Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проектные технологии в государственной молодежной политике РФ»

Аннотация. В данной статье рассмотрены проектные технологий в реализации государственной молодежной политики (далее по тексту — ГМП) Российской Федерации. Дается краткий анализ нормативно—правового обеспечения и раскрывается сущность проектного подхода ГМП в Российской Федерации, а также выявляется специфика проектирования массовых молодежных мероприятий и использование проектного подхода в ГМП.

Ключевые слова: государственная молодежная политика РФ, проектное управление, проектный подход, проектные технологии, массовые молодежные мероприятия.

В условиях необходимости динамичного развития  государство  не может оставаться в стороне от формирования системы ценностей в молодежной среде. Государство должно создавать условия   и возможности для востребованности возможно большего спектра навыков и знаний молодежи, одновременно предоставляя молодежи возможность повышать качество этих навыков и знаний. Это обеспечивает обоюдную лояльность и способствует созданию условий для устойчивого неприятия деструктивных практик и моделей поведения молодежи. Как добиться такой цели ГМП?

Сегодня, учитывая современную ситуацию в ГМП, появляется необходимость в изменении траектории мышления в этой сфере для повышения эффективности такой политики. Становится ясно, что подходы к реализации молодежной политики нужно менять, и обновлять не просто имеющиеся основу, а институционально применять другой подход. Таким подходом становиться проектное управление.

Проектный подход в управлении молодежной политикой позволяет в современных условиях более точно сформулировать задачи, определить объем деятельности и определить необходимые ресурсы. Фактически проектирование молодежной политики есть и проектирование будущих состояний общества, а также — проектирование будущих проблем социального развития.

К сожалению, следует констатировать, что в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной молодежной политики. Большинство молодых людей в России считают необходимым принятие базового закона о молодежи.

В настоящее время в систему нормативных актов, регулирующих отношения в сфере молодежной политики, входит документ «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Основы ГМП 2025) на федеральном уровне, далее законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые по вопросам, отнесенным к их компетенции. Серьезной проблемой двух последних вышеуказанных уровней документов является то, что в них нет конкретики, и есть упущения, так как главный нормативный акт «Основы ГМП 2025» не совершенен.

На сегодняшний день продолжается процесс формирования институционально-правовых основ молодежной политики, при этом уже накоплен определенный опыт в реализации данного сегмента политики. Необходимо ускорить этот процесс для активного использования проектных технологий в общей системе ГМП.

Проектный подход в государственном муниципальном управлении был вторичен и явился логическим продолжением программно-целевых методов. По меткому выражению одного из представителей Московского методологического кружка, «проекты — это дети программы». Это выражение, хорошо показывает соотношение целевых комплексных программ и проектов. Целевые комплексные программы, как известно, относятся к «мега-проектам». Особенность мегапроектов в том, что они носят долгосрочный характер, они очень трудоемки и много затратны. Мега-проект, чаще всего, действительно, «представляет собой целевую комплексную программу, включающую в себя несколько проектов, которые объединены единым замыслом и финансированием».1 В идеальном варианте реализация целевой комплексной программы на местах требует проектного исполнения. Эти проекты могут разрабатываться по отдельным направлениям программы или мероприятиям.

Проектное управление предполагает ориентацию на результат, сравнительно большую свободу в управлении, но в рамках установленного регламента. В качестве объекта управления рассматривается проект — нечто уникальное и единственное в своем роде. Под каждый проект выделяются определенные ресурсы, выстраивается своя система управления. Поэтому проектное управление, как правило, отличается новаторскими подходами, предполагает более высокую ответственность команды управления за результат и меньшее значение иерархичности в команде.

Главная задача проектного менеджера — найти оптимальный вариант решения проблемы в условиях  ограниченных  ресурсов,  но на заданном, то  есть  хорошем  уровне  качества.1  Измерениями любого проекта являются — сроки, затраты, результат. Именно задача оптимизация при применении универсальных проектных инструментов в таких подсистемах проекта как — управление командой, временем, качеством, рисками — позволяет достигнуть результата с минимальными издержками, рассчитав точные сроки  и продолжительность проекта, его конкретную стоимость.

В России уже накоплена большая практика применения проектного подхода в государственном управлении. Управление на основе федеральных целевых программ применялось еще в 90-х годах ХХ в. Сейчас наблюдается тенденция к широкому применению проектного подхода на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В отношении молодежной политики социальное проектирование как технология управления высказывалась достаточно давно, но проводилась в документах боязливо, лишь в нескольких регионах велась разработка проектной технологии применительно к государственной молодежной политике. Само намерение применять проектный подход в управлении государственной политикой исключительно продуктивен. Суть этого подхода состоит в том, что социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. В этом направлении следует рассматривать и проектирование молодежной политики. Вопрос состоит в том, что такое проектирование должно основываться на современной концепции молодежной политики, выявляющей эту социальную ценность для нынешних условий и прогнозирующей достаточно отдаленные этапы принимаемых сегодня решений.

В «Стратегии государственной молодежной политики  до 2016 года» проектный подход объявляется первым из принципов реализации государственной молодежной  политики. Отказ от программно—целевого механизма реализации молодежной политики и переход к проектному механизму на федеральном уровне способствовали развитию аналогичных процессов в регионах.Проектный подход используется сегодня, опираясь на«Основы ГМП 2025 ».

Грамотное применение проектного подхода в ГМП (формирование системы федеральных и региональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общегосударственных задач) позволяет наиболее эффективно реализовывать мероприятия.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Молодежная политика, так или иначе, реализуется через совокупность самых разнообразных мероприятий. В этом смысле организационно-управленческой формой государственной молодежной политики можно считать event-менеджмент и event-проектирование. Необходимым и эффективным решением, способствующим повышению качества и управляемости event-проектов, является применение проектного подхода.2 Новизна такого решения заключается в том, что методология управления проектами будет высокоэффективна в event-проектах, поскольку базовые характеристики мероприятия полностью соответствуют характеристикам проекта. Использование event— менеджмента с применением проектных технологий при разработке и реализации массовых  молодежных  мероприятиях  даст  колоссальный  успех  в итоговых показателях в решении вопросов ГМП.

Проектирование массовых молодежных  мероприятий  имеет свою специфику. Первоначально в концепции проекта при разработке его стратегического замысла осуществляется «постановка цели мероприятия, формулируются его задачи, и выявляется смысл проведения; отталкиваясь от  идеи, продумывается  сюжет программной части и  общая схема развития событий и только потом начинается реализация идеи через конкретные

детали. Проекты, направленные на организацию и проведения массовых мероприятий, имеют определенную целевую структуру. Основными направлениями проекта отражаются на ее втором уровне  и  артикулируются  как  «подготовка  мероприятия» и «проведение мероприятия». Первое направление декомпозируется также на такие формы работы — нормативно-правовое обеспечение подготовки мероприятия, в котором в качестве конкретных действий прописываются усилия по разработке, согласованию и утверждению необходимых документов. В системе государственного управления нормативно-правовое обеспечение молодежных мероприятий является необходимым и требует взаимодействия со всеми соответствующими органами власти. Вторая форма работы в проекте — материально—техническое обеспечение. В этом направлении осуществляются подготовительные действия по подготовке помещения, оборудования; здесь же осуществляется управление закупками по обеспечению мероприятии всеми необходимыми ресурсами. Кадровое обеспечение как третья форма работы в проекте очень ответственная. Как правило, в подготовке и проведении массовых молодежных мероприятия, участвуют не только организаторы  и  исполнители проекта, но и много привлеченных специалистов из разных сфер, волонтеры. Привлечение этих субъектов требует серьезной организационной и коммуникативной работы. Организационное обеспечение — четвертое направление подготовительной работы. Это совокупность действий по формированию всех инфраструктуры мероприятия — действия по организации питания, обеспечения безопасности, трансферу и т.п. Последнее направление — информационное обеспечение мероприятия. Здесь осуществляется работа по информированию всех целевых аудиторий мероприятия. Продумывается концепция информирования, осуществляется обоснованный выбор медиа-средств с учетом специфики целевых аудиторий, специфики самого медиа средства и специфики проводимого мероприятия. Разрабатывается медиа-план. В системе продвижения массовое молодежное мероприятие рассматривается как информационный повод, который требует работы со СМИ.

Только такая системная работа по подготовке мероприятия позволяет перейти к разработке основных институциональных подсистем проекта. Специфика массовых мероприятий обусловливает особенности их содержания. Например, управление временем проекта. При планировании времени проекта применяется известный специалистам метод — обратный анализ, в соответствии с которым продолжительность действий из пакета проектных работ рассчитывается не с начала проекта, а с конца — сдаты проведения мероприятия. Как правило, за месяц до даты проведения мероприятия желательно необходимо завершить подготовительную организационную часть. К этому времени организаторы должны знать, что и где будет происходить, иметь детально проработанный, согласованный план мероприятия и подтвердить работу всех основных исполнителей. В управлении командой проекта также есть свои специфические особенности. При масштабных проектах создаются две структуры — команда управления проектом, состав которой формируется из ответственных за направления проекта, и проектные команды, которых в рамках масштабного проекта может быть несколько, включающие в себя непосредственных исполнителей задач проекта. Немаловажные подсистемы для масштабных проектов — управление стоимостью и рисками. Только применение проектных технологий позволяет точно, на основе всех расписанных подготовительных и конкретных действий, рассчитать стоимость ресурсов проектов и идентифицировать рисковые события.

Несмотря на провозглашение и распространение проектных технологий в ГМП, в реальных проектах нередко проект сводится к программированию. Иначе говоря, весь процесс проектирования останавливается на стадии программы. Учесть все особенности, которые могут возникнуть на уровне программы, невозможно без дальнейшего проектирования. Программа не дает ясную картину  того  результата  который  будет  получен  на  финише,  а значит имеет небольшую продуктивность еще на стадии планирования. Безусловно, будет неправильным утверждать, что программа вообще не имеет никакого смысла. Она всё же является точкой отсчета для реальных и эффективных проектов, программа задает правильный курс для решения той или иной проблемы, но не является инструментом для ее решения. Для трансформации программы в управленческие инструменты проекта разработчикам массовых молодежных мероприятий необходимо применение технологий проектного управления.

Качественное использование проектных технологий изменит траекторию реализации содержания направлений ГМП и повысит эффективность молодежной политики в России.

Список использованных источников

1. Боронина Л.Н. Основы управления проектами. — Изд-во Урал.ун-та, Екатеринбург, 2015.
2. Данилова И.Ю. Социальные технологии в молодёжной политике. — Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института, 2015.
3. Инновационные технологии реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в российской федерации: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2015.
4. Мудунов А.С. Основные проблемы внедрения технологий проектного управления в российскую практику. — Фундаментальные исследования, 2015.
5. Носова Ю.С. Управление реализацией проекта. — Научные труды Кубанского государственного технологического университета, 2016.
6. Петелин А.С. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий как составная часть технологий социально-культурной деятельности. — Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, 2015.
7. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России: [электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-sovremennoy-rossii
8. Основы государственной молодежной политики до2025: [электронный ресурс] / Распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р. URL: http://www.garant.ru/news/587972/#ixzz4C6T4Ry9M/
9. Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года. URL: http://www.newurengoy.ru/pages/2016.html
10. О проектном подходе в государственной молодежной политике: [электронный ресурс] / Научная статья. URL: http://www.akvobr.ru/ proektnyi_podhod_v_molodezhnoi_politike.html
11. Проектный подход — наиболее эффективная для предприятия event-индустрии методология управления. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/proektnyy-podhod-naibolee-effektivnaya-dlya-predpriyatiy-event-industrii-metodologiya-upravleniya

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1791

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке