Ключевые слова: конфликт, воспитание, коллектив, история педагогики, педагогическая конфликтология.

Для детской и подростковой среды свойственны различные формы отклоняющегося поведения, которые проявляются в нарушении школьной дисциплины, сквернословии, грубом обращении с одноклассниками и учителями, в употреблении алкоголя, психически активных веществ и т. д. (А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова, Л. М. Зюбин, Н. В. Кокоева, Ю. С. Залетов).

Подростковый возраст оказывается наиболее чувствительным к ситуациям затруднения. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных школьников и учащихся профессиональных училищ. В науке их принято называть «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными, девиантными, делинквентными (правонарушающими) и т. д. Эти характеристики, определяющие разную степень социально-педагогического неблагополучия формирующейся личности, свидетельствуют об общей черте этой категории подростков – дезадаптированности. Крайние формы дезадаптации – это делинквентное и криминальное поведение подростков.

Одной из форм отклоняющегося поведения детей и подростков являются правонарушения. Под правонарушением понимают виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм [1]. Статистика последних лет в целом свидетельствует о благоприятной тенденции: общее количество правонарушений среди несовершеннолетних снижалось с 2005 по 2014 год включительно, однако с 2014 по 2016 годы количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними медленно увеличивается. Так в 2014 году в Российской Федерации насчитывалось 159,3 тыс. несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, 59,5 тысяч преступлений совершено лицами, не достигшими совершеннолетия или при их непосредственном участии. Численность несовершеннолетних, доставленных в отделы внутренних дел за совершение правонарушений и обучающихся в учреждениях среднего общего образования составляется 357,8 тысяч [2].

В этих условиях особую актуальность приобретает профилактическая работа среди школьников, направленная на выявление, ограничение и устранение факторов правонарушений.

Проблема профилактики правонарушений привлекает внимание специалистов различных областей знания: криминологии, социологии, психологии, медицины. Не остается в стороне от нее и педагогическая наука. По мнению В.Д. Гурова, одна из задач современной педагогической науки — это решение проблемы склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения [3].

Находясь на стадии формирования, отечественная педагогическая конфликтология не может не опираться на идеи и опыт выдающихся педагогов России. Одной из заметных фигур в отечественной педагогике, стержневой проблемой педагогической деятельности которого был вопрос об отношениях субъектов педагогического процесса, является В.Н. Сорока-Росинский [4, 5].

В дореволюционной педагогической литературе, и практике уделялось известное место той категории детей, которых называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговорам суда; что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было [6, с. 140]. Они были такими прошедшими сквозь огонь и воду, закаленными телом и духом людьми. Но они были в то же время и детьми, глубоко изувеченными подобными, непосильными для их возраста переживаниями. Травмирована была у них и нервная система. Всё в них — и психика, и нервы, и вся жизненная установка — требовало даже не ремонта, а полной перестройки [7, с. 167].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Основной постулат В.Н. Сороки-Росинского о профилактике правонарушений гласит, что: «требуется не радикальное перевоспитание, предполагающее полное перерождение всей натуры, а лишь очень интенсивный воспитательный процесс, имеющий своей целью известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком случае дать ему возможность довести свои дарования до максимального развития — ведь в них нет ничего общественно опасного, они иногда, например у супранормных, так ценны, так общественно необходимы» [6, с. 152].

Для успешной работы с трудновоспитуемыми и реализации описанных выше приемов В.Н. Сорока-Росинский постулирует ряд правил, созданной им так называемой «суворовской педагогики»:

  • Глазомер, «умение быстро ориентироваться в особенностях материала, подлежащего обработке, т. е. в наших будущих питомцах, ныне предстоявших перед нами как некоторое сырье, изрядно притом попорченное во время предшествовавшего периода своего бытия» [7, с. 180].
  • «Тяжело в ученье – легко в походе», под коим подразумевается «воспитание умения быстро ориентироваться и находчиво отвечать на самые замысловатые вопросы» [7, с. 181].
  • «А самым важным в любой школе, в воспитании любого школьного коллектива является преодоление того противостояния учащихся и педагогов, которое здесь бывает всегда и которое во всех случаях не так-то легко преодолеть. «Мы» — это учащиеся, «они» — это учителя — такова краткая формула этого противостояния. И не только в те далекие годы, когда зачиналась советская школа, но и в наши дни лучшим критериумом воспитательской работы любой школы, любого педагога является умение преодолеть это противостояние».
  • «Поменьше учителя – побольше ученика». Желательность и необходимость самозанятости и самообучения воспитанников, задействование «передовиков» в контроле знаний других учащихся и другие возможности привлечения обучающихся к процессу научения.
  • «Поменьше объяснений — побольше упражнений» [7, с. 181].

Таким образом, В.Н. Сорока-Росинский формулирует принципы новой системы организации профилактики правонарушений среди коллектива несовершеннолетних: не принуждение, а «добровольчество», то есть самодеятельность, самоуправление, соревнование, самоактивность.

Список использованных источников

1. Ермолаев Б. А. Отклоняющееся поведение молодежи: краткий словарь-справочник. – Владимир: ВГПУ, 1994. – 141 с.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: статистический сборник. – M.: Росстат, 2015. – 311 c.
3. Гуров Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел: на примере Ставропольского края: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ставрополь, 2004. – 22 с.
4. Врачинская Т. В. Предпосылки возникновения педагогической конфликтологии // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2006. — № 5. – С. 45 – 48.
5. Врачинская Т.В. Взгляды педагогов России XIX-XX веков на конфликт в педагогическом процессе: ретроспективный анализ // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2007. — № 11. – С. 30 – 33.
6. Сорока-Росинский В. Н. Трудновоспитуемые // Педагогическая мысль. – 1924. – № 2.
7. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского // Кабо Л. Жил на свете учитель. – М., 1970.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

642

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке