Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы внедрения бюджетирования в коммерческих банках»

Аннотация. Финансовый кризис, последствия которого почувствовали на себе отечественные коммерческие организации, продемонстрировал, что банки, использующие в своем управлении систему бюджетирования, смогли быстрее решить свои финансовые трудности и минимизировать убытки, чем банки, которые данную технологию не использовали. Вследствие этого в последнее время бюджетирование стало одной из актуальных задач в организации работы банков [1, c. 25-26].

Ключевые слова: финансовый кризис, бюджетирование, банки.

Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью показателей, которые позволяют определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение целей. В западной практике бюджетирование — это одна из дисциплин управленческого учета. Следует отличать управленческий учет от бухгалтерского. Последний ориентируется на внешних аудиторов (Банк России, налоговый органы и др.), управленческий же учет ориентируется на руководство банка [2].

В основе бюджетного метода управления лежит представление о том, что деятельность предприятия состоит в уравновешивании дохода и расхода, имеется однозначное определение — кто производит финансовые ресурсы и сколько, кто и сколько их расходует, строго закреплена ответственность. Руководители организации в процессе планирования своих действий могут оценить, соответствуют ли их планам реальные результаты.

До внедрения в банке системы бюджетирования менеджеры должны решить следующие задачи [3, c. 191-202]:

1) определить, какие подразделения большей частью производят финансовые ресурсы, а какие расходуют;

2) определить величину расходов, которые связаны с нормальной работой того или иного подразделения;

3) спрогнозировать изменение объема работы каждого подразделения в будущем;

4) установить количественный порядок значения косвенных затрат и их распределение между подразделениями.

Только после получения ответов на данные вопросы банк может приступать к финансовому планированию и бюджетированию.

Обзор работ экономистов, занимающихся темой бюджетирования, позволяет привести следующий список проблем, которые усложняют внедрение данной системы:

1. Финансовые — организации необходимо приобретать новые программные комплексы и оплачивать услуги сторонних специалистов.

2. Организационные — часто отсутствуют необходимые нормативные документы, четко описывающие функциональные обязанности различных подразделений и их руководителей, наблюдается недостаток точных данных по расходам на осуществление тех или иных операций и оказание услуг.

3. Психологические — нередко руководство организации не желает начинать сложный и трудоемкий процесс реформ, проводить изменения в организационной структуре либо ожидает быстро получить положительный эффект от новой технологии.

4. Управленческие — отсутствует система учета затрат по местам их возникновения, часто отчетные документы ориентированы на внешние контролирующие органы, а не на менеджмент.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5. Недостаток квалифицированного персонала. Отсутствие желания осуществлять траты на обучение сотрудников, не влияющих, по мнению руководства, на получение прибыли организацией [4].

Наиболее частые ошибки, встречающиеся в процессе внедрения системы бюджетирования:

1. Часто проект по внедрению системы бюджетирования возглавляет начальник отдела бюджетирования. В случае возникновения разногласий, например, с председателем правления банка, он не сможет самостоятельно решить проблему. Таким образом, внедрение технологии бюджетирования обязательно должно курироваться руководством банка.

2. Нередко обязанности по внедрению технологии бюджетирования возлагают на бухгалтерию банка, что встречает со стороны бухгалтерии негативную реакцию. Это приводит к затягиванию процесса внедрения системы в организации или, в некоторых случаях, даже к отказу от процесса внедрения.

3. Иногда в процессе внедрения системы бюджетирования стараются максимизировать доходы всех подразделений и минимизировать расходы, что в корне является неверным. Минимизация расходов каждого подразделения не приведет к минимизации расходов банка в целом, более правильной будет политика установки лимитов на расходы и обязательный минимум для доходов.

В статье были рассмотрены основные проблемы, встречающиеся в процессе внедрения системы бюджетирования в коммерческих банках, представлены наиболее частые ошибки. Внедрение систем управленческого учета и бюджетирования – сложный, продолжительный и трудоемкий процесс. Однако в случае наличия грамотно организованного комплекса управления руководство банка имеет всю необходимую информацию о деятельности кредитной организации и может принимать на ее основе оптимальные решения.

Список использованных источников

1. Пересунько О.В. Проблемы и этапы внедрения бюджетирования в банках [Текст] / О.В. Пересунько // Бiзнес iнформ. – 2011. – №2(2). C. 25-26.
2. Дискин И. Управленческий учет и бюджетирование в банке – дорогая игрушка или назревшая необходимость? [Электронный ресурс] // Проект Executive.ru. – 2003. URL: http://www.e-xecutive.ru/finance/private/339341-upravlencheskii-uchet-i-budzhetirovanie-v-banke (дата обращения 16.03.2016)
3. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. пособие / В. Б. Акулов. – 4-е изд. – Москва: Флинта, 2010. – 264 с.
4. Марченко Е.М., Михайленко С.В. Постановка бюджетирования и процесс развития информационной системы управления производственным предприятием [Электронный ресурс] / Е.М. Марченко, С.В. Михайленко // Конференция «Теория и практика управления предприятием». 29-31 октября 2002 года. URL:
http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2002/13.shtml (дата обращения 16.03.2016)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1763

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке