Ключевые слова: инновация; проблемы; перспективные направления; инновационная политика.
В настоящее время одним из основных факторов успешной предпринимательской деятельности выступает инновационная политика. Появление новых видов товаров и услуг делает предприятие более конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Для того, чтобы быть замеченным в условиях рынка, предприятию необходимо разнообразие и нестандартность своих продуктов, внедрение инноваций во всех сферах деятельности.
Ключевой признак инновации – новизна, но это не просто нововведение, а фактор производства, функция. Внедрение нового продукта и методов производства являются наиболее важными инновациями, которые имеют название товарных и технологических.
В последние годы наша страна ведет работу по систематизированию целей, приоритетов и инструментария инновационной политики государства. Еще в декабре 2010 г. Минэкономразвития опубликовало проект инновационного развития России до 2020 г., который называется «Инновационная Россия-2020». В данной стратегии четко определено понятие инновации. В предложенном проекте инновация – это «вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнесмодели, создание новых рынков. Уровень новизны товара, технологии, бизнес-модели и рынка должен быть не ниже национального российского рынка».
В данной формулировке проглядывается такие виды подходов, как проектный, процессный, а так же системный. Но в то же время системность провозглашенной в последние годы модернизации экономики и инновационного развития понимается упрощенно – как механическая система прогрессивного развития его отдельных сфер: технологии, экономики, политики, права, образования и социума. Наряду с приоритетными задачами данного политического проекта можно выделить ряд явных недостатков, таких как недостаточное внимание совершенствованию инфраструктуры рынка, регулированию налоговой сферы, конкурентной и антимонопольной политики. Проектная стратегия направлена, прежде всего, на решение задач краткосрочного периода. В то же время она пока не приобрела системный характер.
Проанализировав мировую практику регулирования инновационной политики, можно выделить два основных подхода к решению этого вопроса.
Первый подход относится к большинству стран, ранее входивших в состав СССР. Он характеризуется регулированием инновационной деятельности через установку взаимоотношений органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов и акцентом на том, что именно государство является субъектом инновационной деятельности в стране.
Второй подход характерен для экономически развитых государств. Главным отличием здесь является регулирование частного права, а так же стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса с инновационным уклоном.
Современное состояние экономики Российской Федерации нуждается во втором подходе, так как это обеспечит широкое развитие процессу инновации. При этом частный бизнес нуждается в большем объеме инвестиций в поддержку развития инновационных предприятий.
Для обеспечения оперативного внедрения инноваций в рыночную инфраструктуру необходимо обозначить ряд ключевых направлений.
Первое направление заключается в формировании рынка и его составляющих (спрос, конкурентная среда, эффективность, государственный заказ).
Второе направление – регулирование рынка (создание конкурентных преимуществ по определенным направлениям). Для этого необходимо иметь продуманную налоговую политику для стимулирования инновационной деятельности бизнеса [2].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Третье направление формируется за счёт внешней среды, которая является одним из главных условий предпринимательства в инновационной сфере.
К сдерживающим факторам инновационного развития относится недостаточное финансирование инновационной деятельности со стороны государства. По официальным данным, Россия тратит на исследования и разработки около 2 млрд. долларов, что на порядок меньше по сравнению с более развитыми государствами, например, Китаем, Японией и США, где на исследовательскую деятельность отводится почти 8, 14 и 32 млрд. долларов соответственно.
Так же, государство должно переключить свое внимание с развития военно-промышленного комплекса на развитие социальной и экономической сфер, а также сферу бизнеса. Развивая эти отрасли, государство получит возможность пользоваться их инновациями и в комплексе ВПК, ведь использовать достижения ВПК в мирной промышленности не получается ввиду его закрытости.
В связи с недостаточной аккумуляцией денежных средств происходит сокращение числа научных работников, занимающихся инновационной деятельностью [2]. Большая часть российских ученых мигрирует из страны в связи с сравнительно низкой заработной платой, недостаточным финансовым обеспечением процесса создания инновационных продуктов. В результате внешней миграции Россия теряет большое количество потенциальных разработок, которые в дальнейшем могли бы принести стране хорошую репутацию на мировом рынке. Основным потребителем российских мигрантов является США. Соединенные штаты объединяют в себе почти 30 % российских ученых. Также одним из крупных потребителей является Германия, сосредотачивающая в себе 20 % российских ученых. Недостаток квалифицированных работников в России связан не только с миграцией их в другие страны, но и с недостаточной профессиональной подготовкой аспирантов, что характеризует российскую систему образования как недостаточно развитую и малодейственную в сфере инноваций.
Острой проблемой является вопрос интеллектуальной собственности. Знание должно принадлежать тому, кто его создал, то есть лично ученому, инженеру, аспиранту. Пока они не будут уверены в стимуле создания блага, они не смогут его создать, запатентовать, потому что есть риск потерять разработки [3].
Россия имеет достаточное количество предпосылок для успешного развития инновационной отрасли экономики, к ним относятся: достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям; наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов; наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством.
Список использованных источников
1. Дрещинский В.А. Формирование национальной инновационной системы на основе интеграции бизнеса, науки и образования // Инновации – 2010. – № 8 (142). – С. 63- 67.
2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М., 1989.
3. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2012. 464 с.