Ключевые слова: общественное участие, стратегическое планирование.

В настоящее время в России и за рубежом наблюдается тенденция вовлечения общественности в государственное и муниципальное управление, а также в бюджетный процесс. Однако проведённый анализ принципов стратегического планирования, закреплённых в отечественном законодательстве, показал отсутствие принципа общественного участия. На наш взгляд, это является фактором неэффективности системы стратегического планирования, поскольку препятствует включению знаний, информации и финансовых ресурсов, которыми располагают население, бизнес-сообщество и общественные организации.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Между тем в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ закреплён прозрачности (открытости), предполагающий официальное опубликование за некоторыми исключениями документов стратегического планирования [3]. В то же время согласно ст. 8 ФЗ Федерального закона № 172-ФЗ одной из основных задач стратегического планирования признано создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования. Следовательно, формирование условий вовлечения общественности осуществляется путём обеспечения информационной прозрачности стратегического планирования. Между тем публикации документов стратегического планирования для реального участия общественности в этом процессе не является достаточным, поскольку в правовых актах требуется закрепление возможности для такого участия, формирование соответствующих механизмов и инструментов.

Вместе с тем организация общественного участия предполагает не только включение общественности в процессы разработки и реализации документов стратегического планирования, но и установление обратной связи между общественностью и органами власти.

Однако действующее законодательство о стратегическом планировании не создаёт условия, обеспечивающие общественное участие. Согласно ст. 9 Федерального закона № 172-ФЗ на уровне муниципальных образований круг участников стратегического планирования ограничен органами местного самоуправления и муниципальными организациями. При этом сущность местного самоуправления заключается в совместном решении вопросов местного значения населением и органами самоуправления на основе учёта общественных интересов.

В соответствии со с ч. 7 ст. 11 Федерального закона № 172-ФЗ закреплена правовая возможность привлечения объединений профсоюзов и работодателей, общественных, научных и иных организаций к процессу документов стратегического планирования. Но в таком случае установлено лишь их возможное, но необязательное участие.

Кроме того, ст. 13 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования. Вместе с тем по итогам 2016 года совокупная Интернет-аудитория в России в возрасте от 16 лет и старше составляет 70,4% или порядка 84 млн. человек [2]. Тем самым примерно для трети всего трудоспособного населения затруднено участие в процессе общественного обсуждения. Поэтому следует закрепить и иные формы общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования.

В дополнение к этому специалистами Института экономики города отмечается возможность создания представительными органами местного самоуправления специальных органов, предполагающих привлечение всех заинтересованных сторон и реализующих полномочия в области стратегического планирования [6].

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, анализ законодательства показал отсутствие достаточных правовых возможностей прямого участия населения и индивидуальных предпринимателей в системе стратегического планирования.

Между тем практика привлечения широкого круга заинтересованных сторон, включая бизнес, профсоюзы, неправительственные организации и коренные народы получила развитие за рубежом [7].

Ведущими специалистами в области стратегического планирования подчёркивается необходимость участия гражданского общества в процессе стратегирования.

Так, В. М. Полтерович предлагает проводить модернизацию отечественной экономики на основе системы интерактивного управления ростом, одним из ключевых принципов которой выступает взаимодействие на основе диалога между органами власти, бизнеса и гражданского общества [5]. Нельзя не согласиться с указанной точкой зрения. Но в то же время требуется включение в процесс государственного и муниципального управления всех групп интересов, поскольку участие лишь общественных и коммерческих организаций не позволит в полной мере выявить и учесть конкретные проблемы населения.

А. В. Бузгалин и А. И. Колганов отмечают в качестве одного из вариантов установление приоритетов на основе общественной значимости путём обсуждения в гражданском обществе и среди экспертов среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития [1]. При этом требуется не только расширение круга привлекаемых субъектов, но и качества общественного участия на основе сетевого подхода, в частности внедрения механизмов диалога на добровольной основе между заинтересованными сторонами.

В настоящее время в России на местном уровне получило развитие самообложение граждан и инициативное бюджетирование. Однако, на наш взгляд, существующие ограничения по участию общественности в процессах стратегирования негативно сказывается на дальнейшем развитии этих институтов. Ведь недостаточное общественное участие в определении целевых установок не способствуют установлению долгосрочных и приоритетных с точки зрения общественности целей социально-экономического развития публично-правовых образований.

Важно упомянуть ещё об одном инструменте общественного участия – общественном контроле за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления [4]. Однако институты общественного контроля не получили должного развития на практике: общественный контроль реализуется не во всех публично-правовых образованиях, но и не охватывают деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления; деятельность институтов общественного контроля зачастую не является прозрачной, а изучение доступной информации о результатах их функционирования показывает низкую общественную значимость решаемых вопросов в процессе общественного контроля.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Список использованных источников

1. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 63–80.
2. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfktendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/(дата обращения: 21.02.2017).
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 № 172-ФЗ: по состоянию на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). ст. 3378.
4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. 28 июля.
№30 (Часть I). ст. 4213.
5. Полтерович В. М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010.
№ 7. С. 158–160.
6. Пузанов А. С., Попов Р. А., Ланцев Д. М. Методические рекомендации по оптимизации стратегического планирования на муниципальном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2015. 28 с.
7. Good Practices in the National Sustainable Development Strategies of OECD Countries. OECD, 2006. 35 p.