Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Пути повышения эффективности муниципального управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере города Бор)»

Аннотация: в статье рассмотрены пути повышения эффективности муниципального управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В качестве примера, автор рассматривает г. Бор.

Ключевые слова: управление, муниципалитет, хозяйство, администрация, система.

Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования выступает на сегодняшний день в качестве основного элемента национальной и региональной экономики, одновременно представляя собой самостоятельное, автономное экономическое пространство, которое предполагает взаимодействие между государственным, муниципальным, предпринимательским, некоммерческим секторами и населением.

Управление жилищно-коммунальным хозяйством, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится в основном к компетенции поселений. Cтатус предприятий общественного пользования, занятых в этой сфере обязывает администрации муниципальных образований формировать стабильные условия для эффективного функционирования и развития систем коммунального обслуживания [1]. А само жилищно-коммунальное хозяйство становится мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. Уровень обеспеченности населения услугами ЖКХ в каждом конкретном муниципальном образовании является на сегодняшний день одним из важнейших показателей качества жизни на территории муниципального образования и зависит от состояния отрасли, эффективности использования средств, сложившейся системы управления. Перечисленные характеристики взаимосвязаны и взаимозависимы. Но определяющей среди них является состояние управления системой жилищнокоммунального хозяйства.

В последние годы в связи с преобразованиями, проводимыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства, значительно возрос интерес к исследованию различных аспектов осуществляемых мероприятий со стороны социологов, экономистов, политологов, юристов, представителей инженерно-технологических отраслей научных знаний, занимающихся исследованием проблем функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Острота проблемы преобразований в системе управления жилищнокоммунальным хозяйством определяется тем, что эта проблема оказалась в центре пересечения процессов, отражающих экономическую, социальную и финансовую политику государства, а так же процессов формирования государственного устройства. Отсюда и вытекает столь разносторонняя заинтересованность проблемами жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ источников по теме исследования показал, что, несмотря на наличие достаточного количества разнообразных публикаций по проблемам, связанным с состоянием жилищно-коммунального хозяйства на государственном и региональном уровнях, в литературе не получили достаточного освещения различные аспекты функционирования отрасли в условиях муниципального образования. Вместе с тем, успешность жилищно-коммунальной реформы во многом будет определяться именно участием органов управления и населения в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс отраслей, не производящий материальные блага, а производящий и поставляющий такие услуги, без которой жилой фонд муниципального образования не может функционировать [6].

Как и все отрасли социальной инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство имеет две стороны функционирования. Первая состоит в том, что оно обладает всеми отраслевыми атрибутами и экономическими механизмами хозяйствования. Вторая сторона функционирования жилищно-коммунального хозяйства – поддержание нормального жизнеобеспечения населения. Этот аспект деятельности более существенен, так как часть жилищно-коммунальной системы (водоснабжение, очистные сооружения и др.) – это стратегические объекты в системе национальной безопасности. Вопросы их бесперебойной и безопасной работы – часть властных полномочий, надлежащего исполнения которых граждане вправе не только ожидать, но и требовать.

Эффективность жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от степени его управления местными органами власти. И, наоборот, от степени развития муниципальных органов власти зависит ход преобразований в рассматриваемой сфере, их результативность.

Исходя из этого, в первом разделе дипломного проекта будут рассмотрены основные понятия исследования, структура жилищно-коммунального комплекса, а также основные элементы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании.

Говоря о структуре жилищно-коммунального комплекса, необходимо отметить, что он включает в себя ряд подотраслей, таких как жилищное хозяйство, инженерное обеспечение, общегородское коммунальное хозяйство .

Жилищное хозяйство – это жилые и нежилые помещения общественного, социального и иного назначения, с сетью предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонтно-строительные функции [5].

Жилищный фонд муниципального образования представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности. Это и жилые (одно – либо многоквартирные), специализированные (т. е. общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты, приюты и т. д.), иные, пригодные для проживания помещения.

Организация и функционирование жилого фонда должны основываться на условиях общей комфортности, соблюдения санитарных, противопожарных и иных норм общественного проживания.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Инженерное обеспечение поселений или, другими словами, инженерное хозяйство, включает в себя предприятия и организации, осуществляющие ресурсообеспечение поселения, а так же организацию, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и строительство инженерных сетей.

Бесперебойная подача в жилые и общественные здания энергоресурсов требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Главными требованиями для организации этой сферы жилищно-коммунального хозяйства являются соблюдение санитарных норм по качеству, температурным режимам, бесперебойности, безаварийности, безопасности и надежности.

Совокупная оценка деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг, уровня стабилизации, либо дестабилизации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования строится на основе изучения ряда потенциалов: научно-технического, производственного, уровня и качества жизни населения, финансовой устойчивости и т.д. Перечисленные типы потенциалов являются ведущими для народного хозяйства .

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в подавляющем большинстве муниципальных образований России стало проблемой государственного значения и обозначило необходимость начала реформы данной отрасли. Основными причинами кризиса являются [4]:

  • многолетнее недофинансирование;
  • тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли;
  • отсутствие у поставщиков жилищно-коммунальных услуг экономических стимулов снижения затрат, а у получателей – возможности влиять на их количество и качество;
  • неэффективная система централизованного управления;
  • неразвитость конкурентной среды;
  • большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

Администрация городского округа город Бор организует управление эксплуатацией жилищного фонда и обеспечивает привлечение необходимых ресурсов, формирует службу заказчика. В структурах практически всех муниципальных администраций есть подразделения, отвечающие за вопросы ЖКХ, определяющие стратегические направления развития отрасли, регулирующие централизованные финансовые потоки.

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Бор по управлению жилищно–коммунальной сферой [2]:

  • формирование отраслевых подразделений ЖКХ, ориентированных на работу со специализированными предприятиями, занимающими монопольное положение на рынке предоставляемых услуг (так называемые локальные монополисты – ресурсоснабжающие предприятия);
  • способствование созданию и свободному функционированию в рассматриваемой сфере группы частных предприятий;
  • создание служб единого заказчика, берущих на себя функции совокупного потребителя услуг;
  • создание благоприятных условий для формирования органов территориального самоуправления, конструктивное взаимодействие с ними;
  • разработка муниципальной политики в сфере оказания целевой социальной поддержки населения.

Очевидно, что управление в системе жилищно–коммунального хозяйства г. Бор выступают и в качестве организующего звена, и в качестве посредника между производителями, поставщиками и потребителями услуг, и в качестве властной структуры, наделенной полномочиями по реализации социальной поддержки населения в период проведения реформирования отрасли.

Функции органов власти г. Бор в системе управления жилищнокоммунальным хозяйством можно структурировать в два основных блока [2]:

  • управление жилищным фондом;
  • регулирование деятельности ресурсоснабжающих предприятий муниципального образования.

Основной целью деятельности по управлению жилищным фондом г. Бор, является создание конкурентной среды в жилищной сфере, для чего необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Здесь, частные собственники – это физические или юридические лица, имеющие в собственности жилое (либо другого назначения) помещение, а собственники муниципального жилья – специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления. Управляющие организации могут иметь любую форму собственности, должны определяться на конкурсной основе и функционировать на основе договора с уполномоченным подразделением органа местного самоуправления. Основным требованием при выборе управляющей компании и критерием дальнейшей деятельности должна быть ориентированность на эффективное, экономически обоснованное обслуживание жилищного фонда с целью удовлетворения нужд нанимателей и собственников жилья [3].

В настоящее время в городе предпринимается попытка создания эффективной структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством. По нашему мнению, эффективным шагом в этом направлении является создание в структуре администрации г. Бор «Отдела по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг», который должен контролировать соблюдение прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

В данном случае речь идет не только об услугах, предоставляемых управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, а обо всем комплексе: это и подача горячей воды, и отопление, и вывоз ТБО, отлаженная работа лифтов. Кроме того, стоимость услуг ЖКХ стабильно увеличивается. И в связи с этим, необходимо полностью исключить нецелевое использование денежных средств, оплаченных потребителем, чтобы каждый рубль работал в полном объеме и по назначению.

Базовыми задачами управления должны являться:

  • защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на территории г. Бор, рассмотрение жалоб граждан, консультирование по вопросам предоставления ЖКУ;
  • сбор и систематизация информации, касающейся состояния муниципального жилищного фонда, анализ текущего состояния и разработка предложений по ремонту, реконструкции;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда и придомовых территорий;
  • осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилых помещений муниципального жилищного фонда и его инженерного оборудования установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям законодательства;
  • участие в разработке и реализации жилищной политики с целью улучшения качества муниципального жилищного фонда города, перехода к режиму энергосбережения;
  • оказание консультативной и методической помощи гражданам, собственникам жилья, а также организациям и предприятиям, осуществляющим управление жилищным фондом, эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.

Наряду с мероприятиями по формированию организационной структуры системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в г. Бор, предлагается также активно применять программно–целевой метод, призванный улучшить условия проживания граждан, повысить эффективность эксплуатации и обслуживания жилищного фонда, а также улучшить общий уровень благоустройства города.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Так же следует отметить, что к числу основных проблем, требующих повышенного внимания со стороны администрации города, можно отнести:

низкую активность к самоорганизации и отсутствие мер по ее стимулированию, недостаток внимания руководителей управляющих организаций к проблемам в области коммунального обслуживания вверенных им территорий;

недостаточно высокий уровень информированности граждан об основных направлениях деятельности городских властей в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства города;

отсутствие диагностических, информационных и технических услуг в сфере организации и проведения комплекса энергосберегающих мероприятий и т.д.

К сожалению в настоящее время, население г. Бор слабо информировано о своих правах, предоставляемых им новым жилищным законодательством. До сих пор собственники не чувствуют себя хозяевами, заказчиками услуг, бояться самостоятельно решать сложные задачи, не хотят связываться с бюрократическими проволочками.

По нашему мнению, основная цель деятельности органов администрации города Бор в этом направлении должна заключаться в осознании необходимости мероприятий по обучению населения в сфере управления своим жильем, и их внедрении.

Основными мероприятиями в данной части должно стать:

  • проведение разъяснительной работы по выбору способов управления жилым фондом;
  • оказание информационно-разъяснительной и организационной помощи по созданию и регистрации ТСЖ;
  • создание доступной муниципальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации жителей, входящих в органы управления ТСЖ и иных кооперативных форм (а также, бухгалтеров, юристов, аудиторов);
  • осуществление мониторинга предложений управляющих организаций на региональном рынке, организация и ведение их реестра;
  • проведение семинаров, встреч, конференций между специалистами администрации и инициативными группами граждан, желающих создать ТСЖ, с представителями уже созданных ТСЖ;
  • распространение через СМИ лучшего опыта деятельности ТСЖ, либо рекламная поддержка наиболее эффективного обслуживания управляющих компаний.

Таким образом, данные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы организуемая по установленным государством и органами городского управления правила осуществления хозяйственной деятельности в системе ЖКХ были понятны и приемлемы всем гражданам города.

Список использованных источников

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/05/fz62-dok.html (дата обращения: 8.05.2017).
2. Администрация муниципального образования г. Бор [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://borcity.ru/ (дата обращения: 8.05.2017).
3. Лубенец Г. А. Рыночные механизмы развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Г. А. Лубенец; Санкт-Петер.гос.ун-тет сервиса и эк-ки. – Санкт-Петербург, 2011. 35с.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2011. 288 с.
5. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. Москва: Инфра-М, 2009. 415 с.
6. Ясин Е. Г. Политическая экономия реформы ЖКХ / Е. Г. Ясин. Москва: Либеральная миссия, 2012. 52 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1513

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке