Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы территориального планирования муниципального образования»

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы и проблемы территориального планирования в муниципальном образовании,в том числе проблема расселения. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта, а также сформированы основные принципы формирования систем расселения.

Ключевые слова: стратегическое планирование, генеральный план, экономика городского хозяйства, кластеры.

Прогнозирование и планирование территорий, в рамках стратегического планирования, в условиях сложного ландшафта, под влиянием транспортного коридора, для Урала представляет большой интерес, так как города преимущественно образовывались из заводов на реках, актуально и для все страны. Проблема несовершенства использования ряда существующих ресурсов, а именно четыре основные составляющие (полезные ископаемые; положение города в территориально–промышленном кластере; роль промышленных предприятий, расположенных на территории города и в промышленном комплексе всей страны; ландшафт) для создания новой функциональной и комфортной среды обитания человека. Необходимо отметить, что первоначально возникают социальные проблемы и забота о качестве жизни человека, соответственно территории рассматриваются как системы расселения. Зачастую территории, обладающие хорошим потенциалом, при неграмотном управлении и планировании становятся депрессивными, что недопустимо для Российской Федерации.

Стратегия развития страны 2030 определяет основную цель социальноэкономического развития России – долгосрочную перспективу способов и возможностей обеспечения устойчивого повышения благосостояния населения Российской Федерации, национальной безопасности, развития экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе. Для достижении этой цели существенная роль отводится территориальному планированию, градостроительству в муниципальных образованиях. Модель динамичного и сбалансированного развития Урала должна основываться на грамотном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования, с учетом исторических особенностей исследуемой территории.

Градостроительная доктрина РФ как основная часть территориального планирования обозначает право человека на сбалансированную материальную среду, безопасность, достойное качество жизни, а также значимое совершенствование пространственной организации страны средствами градостроительства. Определяет принципы градостроительной деятельности, среди которых устойчивость развития и гармонизация общественного развития; ставит проблемы малых городов и сел, часто олицетворяющих неповторимость, природное разнообразие страны, а также проблему неравномерности распределения на территории страны городских и сельских поселений [1, стр. 13].

В соответствии с этими положениями необходимо стремиться к совершенствованию систем расселения, грамотно используя существующие ресурсы.

Многие авторы рассматривают вопросы, связанные с поставленной проблемой. Некоторые работы отличаются футуристичностью, идеализацией разрабатываемой модели, в то время как другие несут более практичный характер. Вопросами организации систем расселения и созданием идеализированных моделей  занимались  В. Кристаллер,  Б. Дж.Гарнер,   В. А. Шулер;   Б. Б. Родоман, А. Г. Топчиев, Б. М. Эккель. Впервые вопросы взаимодействия расселения и транспорта рассматриваются в концепциях испанского инженера А.Сориа-иМата, который занимался линейными системами и представлял транспортный коридор как «русло расселения».

Современные исследования более применимы в проектной деятельности. Это    исследования    А. А. Агасьянца,    М. Я. Вильнера,    А. В. Иконникова, М. Г. Бархина, связанные с транспортно-расселенческим каркасом страны. Социальные вопросы рассматривали Вагин  В. В.,  Хан-Магомедов  С. О.,  Яргина З. Н., Хачатрянц К. К.

Несмотря на большое количество авторов, занимающихся смежной тематикой, на данный момент не разработана научная концепция градостроительной организации локальных систем расселения, ориентирующаяся на социальное благополучие человека; нет комплексной теории по рациональному использованию богатых ресурсов территории и роли промышленных предприятий города, применимых в рамках стратегического плана всей страны. Недостаточно информации о формировании и проектировании градообразующих и градообеспечиваюших предприятий, формировании рекреационных зон и селитебных территорий[3; 12].

1. Основной понятийный аппарат

Географический подход: территория – это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью и географическим положением .

Государственная территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Она включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды, воздушное пространство над ними и отделяется от территории других стран государственной границей .

Современная трактовка: территория определена как часть земной поверхности, включая сушу, водную поверхность, недра и воздушное пространство над ними.

Территория – земное пространство с определенными границами.

В научной литературе территорию характеризуют как: промышленнопроизводственное пространство, экономическое пространство, сельскохозяйственное пространство, географическое пространство, пространство проживания людей [20;83].

Территория, рассматриваемая как неотъемлемая сторона жизнедеятельности людей, становится очеловеченной территорией, как следствие она получает свою индивидуальность, свои особенные черты и свои исключительные свойства, становится экономическим феноменом, что позволяет говорить о ней не как об определенным географическом пространстве, а как о пространственноэкономическом явлении. Всякая территория как только она начинает осваиваться людьми превращается из географического пространства в пространственно-экономический феномен. Все социально-экономические мероприятия перестают выступать как освоение жизненного пространства, как подчинение природы интересам людей. Возвеличивание человека начинает выражаться не в насилии над окружающей средой, а в умении найти гармонию с пространством и природой, в идентификации себя как части пространства и природы [4; 28].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Возрастание в производстве и жизни людей, значение и роли знаний, превращение их в источник создания материальных благ и услуг приводит к усложнению характеристик пространства. Территория – это среда(пространство) развертывания системы знаний людей и их нравственнокультурных ценностей. Появляются новые экономические ресурсы территории. Это интеллектуальный потенциал и инновационный потенциал. Вместе они формируют интеллектуально-инновационные пространство. Интеллектуальный потенциал приводит к возникновению высоких технологий, выпуску наукоемкой продукции, преобразованию производственных процессов и в конечном счете к изменению самого образа жизни населения. Как следствие появляется новый образ территории как особое интеллектуальное пространство.

Инновационный потенциал – это совокупность различных ресурсов, обеспечивающих ее возможность или готовность к использованию новшеств. Явление “территория” в рамках административно-территориальных образований – это регионы, области, края, автономные округа, муниципальные образования, населенные пункты, иные административно-территориальные единицы. Под инновационностью территории понимается ее способность генерирования новшеств. Концепция полюсов роста трактует, что очаги благополучия возникают вокруг отдельных предприятий, а нововведения распространяются от центра к периферии [21;81].

Новеллой является новая концепция, концепция территории роста, которая предполагает активное инновационное развитие не отдельных точек роста, а всей территории муниципального образования (городского округа). Инновационное развитие – это управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение высокого качества жизни на территории муниципального образования с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных коллективных потребностей населения и интересов государства.

К моделям инновационного развития относят научные, исследовательские, технологические парки (технопарки), инкубаторы бизнеса, инновационные центры, технополисы, кластеры, территориально-производственные комплексы, наукограды [14;123].

Для города главное – это полное видение своего будущего. У мэрии должно быть четкое понимание останется ли город промышленным центром или необходимо перепрофилировать, или диверсифицировать. Главное в решении проблем городов – это разработка и реализации стратегии их развития, раскрывающий понимание того, какие конкретные действия следует предпринять, чтобы изменить сложившиеся неблагоприятные тенденции, привести экономику на инновационные рельсы [26;4].

2. Российский опыт территориального планирования в рамках стратегического планирования

Системы расселения на территории России, состоящие из небольших городов, сталкиваются со многими проблемами. Среди основных можно выделить следующие:

  • нехватка финансирования и отсутствие убедительных стратегий для развития населенных мест;
  • отток сельского населения и населения малых городов в крупные мегаполисы, вымирание малых населенных пунктов;
  • проблемы транспортной, инженерной инфраструктуры, низкая связанность сельских поселений с административными центрами и центрами агломераций;
  • прогрессирующая урбанизация и возрастающее влияние общества на природную среду.

Характер системы расселения тесно взаимодействует с реальными нуждами и интересами людей. Формирование системы расселения в современных условиях в большей степени объясняется социально-экономическими, а не географическими причинами. Если населенный пункт существует как постоянное место жительства, то создана и система закрепления человека за этим местом: работа, семья, регистрация и т. п. Значение отдельных элементов данной системы может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от развития человечества [8;91] .

Урбанизированные процессы объясняют причину того, что расстояния между жильем, рабочими районами и рекреационными территориями увеличиваются и обременительны для большой части населения, постоянно увеличивается плотность застройки и заселения. При этом прослеживается четкая связь между характером населенного пункта и количеством психических аномалий. На переднем плане стоят неврозы и психосоматические нарушения [19;4].

Жизнь в городе и жизнедеятельность в малых населенных местах значительно отличаются динамикой социальных процессов, преимущественным распространением культуры с помощью средств массовой информации в сравнении с естественным, семейным обменом. Жизнедеятельность в городе намного разнообразнее (это связано с многообразием разновидностей деятельности); она отличается намного более широким кругом удовлетворяемых потребностей и, как правило, более динамична[27;2].

Функционал большого города и малого населенного пункта в целом совпадает, но у каждого типа населенного пункта есть свои конкретные особенности. В течение веков в России села выполняют функцию доноров. Из деревни заимствуется больше ресурсов, чем возвращается. Стабильная миграция из малых поселений в крупные города является этому причиной. Человеческие трудовые ресурсы и доходы использует город, а расходы на воспитание и учебу несет село. Крупные города постоянно притягивают население малых городов, деревень, сел, что обусловлено следующими причинами:

  • обновление, реструктуризация промышленности города;
  • обширный выбор мест приложения труда;
  • уровень благоустройства города намного выше;
  • наличие удобств, коммунальных и культурных услуг;
  • отсутствие мотивации для тяжелого сельского труда и т.д.

Вышеописанные причины обусловили главное направление миграционных потоков жителей: отток сельского населения в город, «вытягивание» человеческих ресурсов из села в город. Села стареют всё больше и больше. Например, количество родившихся в селе трудоспособных людей, составляет не более 20%. Пятьдесят процентов мигрантов, приехавших в село, пенсионеры, слабо подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду. В деревне происходят сложные процессы, которые связаны с изменением форм собственности, приспособлением к налогам, кредитам, диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Важно не устранение малых населенных пунктов, а их социальное обустройство, эффективная модернизация локальных систем расселения, создание более тесных, крепких социальных связей между малыми и крупными населенными пунктами [24].

Перечисленные проблемы не решаются или решаются не в полной мере в силу различных причин. Одна из них – отсутствие документов стратегического планирования в муниципальных образованиях. Многие документы территориального планирования разрабатываются формально, с низким уровнем творческого и креативного подхода, не достаточно разрабатывается концепция и стратегические направления, недостигнутые цели переписываются на новую перспективу; разработчик перестает заботиться о человеке, для которого разрабатывает проект, и которому предстоит жить на проектируемой территории. В настоящее время большое значение приобретает подход, предполагающий междисциплинарные исследования взаимодействия естественной и искусственной среды. Для создания грамотных, рациональных планов развития необходимо привлекать профессионалов своего дела. Формирование планировочной структуры должно происходить не только с учетом экономических и функциональных параметров, но и градостроительного искусства, культуры и традиций [16;24].

В отечественной градостроительной практике по зарубежному примеру появляется принцип кластерной организации территорий. Это научнотехнические, производственные кластеры Сколково, наукограды, Новосибирский технопарк, который, по сути, является проектом модернизации и развития Новосибирского Академгородка. Новосибирский Академгородок – это первый в России научный комплексный центр, являющийся прообразом технопарка (1957), и развивающийся практически параллельно с западными кластерными моделями. Проект Технопарка предполагает дальнейшее развитие Новосибирского Академгородка как центра высоких технологий мирового уровня Этот пример показывает, что Россия во многом не уступает западным странам. В стране накоплена достаточная база для развития систем расселения, в том числе, инновационного, необходимо грамотно использовать имеющиеся ресурс [5; 19]..

3. Мировой опыт пространственного планирования территории

Некоторые проблемы территориального планирования расселения, такие как углубляющиеся процессы урбанизации, необходимость развития убедительных стратегий развития, инфраструктурные проблемы, успешно решаются в мировой практике.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Наибольший интерес к кластеризации в мире характерен для 1990-х, развитие получают кластерные стратегии в различных странах, где есть база образовавшихся центров деловой активности, которые доказали свою состоятельность на мировой арене. Наиболее успешными в реализации кластерной организации по показателю глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому Международным экономическим форумом, оказались такие страны, как США, Сингапур, Япония, Канада, Китай, ведущие европейские страны. Научнотехнологические кластеры формируются на основе университетов или научных подразделений, что обеспечивает непрерывный приток молодых кадров и систематические профессиональные связи в сфере технологий и науки. Одни из самых известных в мире научно-технологических кластеров на основе университетов это Силиконовая долина, Бостонский технопарк в США, научнотехнологический парк Кембриджа в Великобритании, технополис в Финляндии, София Антиполис во Франции, специализированный научный центр Цукуба в Японии, Силиконовая аллея в Индии, технопарк Чжунгуаньцунь в Китае . В США выделяют три типа научных парков:

  • в первом выстраивается полная технологическая цепочка от разработки до производства (Стэнфордский научный парк, Силиконовая долина);
  • второй тип – это исследовательские парки, где нет массового производства и разрешен только процесс научно-исследовательских работ;
  • третий тип – инновационные центры, помогающие соединять новации с финансами и предпринимателями, способствуют продажам лицензий производителям, поддерживают технологическую цепь от эксперимента до коммерциализации производства. Этому примеру последовали европейские страны [10; 22].

Японская модель отличается от американской, здесь сразу строят новые города, специализирующиеся на инновационных исследованиях и производстве технополисы. Они отличаются от технопарков формированием открытой, высокоинтеллектуальной среды. В городе строятся исследовательские и производственные площадки, позволяющие быстрее завершить свои разработки и выпустить пробную серию продукта. В последнее время в США стали применять японскую модель [18;11].

На данный момент в мире активно развиваются скоростные виды железнодорожного транспорта, связывающего системы расселения (Европейская, Китайская практика). Особенности такого транспорта можно проследить на примере Франции, где радиус поворота скоростных поездов составляет около 7км, а скорость достигает 450 км/ч, для остановки в логистических центрах применяют параллельные пути. Наличие скоростного транспорта и создание городовспутников помогает решать проблемы углубляющейся урбанизации, роста городов, что видно на примере концепции развития г. Алматы и проекта G4 Сити [22;17].

В качестве положительного примера взаимодействия человека, искусственной среды с природой можно привести опыт Норвегии. Высокий уровень жизни населения достигнут благодаря рациональному использованию природных ресурсов, бережному отношению к природе. Популярна зеленая архитектура, минигидроэлектростанции на маленьких речках в условиях перепадов рельефа.

Столица страны Осло, самый крупный город, является одним из чистейших городов Европы. Он расположен в юго-восточной части Норвегии, включает 40 островов, две трети муниципалитета составляют защитные леса, водоемы и сельскохозяйственные угодья. В городе широко используются энергоэффективные технологии, альтернативные источники энергии, экологически чистые виды транспорта. В планах Норвегии сокращение выброса парниковых газов в атмосферу, полный переход на экологичный транспорт, расширение использования возобновляемых источников энергии.

Проблема грамотной организации территориального планирования расселения населения и рационального использования ресурсов особенно актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

4. Основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения.

Я. В. Косицкий в модели систематизации градостроительных концепций и критериев выделил во взаимодействии людей, среды и формы три основных принципа архитектурно-планировочной организации города, которые применимы так же и для градостроительной организации систем расселения. Это демометрическая соразмерность, экологическая компенсация и морфологическое соответствие. Данная концепция является факторной, т.е. пытается учесть множество факторов и синтезировать компоненты планировочной системы, что является одной из основных проблем архитектурно-планировочной организации[12;182].

В соответствии с моделью систематизации Я.В.Косицкого сформулирована миссия территории и определены основные принципы градостроительной организации локальных систем расселения в зоне влияния транспортных артерий города [7; 67].

Миссия – формирование локальной инновационной системы расселения с опережающим развитием социальной инфраструктуры.

Принципы:

  • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
  • морфологический принцип развития расселения;
  • принцип географического детерминизма в планировке городов;
  • социально-культурный принцип;
  • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
  • принцип экологической компенсации.

Трансконтинентальный коридор, проходящий через территорию, резко повышает её статус в системах высшего ранга. Коридор может включать в себя несколько видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, воздушный, и так же скоростной транспорт, если он есть или планируется на перспективу.

Ширину транспортного коридора можно определить как сумму ширины дорожного полотна (примерно 50м), полос отвода и придорожных полос, размер которых зависит от категории дороги. Как правило, в составе транспортных коридоров проходят автодороги первой категории, ширина придорожной полосы которых 75 м (Постановление правительства Свердловской области от 10 ноября 2010 г. № 1634-ПП об утверждении порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения). По данным сайта http://www.uadso.ru/ (управление автодорог Свердловской области), ширина полосы отвода составляет около трех метров. Таким образом, ширина транспортного коридора составляет:

50+2∗(75+3) = 206 м. 1-я полоса влияния-5км, 2-я полоса –15 км (русло коридора), бассейн коридора – до 100км.

Ширина коридора может варьироваться от ширины полосы отвода до нескольких километров, что зависит от различных факторов, например, сложный рельеф влияет на прокладку железнодорожной линии и на конфигурацию коридора в целом. Вдоль транспортного коридора располагаются логистические центры, из которых происходит распределение ресурсов в производственные, административные центры. Далее лежит русло коридора, так же активно влияющее на локальные системы расселения. В русле находятся основные объекты (точечные, линейные, планарные), которые определяют значение территории, или которые наиболее привлекательны, если говорить о туристических объектах. На расстоянии около 100 километров лежит бассейн коридора. Он оказывает влияние на малые населенные пункты, которые живут, пока есть дорога и для которых наличие связей с более крупными центрами играет особенно важную роль [2;81].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Морфологический принцип развития расселения

Планирование систем расселения основано на выявлении, формировании типов территориальных структур. Основными элементами территориальной структуры являются:

  • зоны концентрации населения – урбанизированные районы, включающие и промышленные образования, в целом негативно воздействующие на природную среду;
  • природные, рекреационные территории, экологические коридоры;
  • буферные зоны, нейтрализующие негативное анторопогенное воздействие, санитарно-защитные озелененные зоны.

Выделяется несколько идеальных типов структур систем расселения по их форме, конфигурации (которая формируется в зависимости от ландшафта и уникальных условий региона):

  • концентрическая система расселения, развивается на равнинных территориях с активным центром, вокруг которого в радиальном направлении формируется система населенных пунктов. Транспортная нагрузка распределяется по кольцевым и радиальным направлениям.
  • прямоугольная полицентрическая система, так же формируется на равнинных территориях, с равномерно распределенными административными центрами, между которыми образуются зоны экономического влияния. Так же этот тип можно охарактеризовать как ядерно-сетевой, который считается наиболее эффективным и функциональным.
  • прямоугольный полицентрический тип, характерный для приморских территорий (можно считать подвидом предыдущей). Основные административные центры являются портовыми городами и располагаются вдоль прибрежной зоны, далее, вглубь суши, проходят транспортные магистрали значительно нагруженные грузовыми и пассажирскими потоками. Менее нагружены продольные направления, соединяющие административные центры.
  • линейная система расселения, формируется благодаря природным условиям (горно-заводские долины), или вдоль уже существующих инфраструктурных объектов, транспортных магистралей.
  • полицентрическая бассейновая система расселения формируется в регионах с горнодобывающей промышленностью. Экономические и административные центры бессистемно формируются вокруг горнодобывающих центров.
  • центральный тип, характерный для слабо развитой системы расселения с недостаточным количеством связей и плохо освоенными территориями. Хозяйственная деятельность локализуется в местах наличия ресурсов и производства продукции.

Теоретические аспекты размещения населенных пунктов и создание идеальной модели расселения интересовали многих авторов. Кристаллер рассматривал центрические системы и агломерационные процессы, Б. Б. Родоман решал вопросы экологии и экологии культуры, создавая модель поляризованного ландшафта, которую детализировал А. Г. Топчиев. Представлено взаимодействие природы и общества. Модель Б. М. Эккеля представляет взаимодействие жилых, рекреационных, санитарно-защитных, производственных и обслуживающих зон, через которые проходят коридоры инженерных коммуникаций, система открытая с направлениями развития [23; 42].

Перечисленные системы расселения предполагают формирование на однородной равнине или идеальных природных условиях, не масштабны, сетевой поляризованный ландшафт Б. Б. Родомана представляет собой систему равномерной густоты, отсутствует иерархия в поселениях. Невозможно создать универсальную схему для любого случая, каждая система по-своему интересна и её необходимо модифицировать для конкретной уникальной сложившейся ситуации, местных условий и действительности. Поселения уже сформировались, в морфологии отражается противоречивость их развития – это историческая и современная застройка, устойчивое и изменчивое состояния, единоформие и многоформие, нерациональное использование ресурсов – все это вносит хаос с точки зрения грамотной организации [25].

Понимание особенностей идеальных систем расселения помогает более эффективно решать вопросы в реальном проектировании, где чаще всего встречаются комбинации различных по форме типов структур.

Принцип географического детерминизма в планировке городов. Детерминизм – учение о взаимосвязи, закономерности и причинной обусловленности событий и явлений.

Каждая система расселения формируется индивидуально в зависимости от различных причин и уже сложившихся обстоятельств, таких, как рельеф, гидрография, уже сложившаяся инфраструктура. Выделяются несколько наиболее ярких причин, определяющих расположение городов в сложном рельефе. Их можно разделить на исторические причины и действующие причины [17; 2].

Исторические:

  • необходимость создания неприступного города в горной местности;
  • подходящие свойства рельефа и места для создания стратегически важного объекта, глубоководные морские порты, удобные для судоходства, не заметные с берега бухты (Балаклава);
  • развитие промышленности, строительство городов на реках, формирование горно-заводских долин (малые города Урала, Демидовские заводы).

Действующие:

  • развитие отдыха, туризма, лечения в горно-климатическом районе. Необходимые параметры по протяженности и уклону трассы для развития горнолыжного спорта присутствуют далеко не во всех горных районах. Наличие необходимых ресурсов для развития санаторно-курортной деятельности (грязи, месторождения минеральных вод).
  • отсутствие в районе равнинных территорий или их занятость существующей застройкой, или особоохраняемыми природными зонами.

В книге «Город и рельеф» В. Р. Крогиус кроме перечисленных причин среди действующих выделяет следующие:

  • строительство гидроэлектростанций в горных районах;
  • наличие в горном районе полезных ископаемых и их разработка;
  • благоприятные условия для орошения предгорий ледниковыми водами;
  • создание опорного центра сети поселений;
  • в тропических зонах климатические условия возвышенных районов более благоприятны.

Действующие причины актуальны в современном мире для строительства новых городов и развития существующих [9; 53].

Социально-культурный принцип.

Планировочная организация локальной системы расселения происходит на базе сложившихся образований. В рамках этого принципа при проектировании используются такие подходы, как преемственность, ансамблевое построение, использование историко-культурного наследия и сложившегося природного ландшафта; принимаются во внимание индивидуальные особенности национальности или нескольких национальностей, соседствующих на данной территории. Россия, как многонациональная страна, обладает уникальным многолетним опытом сосуществования разных народностей, основанного на толерантности, бережном отношении к своим традициям, культуре и истории. Из зарубежной практики можно привести пример проекта городов-спутников Алматы, в концепции которого («Город традиций») реализуется социально-культурный принцип и социально-технический принцип . Проектная локальная система расселения представляет линейную структуру и формируется вдоль автотрассы Алматы-Капчагай, здесь пролегает транспортный коридор (автомагистраль и железная дорога), связывающий Россию и Китай, по которому идут потоки международной торговли. Связь между городами-спутниками планируется с помощью скоростного транспорта. Автотрасса Алматы – Капчагай протяженностью более 60 км соединяет город и территорию водохранилища, которая располагает всеми возможностями для организации активного отдыха. Городаспутники должны разгрузить г. Алматы, численность населения которого в летний период увеличивается до двух миллионов, а также поднять уровень жизни населения и обеспечить новыми рабочими местами. Прямоугольная планировочная структура городов с активными центрами, главными и второстепенными направлениями и системами озеленения вызывает ассоциации с центральной частью Алматы, где присутствует ансамблевая застройка, сформировавшаяся в советское время. Проект задуман в органичной привязке к Генеральному плану развития г. Алматы. Проявляется бережное отношение к культурному наследию, ведь основу туристской привлекательности города составляет история. В одном из разделов корректировки Генплана (охрана памятников) призвано музеефицировать историко-культурный ландшафт и полностью сохранить ансамбль центра города. Согласно разработанной концепции Стратегических партнеров, система расселения станет логистическим центром республиканского, а после проведения Зимних Азиатских Игр, ЦентральноАзиатского масштаба. Четыре мини-города, выполняющие каждый свою функцию, имеющие свой уникальный характер и колорит, объединятся в один город мечты – G4 Сити.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проявление социально-культурного принципа можно проследить в системе малых и прибрежных городов Испании провинции Каталония, это любовь к своему  городу  и  истории,  сохранение  исторических  памятников  (г.Рупит,  г. Тосса де Мар).

Принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация) .

Кластер можно определить как территорию под единым управлением и с едиными технологическими связями. Это группа взаимосвязанных компаний, связанных с ними организаций, которые соседствуют географически, отличаются общностью деятельности в своей сфере, могут дополнять друг друга [11;34].

По Губайдуллиной Ф.С. кластер это совокупность расположенных на одной территории взаимосвязанных между собой предприятий малого, среднего, и крупного бизнеса, научных и образовательных организаций, действующих в определенном секторе при совместном использовании знаний и производственных мощностей. В ходе такой деятельности возникают синергетические эффекты, способствующие повышению конкурентных преимуществ данной агломерации[15;54].

Из теорий пространственного развития Е. Г.  Анимицы,  Н.  Ю.  Власовой, Я. П. Силина сегодня набирает популярность «теория кластеров» и представляет большой интерес для градостроителей. В. А. Колясников отмечает пять её положений, представляющих интерес для градостроительного планирования[12;268]:

  • компании действуют в единой сфере и на одной территории;
  • кластеры наиболее активно развиваются в агломерациях, и вместе с тем могут образовать региональный кластер;
  • города с похожей спецификой, расположенные рядом и обменивающиеся накопленным опытом, обладают большим конкурентным преимуществом;
  • для создания кластера необходимо наличие ресурсов в месте его базирования;
  • кластеры могут формироваться и развиваться в структуре города;
  • кластеры формируются предпринимателями самостоятельно вне зависимости от указания плановых органов, задача государства поддерживать развитие кластеров.

Учитывая факт, что для создания и развития кластеров используются существующие на конкретной территории уникальные ресурсы, очень сложно воспроизвести или полностью скопировать предшествующие кластерные модели. Можно использовать накопленный опыт, но в каждом случае необходим индивидуальный подход и удачное стечение благоприятных условий для развития того или иного кластера. Это объясняет уникальность каждого кластера и неудачные попытки многих стран скопировать американский опыт.

Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2030 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения [6; 76].

Таким образом, при обзоре отечественного и зарубежного опыта, а так же проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения, выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

  • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
  • морфологический принцип развития расселения;
  • принцип географического детерминизма в планировке городов;
  • социально-культурный принцип;
  • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
  • принцип экологической компенсации.

Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, учитывая оптимальное соотношение градостроительных и градо-обеспечивающих предприятий к селитебной территории. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны [13; 67].

Заключение

Проблема грамотной организации расселения и рационального использования ресурсов актуальна в наши дни. Развитие основных градостроительных процессов можно проследить в Стратегии развития страны 2020 и Градостроительной доктрине РФ, одни из которых повышение благосостояния граждан, преодоление территориальной разобщенности, проблемы малых населенных мест, зачастую придающих неповторимый колорит. В соответствии с этими документами формируются основные положения.

В главе приведен обзор отечественного и зарубежного опыта и проблем, связанных с организацией и развитием систем расселения. В соответствии с этим выявлены следующие принципы формирования систем расселения:

  • технический принцип в развитии расселения (транспорт, инженерные коммуникации);
  • морфологический принцип развития расселения;
  • принцип географического детерминизма в планировке городов;
  • социально-культурный принцип;
  • принцип экономического обоснования для развития локальных систем расселения (кластеризация);
  • принцип экологической компенсации.

