Ключевые слова: муниципальные образования, конкурентоспособность, органы местного самоуправления.
Согласно курсам экономической теории, «конкурентное преимущество – обладаемая фирмой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство над конкурентами» [1]. В большинстве своем это определение ассоциируется с организациями, фирмами, но на самом деле его можно рассматривать шире: применительно к географическим субъектам, социальным общностям, муниципальным образованиям.
Муниципальные образования конкурируют между собой за привлечение специалистов инвестиций, рынки сбыта, а также за экономические, административные, политические возможности. Основываясь на данном примере, конкурентоспособность муниципальных образований следует рассматривать с точки зрения системного подхода, как взаимосвязь экономической, политической и социальной сферы жизни общества. Таким образом, анализируя конкурентное преимущество муниципального образования, необходимо учитывать совокупность сфер жизни общества в системе экономических, социальных и политических возможностей.
В апреле 2016 года аналитики компании «Инвест-аудит» составили рейтинг социально-экономического положения муниципальных образований Пермского края [2]. В ТОП-10 рейтинга помимо лидеров (Пермского и Соликамского районов) вошли Березники, Кунгур, а также Краснокамский, Чайковский, Добрянский, Чернушинский и Усольский муниципальные районы. Замкнули список Кочевский, Косинский и Юсьвенский муниципальные районы. Стоит отметить, что в сравнении с предыдущим исследованием 2014 года, некоторые муниципалитеты поменяли свое место в рейтинге. Например, Губаха, в связи с ростом заработной платы, поднялась на 3 пункта выше. Подобные панельные исследования позволяют оценить динамику показателей, выявить приоритетные направления в экономической и социальной сфере субъектов, а также спрогнозировать инновационную привлекательность территорий Пермского края.
Проанализировав рейтинг муниципальных образований Пермского края и причины расположения субъектов в конкретной иерархии, можно сделать вывод, что системный подход в изучении конкурентоспособности действительно применим, так как с точки зрения системного подхода лидеры рейтинга характеризуются единством экономической, социальной и политической сферы жизни общества, а субъекты, замыкающие рейтинг,–отсутствием взаимодействия сфер. Например, Юсьвенский район Коми-Пермяцкого округа обладает хорошим экономическим потенциалом (имеется лесозаготовительная промышленность, добывается нефть, развита агропромышленная сфера), но вместе с тем район характеризуется ежегодной убылью населения (с 2000 по 2016 год; только в 2002 году зафиксирован рост населения). Следовательно, в Юсьвенском районе нет взаимодействия социальной, экономической и политической сферы жизни общества, не разработана политика, ориентированная на привлечение кадров в населенные пункты района и улучшение жилищных условий.
На основе данного рейтинга можно выделить проблемные места конкурентоспособности муниципальных образований Пермского края.
Первая проблема – это отсутствие разработанной действующей политики по привлечению молодых специалистов в сельскую местность, которая является основополагающей во взаимоотношении «регион-центр». Рынок труда в городе в настоящее время выталкивает молодых специалистов, но, несмотря на сложившееся противоречие, в сельской местности отсутствуют программы для привлечения молодых специалистов. Исключением являются медицинские работники, но стоит отметить, что программа по привлечению выпускников медицинских вузов реализуется на федеральном и региональном уровне, на уровне местной власти заинтересованность отсутствует. Например, в Куединском районе, несмотря на острую нехватку специалистов в области образования (учителей иностранного языка, химии и т.д.), заморожены программы по предоставлению жилья молодым учителям, отсутствуют программы материальной помощи, которые могли бы значительно изменить ситуацию в районе.
Следующее направление в экономической сфере – развитие производства и сельского хозяйства в субъектах, которые непосредственно влекут за собой увеличение рабочих мест и рост заработной платы. Разработка программ поддержки малого предпринимательства на местном уровне может существенно повысить конкурентоспособность регионов. Например, открытие в Куеде ООО
«Куединский мясокомбинат» предоставило населению около 3000 рабочих мест. Рынок труда района стал привлекателен для соседних районов (Чернушинского, Бардымского), а также для соседних районов республики Башкортостан (Татышлинского и Янаульского). Данный фактор оказал непосредственное влияние на повышение среднего уровня заработной платы в районе, улучшение качества жизни. Таким же примером служит открытие завода «Метафракс» в Губахе. Но, говоря о производстве, нужно принимать во внимание тот факт, что большинство организаций в настоящее время характеризуется текучкой кадров и низким уровнем удовлетворенности, в связи с чем наблюдается негативное влияние на конкурентоспособность муниципального образования. Панельное исследование удовлетворенности трудом на АО «ОДК-Пермские моторы» ежегодно фиксирует низкий уровень удовлетворенности трудом на предприятии, несмотря на то, что организация привлекательна для жителей соседних районов.
Важный фактор конкурентоспособности муниципального образования – качество жизни (здравоохранение, комфортные условия труда и жизни). К данному фактору стоит отнести и уровень социального самочувствия. В 2011 году исследовательским центром при ПГНИУ было проведено исследование «Социальное самочувствие жителей Пермского края». В результате проведенного исследования критическим оказалось социальное самочувствие жителей г. Березники [3]. Объяснить данный феномен можно сложившейся экологической ситуацией в регионе (высокий уровень загрязнения воздуха, «серные» дожди). Основное население города – пенсионеры (около 74%), остальная часть населения – в основном работники заводов. Жители города отмечают неудовлетворенность условиями труда и уровнем жизни, отсутствие действующей политики, направленной на улучшение качества жизни. Эти факторы провоцируют отток населения из района. Несмотря на высокий уровень развития экономического потенциала, в муниципальном образовании г. Березники не налажена система социального партнерства и в ближайшее время не исключено понижение населенного пункта в строчке рейтинга.
Таким образом, проанализировав проблемы и критические точки конкурентоспособности муниципальных образований Пермского края, следует принимать во внимание взаимодействие экономической, социальной и политической сферы жизни общества. Для повышения конкурентоспособности муниципальным образованиям Пермского края следует налаживать каналы социального партнерства, на основе этого разрабатывать социально-экономически направленную политику. Как отметил Фридрих Август фон Хайек: «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде». Так и конкурентоспособность муниципальных образований теряет свою силу, если из взаимодействия выпадает какая-либо сфера жизни общества в регионе.
Список использованных источников
1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Изд-во Питер, 2006.— 464 с.
2. Официальный сайт аудиторской фирмы «Инвест-аудит». ТОП-10 муниципальных образований Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://investaudit.ru/blog/analytics/ (дата обращения: 7.05.2017).
3. Нургалиева Ю. Ю., Мелкомукова М. В. Экологическая ситуация как фактор социального самочувствия жителей Пермского края// Материалы XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Человек в мире. Мир в человеке». 2013. С.377 – 381.