Ключевые слова: инновация, модернизация, российская экономика.
Трансформация институтов в переходных экономиках – одна из самых важных задач стоящая перед государством. Экономическое развитие и благосостояние зависят от того, каким путем государство планирует модернизировать экономическую систему, каким образом будет создавать и поддерживать развитие новых институтов. Как известно, существует в общем случае два пути для модернизации подобного рода: реновация (которая предполагает обновление, «ремонт» старых институтов, фондов, не изменяя при этом основу и стержень) и инновация (не просто обновление, а совершенствование и использование новейших методов и инструментов). Реновационный путь развития предполагает использование одной и той же проверенной технологии (поэтому этот путь близок к стагнационному); инновационный же (хотя и более дорогостоящий) – имеет большую отдачу для экономического развития страны в долгосрочном периоде, начиная от увеличения производительности труда, заканчивая ростом потребления и увеличением социального капитала (в особенности в образовании). Таким образом, грамотная инновационная политика в переходных развивающихся странах является базой для конвергенции подобных экономик с развитыми странами.
Инновационная политика современной России определяется «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятой в 2011 году. Данный документ подразумевает три возможных варианта инновационного развития [4]:
1) вариант инерционного (ориентированного на импорт) технологического развития;
2) вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности;
3) вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.
В современных условиях для России оптимальным является реализация варианта развития с элементами лидерства в наиболее конкурентных сегментах экономики, и в то же время реализация догоняющего варианта в большинстве секторов экономики. Что позволит одновременно решать задачи и долгосрочного и опережающего развития.
На сегодняшний день реализация стратегии проходит второй этап. Согласно III отчету о ходе реализации Стратегии, подготовленному PBK при содействии Министерства экономического развития, Россия поднялась с 18-й позиции (2014 г.) до 14-й (2015 г.) по глобальному инновационному коэффициенту, с 62-й позиции (2013 г.) до 49-й (2014 г.) по глобальному индексу инновационности, с 112-й позиции (2013 г.) до 62-й (2015 г.) по рейтингу легкости ведения бизнеса и с 64-й позиции (2013-2014 гг.) до 53-й (2014-2015 гг.) по мировому индексу конкурентоспособности [3]
По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации план 2013 года (завершение I этапа стратегии) выполнен по 22 индикаторам, не выполнен по 15-ти и для 4-х индикаторов данные факта совпадают с данными плана [1].
В связи с тем, что любые новшества не всегда положительно воспринимаются обществом, инновационный процесс по своей природе имеет многочисленные барьеры. Кроме того, переход на инновационный путь развития сопряжен не только с многочисленными проблемами экономического и политического характера, но и законодательными, кадровыми и психологическими сложностями.
К числу таких препятствий относятся до сих пор существующие пробелы в российском законодательстве в области инноваций, проблемы «утечки кадров» не отвечающая должным образом потребностям инновационного развития действующая система образования.
Стоит также отметить, что инновационный процесс имеет синергетический характер, что в свою очередь также является своеобразным препятствием, т.к. требует необходимости осуществить комплексную работу, охватывающую сразу несколько сфер, и требует взаимодействия государства с обществом.
В результате сдерживающими факторами инновационного развития стали низкая производительность труда и инновационная активность, неэффективные механизмы коммерциализации инноваций, слабая инновационная активность частного сектора, ограниченный спрос на инновации со стороны бизнеса, недостаточно активная поддержка усилий отраслевых бизнес-ассоциаций по стимулированию инновационной деятельности, снижение численности персонала в сфере НИОКР, ухудшение качества школьного и высшего образования, низкий уровень информированности населения о российских научно-технических достижениях, большая доля теневого сектора в экономике, коррумпированность, непосильные налоги для малого бизнеса, неразвитая патентная политика и мн. др.
Дело в том, что для инновационной модернизации важен, в первую очередь, системный подход, а не дискретные, точечные мероприятия. И пока мы строим сначала новые заводы, а только уже после открытия начинаем задумываться о том, что, как минимум, необходимо обучить специалистов, которые бы смогли работать на новых станках на этом заводе, а, как максимум, хорошо бы заняться благоустройством инфраструктуры, то слова «модернизация» и «инновационная политика» становятся только хорошим средством для поддержания репутации власти на местах.
Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для поддержки инновационной деятельность в нашей стране, необходимо предпринять еще целый ряд мер. На одной из экспертных дискуссий Гайдаровского форума 2016 председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, предложил следующие шаги [2]:
- расширение доступа малого бизнеса к закупкам инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для компаний с государственным участием для увеличения спроса на инновации;
- расширение объемов долгового финансирования инновационных проектов для развития механизмов финансирования инноваций;
- создание корпоративных венчурных фондов (по примеру крупнейших зарубежных транснациональных корпораций (IBM, Cosco, Toshiba и т.д.);
- развитие механизмов коммерциализации технологий и повышение их эффективности;
- обеспечение развития инструментов прямого финансирования инновационных проектов;
- развитие механизмов биржевого финансирования инновационных проектов малых и средних компаний; изучение лучших мировых и российских практик краудфандинга (механизма коллективного финансирования стартапов) и адаптация их с учетом отличительных характеристик российской экономики, особенностей регионального развития, а также нюансов работы малых и средних производственных предприятий.
Список использованных источников
1. Исполнение показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Аналитическая записка. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – М., 2014 г. URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/4844.pdf (дата запроса 21.03.2016);
2. Проблемы инновационной модернизации российской экономики. Экспертная дискуссия. Медиаматериалы Гайдаровского форума 2016. URL: http://www.gaidarforum.ru/ (дата запроса 19.03.2016).
3. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Выпуск III. – М., 2015г. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/2015_Public_report_Strategy_Innovative_Development_RU_web.pdf (дата запроса 20.03.2016);
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата запроса 18.03.2016).