Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Промышленные выставки как инструмент государственной поддержки развития отечественной промышленности»

Аннотация. В данной статье рассматривается государственная промышленная политика, а также основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственную промышленную политику в Российской Федерации. Даётся краткий анализ важнейших инструментов государственного регулирования промышленности. А также промышленные выставки, на примере международной промышленной выставки «Иннопром», рассматриваются как инструмент государственной поддержки развития отечественной промышленности.

Ключевые слова: Государственная политика, государственная поддержка промышленности, промышленные выставки, международная промышленная выставка «Иннопром».

Промышленная отрасль любой страны в настоящее время имеет большое значение в развитии экономики страны в целом. От уровня развития промышленности зависят такие показатели как: уровень благосостояния населения страны, её экономическая мощь, а также политический вес страны на мировой арене. Именно поэтому промышленной политике, как одной из основных функций государства, уделяется особое внимание.

Реализуя свою политику, особенно в такой непростой отрасли как промышленность, государство должно применять различные инструменты государственной поддержки развития промышленности, так как в основном промышленную отрасль страны составляет частный сектор.

Промышленные выставки в последнее время становятся очень популярными в нашей стране, не только среди национальных компаний, но даже среди компаний мировых. Сотрудничество с мировыми промышленными компаниями играет важную роль в развитии отечественной промышленности. Выставка – это то место, где компании могут рассказать о себе, перенять опыт, заключить выгодные контракты, открыть для себя новые рынки сбыта продукции. Промышленные выставки также вносят большой вклад в развитие региональной экономики.

Государство заинтересовано в организации и проведении промышленных выставок на территории страны. Государственная поддержка крупных промышленных выставок создает условия для развития отечественной промышленности и повышения её имиджа, способствует интеграции российских предприятий в международное рыночное пространство.

Государственная политика есть политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер.

Промышленная политика является частью экономической политики, которая в свою очередь составляет государственную политику в целом. Понятие промышленной политики закреплено в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Так Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» даёт следующее определение промышленной политики: «промышленная политика – это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции»2.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию государственной промышленной политики в Российской Федерации, являются: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

Государственное управление является ключевой реализацией государственной политики как таковой. Государственное управление или, другими словами, «практическая реализация исполнительной  власти и есть регулирующая деятельность государства». В соответствии с функциональной структурой процесса управления регулирование является непременным элементом управленческой деятельности, одной из общеуправленческих функций. В условиях рынка государственное регулирование экономики предполагает систему мер законодательно-исполнительного, а также контролирующего характера, осуществляемых правомочными органами власти и общественными организациями в целях адаптации социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для нормальной конкуренции, предотвращения негативных экономических и социальных последствий.

Важнейшими инструментами государственного регулирования промышленности являются программно-целевой    подход и государственные меры поддержки стимулирования отечественной промышленности. Рассмотрим данные инструменты: «целевая программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства». Основные направления стимулирования национальной промышленности изложены в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

Среди мер государственной поддержки развития промышленности выделяется финансовая поддержка; поддержка научно-технической деятельности и инноваций; поддержка внешнеэкономической деятельности; поддержка развития кадрового потенциала; информационная поддержка. Значимую роль в системе информационной поддержки развития промышленности отводится выставочно-ярмарочной деятельности.

Выставка – это многофункциональное мероприятие, которое характеризуется большим вкладом в развитие региональной экономики; получением информации о состоянии рынка; установлением новых торгово-промышленных связей; открытием новых рынков сбыта и развитием экспорта; возможностью оценки конкурентоспособности отечественной продукции и обмена опытом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Рассмотрим международную промышленную выставку «Иннопром» в реализации государственной программы развития промышленности Свердловской области. Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона. По производственному потенциалу область занимает пятое место среди 85 субъектов Российской Федерации, относится к числу десяти крупнейших индустриальных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 50% производимой в Российской Федерации промышленной продукции. На территории Свердловской области чрезвычайно высокий уровень концентрации промышленности различных отраслей. Удельный вес занимают такие отрасли как: металлургия (чёрная и цветная) и машиностроение.

Важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере промышленности и науки на территории Свердловской области является государственная программа Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»2. Одной из важнейших подпрограмм, обеспечивающая подготовку новой генерации инженерных кадров является «Уральская инженерная школа».

