Ключевые слова: конфликт, воспитание, коллектив, история педагогики, педагогическая конфликтология.
Для детской и подростковой среды свойственны различные формы отклоняющегося поведения, которые проявляются в нарушении школьной дисциплины, сквернословии, грубом обращении с одноклассниками и учителями, в употреблении алкоголя, психически активных веществ и т. д. (А. П. Сманцер, Е. М. Рангелова, Л. М. Зюбин, Н. В. Кокоева, Ю. С. Залетов).
Подростковый возраст оказывается наиболее чувствительным к ситуациям затруднения. Именно в этот период увеличивается число недисциплинированных, конфликтных школьников и учащихся профессиональных училищ. В науке их принято называть «трудными», трудновоспитуемыми, педагогически запущенными, девиантными, делинквентными (правонарушающими) и т. д. Эти характеристики, определяющие разную степень социально-педагогического неблагополучия формирующейся личности, свидетельствуют об общей черте этой категории подростков – дезадаптированности. Крайние формы дезадаптации – это делинквентное и криминальное поведение подростков.
Одной из форм отклоняющегося поведения детей и подростков являются правонарушения. Под правонарушением понимают виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм [1]. Статистика последних лет в целом свидетельствует о благоприятной тенденции: общее количество правонарушений среди несовершеннолетних снижалось с 2005 по 2014 год включительно, однако с 2014 по 2016 годы количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними медленно увеличивается. Так в 2014 году в Российской Федерации насчитывалось 159,3 тыс. несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, 59,5 тысяч преступлений совершено лицами, не достигшими совершеннолетия или при их непосредственном участии. Численность несовершеннолетних, доставленных в отделы внутренних дел за совершение правонарушений и обучающихся в учреждениях среднего общего образования составляется 357,8 тысяч [2].
В этих условиях особую актуальность приобретает профилактическая работа среди школьников, направленная на выявление, ограничение и устранение факторов правонарушений.
Проблема профилактики правонарушений привлекает внимание специалистов различных областей знания: криминологии, социологии, психологии, медицины. Не остается в стороне от нее и педагогическая наука. По мнению В.Д. Гурова, одна из задач современной педагогической науки — это решение проблемы склонности детей и подростков к правонарушениям и ее профилактика, активизация усилий, направленных на осмысление причин противоправного поведения подростков, поиск эффективных способов его сдерживания и предупреждения [3].
Находясь на стадии формирования, отечественная педагогическая конфликтология не может не опираться на идеи и опыт выдающихся педагогов России. Одной из заметных фигур в отечественной педагогике, стержневой проблемой педагогической деятельности которого был вопрос об отношениях субъектов педагогического процесса, является В.Н. Сорока-Росинский [4, 5].
В дореволюционной педагогической литературе, и практике уделялось известное место той категории детей, которых называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговорам суда; что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было [6, с. 140]. Они были такими прошедшими сквозь огонь и воду, закаленными телом и духом людьми. Но они были в то же время и детьми, глубоко изувеченными подобными, непосильными для их возраста переживаниями. Травмирована была у них и нервная система. Всё в них — и психика, и нервы, и вся жизненная установка — требовало даже не ремонта, а полной перестройки [7, с. 167].
Основной постулат В.Н. Сороки-Росинского о профилактике правонарушений гласит, что: «требуется не радикальное перевоспитание, предполагающее полное перерождение всей натуры, а лишь очень интенсивный воспитательный процесс, имеющий своей целью известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком случае дать ему возможность довести свои дарования до максимального развития — ведь в них нет ничего общественно опасного, они иногда, например у супранормных, так ценны, так общественно необходимы» [6, с. 152].
Для успешной работы с трудновоспитуемыми и реализации описанных выше приемов В.Н. Сорока-Росинский постулирует ряд правил, созданной им так называемой «суворовской педагогики»:
- Глазомер, «умение быстро ориентироваться в особенностях материала, подлежащего обработке, т. е. в наших будущих питомцах, ныне предстоявших перед нами как некоторое сырье, изрядно притом попорченное во время предшествовавшего периода своего бытия» [7, с. 180].
- «Тяжело в ученье – легко в походе», под коим подразумевается «воспитание умения быстро ориентироваться и находчиво отвечать на самые замысловатые вопросы» [7, с. 181].
- «А самым важным в любой школе, в воспитании любого школьного коллектива является преодоление того противостояния учащихся и педагогов, которое здесь бывает всегда и которое во всех случаях не так-то легко преодолеть. «Мы» — это учащиеся, «они» — это учителя — такова краткая формула этого противостояния. И не только в те далекие годы, когда зачиналась советская школа, но и в наши дни лучшим критериумом воспитательской работы любой школы, любого педагога является умение преодолеть это противостояние».
- «Поменьше учителя – побольше ученика». Желательность и необходимость самозанятости и самообучения воспитанников, задействование «передовиков» в контроле знаний других учащихся и другие возможности привлечения обучающихся к процессу научения.
- «Поменьше объяснений — побольше упражнений» [7, с. 181].
Таким образом, В.Н. Сорока-Росинский формулирует принципы новой системы организации профилактики правонарушений среди коллектива несовершеннолетних: не принуждение, а «добровольчество», то есть самодеятельность, самоуправление, соревнование, самоактивность.
Список использованных источников
1. Ермолаев Б. А. Отклоняющееся поведение молодежи: краткий словарь-справочник. – Владимир: ВГПУ, 1994. – 141 с.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: статистический сборник. – M.: Росстат, 2015. – 311 c.
3. Гуров Д. В. Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел: на примере Ставропольского края: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ставрополь, 2004. – 22 с.
4. Врачинская Т. В. Предпосылки возникновения педагогической конфликтологии // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2006. — № 5. – С. 45 – 48.
5. Врачинская Т.В. Взгляды педагогов России XIX-XX веков на конфликт в педагогическом процессе: ретроспективный анализ // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2007. — № 11. – С. 30 – 33.
6. Сорока-Росинский В. Н. Трудновоспитуемые // Педагогическая мысль. – 1924. – № 2.
7. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского // Кабо Л. Жил на свете учитель. – М., 1970.