наиболее значимые проблемы, препятствующие проведению НИРС в ВУЗе

Рисунок 3 – Наиболее значимые проблемы, препятствующие
проведению НИРС в ВУЗе

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В современном ВУЗе организация учебного процесса имеет большой диапазон организационных форм, это лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы и т.д.), научно-исследовательская работа, все виды практики самостоятельная работа студентов[3, с.33]. Перечисленные формы обучения должны служить выявлению и развитию у студентов задатков и интереса к научно-исследовательской работе во всем периоде обучение и последующей трудовой деятельности.

Другим направлением активизации научно-исследовательской работы как студентов, так и преподавателей является стимулирование. Как известно стимулирование может быть материальными моральным. Материальное стимулирование может являться не только способом активизации НИРС, но и отправным моментом повышения ее результативности. Этот вид стимулирования для студентов может выражаться в виде надбавок к основным стипендиям, выдвижения на получение стипендий различных фондов и организаций. Для преподавателей, установление стимулирующих выплат к заработной плате.

Мотивационное стимулирование выражается в виде различных поощрений, благодарностей внутри ВУЗа, так и за его пределами (сообщения в прессе и на телевидение, благодарственные письма родителям, направления информации в школу, которую окончил студент).

Необходимо отметить, что причиной побуждающей как студентов, так и преподавателей к активизации научной работы могут являться: общественное признание, самореализация, достижение цели, принадлежность к определенному научному коллективу, статус.

Кроме того, для активизации научно-исследовательской работы студентов необходимо: увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках, установление регулярных контактов со студентами и специалистами научных центров, а также других ВУЗов.

Координация НИРС со стороны администрации ВУЗа – это еще один важный фактор, способствующий оптимизации данного вида деятельности.

Учет всех рассмотренных факторов позволяет студентам реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, приобрести навыки научно-исследовательской работы, что несомненно будет являться гарантом успешного построения профессиональной карьеры.

Кроме того, мониторинг участие студентов в научно-исследовательской деятельности, в течение всего периода обучения, позволит профессорско-преподавательскому составу более обоснованно принимать решения о возможности зачисления студентов в резерв для набора в магистратуру, а в последующем и аспирантуру, предоставлять более точные рекомендации потенциальным работодателям.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практическое применение всех форм и видов НИРС способствует развитию инновационного мышления и повышению качества подготовки студентов. НИРС, как одна из составляющих учебного процесса содействует формированию востребованных обществом кадров высшей квалификации. Так как, для развития национальной экономики требуются специалисты новой формации, обладающие не только ключевыми компетенциями, но и готовностью постоянно повышать свой научно-исследовательский и творческий потенциал.

Список использованных источников

1. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 100 с.
2. Артемьев А.А., Виноградова М.Г. Проблемы подготовки специалистов высшей школы // Фундаментальные исследования. Научно-теоретический журнал, 2006, № 7. С. 11-17
3. Артемьев А.А. Интеграция подготовки кадров для строительной отрасли // Интеграция производства, строительной науки и образования: Сборник научных статей I Региональной научно-практической конференции. Тверь: ТвГТУ, 2014. С. 50 — 52