Ключевые слова : педагогическая концепция; образовательная модель; педагогическая технология; социально значимый результат; формы творческой активности; метапредметные задачи.

Мы понимаем, что в современных социально-экономических условиях развития общества возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса является одним из ведущих направлений системы образования всех социальных институтов воспитания, государства и общества. И этот постулат в основе своей содержит реализацию следующей педагогической цели: создание и апробация системы работы на основе образовательной модели «Я – человек, творец, гражданин».

Идея нашей концепции заключается в следующем: Отечество – и храм, и мастерская, а человек  в ней – созидатель. Данная мысль является ориентиром обозначенной педагогической концепции, в основе которой – трехчастная модель современного ученика, основывающаяся на общественном заказе [1, с.67]. Данную задачу, на наш взгляд, необходимо решать в современном образовательном пространстве с помощью традиционной и инновационной педагогики. Образовательно-воспитательный процесс сродни процессу возведения здания. Если представить данную педагогическую модель как некое сооружение, то концепция проекта предстает как крыша, которая будет венчать каркас. Но чтобы знать, как строить, необходимо представлять конечный результат. Поэтому начнем с характеристики того, что мы хотим. Три составляющих представленной концепции: «человек», «творец», «гражданин» — предполагают некий ценностный социально значимый результат, важный как для обучающегося, так и для общества в целом: личность, осознающая свою уникальность и способная выстраивать свой собственный путь. Таким образом, «вершина» концепции – это и есть реализация плоскости «человек».

Второй компонент данной педагогической модели – это «творец». Здесь реализуются следующие задачи: развитие творческой личности учащихся, готовой к решению нестандартных проблем в любой ситуации и осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода. В результате получаем развитие способности к саморазвитию и самореализации. Третий компонент – область «гражданин». В основе лежит некая зримая форма активности, направленная на созидание. Задача, решаемая в рамках представленной педагогической модели, — это нахождение данной зримой формы активности и обучение способам и формам ее применения. Ожидаемый результат — ответственный гражданин, способный самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Общественно значимый результат работы предложенной модели – этот тот субъект, который будет жить в том, что мы построим совместно. Фундамент обозначенной концепции – это отечественные традиции плюс инновационные формы, это основы обновления содержания и структуры образования и воспитания. Также особый интерес вызывает эффективная образовательная технология – «продуктивное чтение», направленная на развитие образно-мыслительной активности и апеллирование к собственному социальному опыту обучающихся. Корнесловно-смысловые подходы в технологии продуктивного чтения ориентированы на формирование ключевых компетенций личности, ее познавательных и созидательных способностей. Корнесловно-смысловой метод — это не столько набор приемов, который учитель может применить на уроках, но и образ мыслей, который обращает людей к корням слов, к корням отечественной истории, к корням собственного рода. Здесь вспоминается высказывание философа Ивана Васильевича Киреевского, в середине 19 века высказавшего соображение, современное и сейчас, о том, что «живые истины не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, могут гореть и погаснуть, только в почве отечественной культуры и истории,  но и в истинах которые дают жизнь жизни» [2, с. 128]. Корнесловно-смысловой метод оживляет мертвые знания, зажигает душу, дает жизнь жизни. Практически это уроки, которые строятся на осмыслении ключевого слова изучаемой темы. Например, слово «свет», которое встречается и в биологии, потому что без света невозможен фотосинтез, и в физике (световые явления), и в математике (луч), и в литературе, где наличие или отсутствие света в стихотворении определяет его содержание. «Свет», «еллиус», светоносное начало научает тому, каким быть ученику. В Евангелии мы слышим слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Вы — свет миру» [2, с. 154]. Корнесловный метод служит тому, чтобы дети осознали, что они должны не только знать световые явления, но и нести свет в душе. Если обратиться к этому сущностному слову,  то  мы обнаружим, что  такое  любимое детьми слово как «радость» то-  же светоносное, потому что радий-радость-ради-радуга — однокоренные слова, тоже означающие лучистую энергию. При этом остается актуальным системный характер взаимосвязи школы и социума, что способствует созданию оптимальных условий для саморазвития, самоутверждения, вхождения в жизнь общества каждого участника образовательного процесса [3, с. 166].

Итак, итогом апробации внедрения образовательной модели «Я-человек, творец, гражданин» становится реализация основной задачи, поставленной обществом перед образованием: формирование креативной личности, отличающейся мобильностью, умением находить нестандартные решения даже в самых критических ситуациях и занимающей активную гражданскую позицию.

Список использованных источников

1. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ шк. технологий, 2011. – 122с.
2. Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам: сборник учебно-методических материалов : в помощь педагогам-практикам / [Православное пед. о-во, Александро- Невское братство]. — Санкт-Петербург : Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, 2013. – 319с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2010. – 270с.