Конкретные меры региональной  поддержки  промышленности   дифференцированы   по    направлениям    стимулирования в соответствии с Федеральным  законом  от  31.12.2014  №  488-  ФЗ  «О   промышленной   политике   в   Российской   Федерации»   и заявлены в Законе Свердловской области от 23.11.2015 № 136ОЗ «Об отдельных вопросах реализации в Свердловской области промышленной политики Российской Федерации».  Ведущую  роль в системе информационной поддержки развития промышленности принадлежит международной промышленной выставке «Иннопром».

Темпоральный анализ мероприятий выставки за период 2010– 2015 гг. выявил положительную динамику основных организационных и финансовых показателей: увеличение выставочных площадей; рост числа компаний-экспонентов выставки, ее посещений, подписанных контрактных соглашений и договоров, расширение международного состава участников выставки. В качестве традиционных мероприятий выставки можно выделить – круглые столы, панельные дискуссии и заседания, пленарные заседания и экспертные панели, международные конференции, форумы, двусторонние международные контакты. Основными группами стейкхолдеров выставки являются – власть, промышленность (бизнес), наука, образование. В составе последней группы ведущую роль выполняют представители Уральского федерального университета в лице Высшей инженерной школы, на базе которой реализуется комплексная программа «Уральская инженерная школа».

На сегодняшний день реализуется пилотный этап реализации программы «Уральская инженерная школа». За 2015 год проведено значительное количество мероприятий по созданию в регионе непрерывной системы подготовке новой генерации инженерных кадров». Вместе с тем, несмотря на заявленный в Программе развития Уральской инженерной школы постоянный контроль за ходом реализации программы, никаких мониторинговых работ по оценке промежуточных результатов пилотного этапа реализации программы пока не проводились. Отсутствует публичная оценка промежуточных результатов программы «Уральская инженерная школа», обеспечивающей баланс интересов всех стейкхолдеров программы. Организационной формой такой оценки в 2017 году может стать программа деловых мероприятий УрФУ на выставке «Иннопром–2017». Для решения проблемы разработан проект «Внедрение технологии интегрированной публичной оценки промежуточных  результатов пилотного этапа развития программы «Уральская инженерная школа» в рамках программы деловых мероприятий Уральского федерального университета «Иннопром–2017: Уральская инженерная школа». Основными направлениями проекта являются: нормативно-правовое, материально-техническое, информационное обеспечение программы деловых мероприятий УрФУ на Иннопром–2017. В программу включены сквозные мероприятия, инициирующие   технологию    интегрированной   публичной   оценки в формате стратегического партнерства «власть – промышленность, образование – наука». Технологией и формой публичной оценки будет являться сквозной экспертный опрос, проводимый в рамках всех значимых мероприятия выставки. Метод опроса – полуформализованное интервью. Цель опроса – оценка эффективности реализации программы «Уральская инженерная школа». Команда проекта состоит из 8 человек. Руководитель проекта – директор Высшей инженерной школы О.И Ребрин. Организационная структура проекта – функциональная. Сроки проекта: 6.06.2017 – 4.08.2017, критический путь проекта составляет 60 дней. Стоимость проекта – 109 600 рублей. Ожидаемый эффект проекта: реализация технологии публичной оценки реализации программы «Уральская инженерная школа»; оценка промежуточных результатов развития комплексной программы «Уральская инженерная школа»; формирование системы мониторинга развития программы «Уральская инженерная школа»; усиление стратегического партнерства «образование –наука – промышленность – власть»; продвижение образовательных программ; увеличение доли участников деловых мероприятий – более 200 человек; положительные публикации в прессе, отражающих успешность проекта; повышение имиджа УрФУ.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». – Режим доступа: . ru/70833138/
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014
№ 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70643464/
3. Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ О комплексной программе «Уральская инженерная школа». –
Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422448790
4. Закон Свердловской области от 23 ноября 2015 года № 136-ОЗ «Об отдельных вопросах реализации в Свердловской области промышленной политики Российской Федерации». – Режим доступа: http://mpr. midural.ru/UPLOAD/user/file/prom_polit.pdf
5. Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013
№ 1293-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». – Режим доступа: http://mpr. midural.ru/UPLOAD/user/file/new/gosprog.pdf
6. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие / Л.А. Бурганова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.
7. Сморгунов Л.В., Альгин А.П., Барыгин И.Н. и др.; под ред. Сморгунова Л.В. – Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. /Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006.
8. Тушов А.А. Целевые программы в системе государственного регулирования экономики. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2012.

 

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

980

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке