Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы территориального общественного самоуправления в городе Перми»

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы функционирования института территориального общественного самоуправления в г. Перми, выделены основные проблемы, а также определены направления его совершенстования.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, самоорганизация граждан, вопросы местного самоуправления, инициатива граждан.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Перми – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Перми для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения[3]. Некоторые исследователи пришли к выводу, что ТОС представляется как «единственная системная форма непосредственной демократии, применяемая для решения проблем микротерритории, возникающая по воле населения территории и осуществляемая этим населением»[2]. В Перми ТОС развиваются как инструмент поддержки самоорганизации граждан на местном уровне, а сами ТОС представляют собой устойчивые локальные сообщества.

Опыт создания ТОС в городе Перми является одним из первых в России, первые ТОС были созданы в городе в 1990 году. Органы местного самоуправления города Перми последовательно развивают действующую уже 25 лет в городе систему территориального общественного самоуправления, помогая ТОС мерами финансовой, имущественной, информационной, методической, информационной и другими видами поддержки. По состоянию на 2016 год в Перми работает 96 ТОС, охватывающих 75% населения города Перми [5].

ТОС находятся в шаговой доступности к горожанам и благодаря постоянной поддержке их деятельность устойчива. ТОС имеют свои офисные помещения. Общественные приемные работают на базе 65 ТОС. Состав экспертовконсультантов не ясен. Списки получателей помощи недоступны. По данным отчетов получателями помощи ТОС ежегодно являются сотни тысяч человек.

По предоставленным администрацией города Перми данным, каждый ТОС ежегодно привлекает сотни волонтеров. Отдельные ТОС оценивают вклад труда добровольцев в структуре финансирования до 20% иногда до 60%. Так же для сотрудников ТОС ежегодно проводятся обучающие мероприятия[1].

Доля ТОС в общем числе НКО, зарегистрированных 5%, однако они получают порядка 75% всей муниципальной помощи. Финансирование, получаемое ТОС в рамках конкурсных процедур (в рамках городских конкурсов социально значимых проектов) составляет в среднем около 8%, остальные 92% распределяются вне конкурсных процедур (субсидии и средства, выделяемых в рамках городских и районных целевых программ, в рамках поддержки депутатов, в виде льгот по аренде помещений, предоставления помещений в безвозмездное пользование)[5].

Более половины ТОС пользуются помещениями на безвозмездной основе, всего выделено помещений в безвозмездное пользование ТОС около 5 тыс. кв.м. (общая площадь помещений в Общественных центрах, предоставленная для деятельности НКО – более 8 000 м2).

Учитывая положительные стороны ТОС, мы можем выделить ряд проблем, связанных с деятельностью этих организаций.

Во-первых, ТОС – это ресурс, который приватизирован городскими властями. Городские власти относятся к ТОС как к своим структурным подразделениям. Много времени сотрудников уходит на выполнение непрофильных поручений депутатов и администрации.

Во-вторых, наблюдается низкая информированность населения о деятельности ТОС мало. Многие ТОС консервативны, не готовы к поддержке новой гражданской активности, молодежных инициатив. Не хватает знаний и компетенции для выполнения роли инфраструктурной поддержки.

В-третьих, не ведется оценка эффективности деятельности ТОС. Но деятельность неоднородна, имидж консервативных ТОС соседствует с примерами современных и эффективных ТОС фактически приватизировали Общественные центры, система муниципальной поддержки НКО развивается с учетом потребностей ТОС или для ТОС[5].

В-четвертных, ТОС, получающие муниципальные средства, излишне забюрократизированы и вынуждены выполнять бесплатную непрофильную работу. ТОС не ощущают себя частью НКО и не конкурируют с ними, отсутствие конкуренции не стимулирует ТОС к развитию.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проведенное исследование показало, что новыми задачами для ТОС в Перми может стать развитие самоуправления, самостоятельного решения, самостоятельного производства общественных благ и муниципальных сервисов горожанами и их объединениями; развитие общественного участия в принятии решений; развитие НКО, как институтов гражданского общества; развитие производства социальных услуг.

Также новыми направлениями могут стать как стимулирование деятельности объединений горожан по преобразованию городской среды и местной жизни, так и повышение открытости и прозрачности муниципальной поддержки НКО, и содействие повышению эффективности, профессионализма и устойчивости деятельности НКО. ТОС должны стать субъектами городского развития и частью информационной среды поддержки НКО и инициативных групп.

Список использованных источников

1. Мещериков А. Развитие в Перми территориального общественного самоуправ- ления вызывает интерес как в крае, так и за его пределами//Звезда. 2010. №63(31627) С.4–5.
2. Мухин М. А., Пахомова Л. М. Территориальное общественное самоуправления: институциональные и правовые противоречия// ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2. С.168–180.
3. Территориальное общественное самоуправление [Электронный ресурс] URL: http://duma.perm.ru/сompetitions/territorial_public_self/ (дата обращения 20.05.2017)
4. ТОС города Перми [Электронный ресурс] URL: http://nko.gorodperm.ru/Perm_city_tos (дата обращения 20.05.2017).
5. Федотов А. В. Территориальное общественное самоуправление: конституционные основы, практика правового регулирования диссертация кандидата юридических наук, Москва.2004 С.123.