Принципы ориентированы на более грамотную и функциональную организацию территории с учетом её индивидуальных, уже сложившихся особенностей. В каждом принципе учтен социальный фактор в соответствии с определенной для территории миссией. Разрабатывая систему расселения и стратегии её развития, градостроитель должен думать о человеке, создавать для него удобную, комфортную и безопасную среду, развивать инновационную инфраструктуру с обязательными по нормативам и уникальными объектами, такими, как современные многофункциональные объекты медицины, туризма, спорта, рекреации. Из подобных объектов складывается «лицо» локальной системы расселения. Когда грамотно организованная система оказывается в зоне влияния транспортного коридора, она становится центром притяжения, более доступна и её статус резко повышается. Необходимо так же решать экологические проблемы, так как увеличатся и рекреационные нагрузки. Это может быть опасно для уникальных памятников природы, для них необходимо разрабатывать специальные режимы использования и защитные зоны.

Список использованных источников

1. Градостроительный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №190-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Земельный кодекс [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области [текст]: НГПСО 1-2009.66. – УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, 2009 год. – 192 с.
4. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 [текст]: СП 42.13330.2011. Введ. 2011.05.20. М.: Минрегион России, 2011 год. 56 с.
5. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю., Силин Я. П. Городская политика: теория, методология, практика. [текст]: учебное пособие Екатеринбург: НЭ УрО РАН, 2004. – 306 с.
6. Афанасьев А. А. и др. Врачующий пояс Рифея: Культурно-исторические очерки. Серия «Урал: История в ликах городов» [текст] // Екатеринбург: Издательство
«СОКРАТ», 2004. 352 с.
7. Колясников В. А. Региональные особенности градостроительства Урала : Часть I и II / под общей ред. В. А. Колясникова [текст] // Екатеринбург: Архитектон, 1995. 302 с.
8. Колясников В. А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов [текст]: учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2010. 406 с.
9. Крогиус В. Р. Город и рельеф [текст] // М.: Стройиздат, 1979. 124 с.
10. Любен Тонев Композиция современного города [текст] // М.: Стройиздат, 1979. – 124 с.
11. Анимица Е. Г. Региональное управление[текст]: Курс лекций // Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. 340 с.
12. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
13. Анимица Е. Г., Бочко В. С., Пешина Э. В. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2010. 81 с.
14. Яргина З. Н., Хачатрянц К. К. Социальные основы архитектурного проектирования [текст]: учебник для вузов М.: Стройиздат, 1990. 343с.
15. Титаренко Н. В. Технико-экономическая оценка генеральных планов поселений, городских округов и проектов планировки территории [текст]: Учеб. метод. пособие – Екатеринбург: Издательство УралГАХА, 2015.
16. Никонов И. В., Никонова Е. Р. Математическое моделирование в архитектуре и градостроительстве [текст] // Перспективы науки и образования 2014. №2(8). С. 190–192.
17. Улаева Н. Л. Гражданско-правовое регулирование градостроительства: сущность, значение и перспективы совершенствования [текст] // Вестник Краснодарского университета МВД России 2015. №1(27). С. 26–30.
18. Шеина С. Г., Мартынова Е. В., Гиря М. А. Методические основы энергоэффективной реконструкции городской застройки [текст] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. №4. С. 14-20.
19. Васканьяц Ю. Ю., Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности [текст] // Уникальные исследования XXI века. 2015.
№5(5). С. 40–44.
20. Горбатенко А. А. Методы оценки качества городских территорий [текст] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. №1(13). С. 84–86.
21. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий [текст] // Научный результат. 2014. №2. С. 80-84.
22. Дрожжин Р. А., Реновация промышленных территорий [текст] // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. №1(11). С. 84–86.
23. Подборка учебных материалов для студента: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookbk.net.
24. Интернет-вестник ВолгГАСУ: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.vgasu.ru.
25. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог»: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uadso.ru.
26. Бизнес и информационные технологии: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bit.samag.ru.
27. Современная конкуренция: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moderncompetition.ru.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1927

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке