Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Пути повышения качества и доступности государственных услуг на примере ГКУ центр занятости населения»

Аннотация: в статье рассмотрены пути повышения качества и доступности государственных услуг на примере центра занятости населения г. Бор.

Ключевые слова: государственная услуга, безработица, рынок труда, центр занятости.

В статье рассматривается система оказания государственных услуг Центром занятости населения г. Бор. Проанализированы основные показатели работы учреждения, а также их динамика, выявлены основные проблемы в оказании государственных услуг учреждением и причины их возникновения, а также предложения автора по повышению качества оказания государственных услуг.

Основная цель статьи – проанализировать систему оказания государственных услуг ГКУ ЦЗН г. Бора, выявить основные проблемы и предложить пути совершенствования качества оказания государственных услуг учреждением.

Само понятие государственная услуга появилось относительно недавно, в 1993 году, в конституции РФ, в настоящее время, данный термин прочно закрепился в жизни современных граждан, и является неотъемлемой частью системы взаимодействия между обществом и государством [4,67].

Государственная услуга – это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [14].

Повышение качества оказания государственных услуг – является одной из важнейших задач государства [4,138]. Одним из основных критериев является доступность. В настоящее время разрабатывается множество программ для улучшения предоставления государственных услуг.

Оценка качества предоставления государственных услуг осуществляется по следующим критериям:

  • Время предоставления услуги;
  • Время ожидания в очереди;
  • Соблюдение профессиональной этики и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении услуги;
  • Комфорт и условия в помещении, в котором предоставляется услуга;
  • Доступность информации о порядке предоставления государственных услуг [9,84].

Что касается государственных услуг, предоставление которых осуществляется в электронном виде, здесь гражданам предоставляется возможность оценить их на всех этапах предоставления государственной услуги [8,147].

Государственное казенное учреждение Нижегородской области Центр занятости населения городского округа город Бор обеспечивает на территории городского округа город Бор Нижегородской области реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции [13,9].

Государственным казенным учреждением Центр занятости населения в городском округе города Бор всего оказывается 12 государственных услуг, а именно:

1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

2. информирование о положении на рынке труда;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3. организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

4. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

5. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

6. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

7. организация проведения оплачиваемых общественных работ;

8. организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

9. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

10. содействие самозанятости безработных граждан;

11. выдача работодателям предложений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

12. содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости [11].

Порядок предоставления государственных услуг регламентируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и муниципальными правовыми актами, принимаемыми в пределах их компетенции, а также Уставом Центра занятости населения [13].

Порядок обращения в Центр занятости населения закреплен на официальном сайте, перечень необходимых документов, а также основные права и обязанности, гарантии и система предоставления государственных услуг Центом занятости можно узнать, обратившись непосредственно в ГКУ ЦЗН лично, а также через единый портал государственных услуг.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В настоящее время, основной программой для центра занятости на уровне страны является Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» 2013–2020 г. Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда [12].

За последний год в ГКУ ЦЗН г. Бор Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости, составила 3572 человека, безработными из них было признано 750 человек. Средняя продолжительность зарегистрированной безработицы на 31.12.2016 года составила 5,15 месяца [12].

Соответствие спроса и предложения рабочей силы определяет успешное функционирование рынка труда [3,62]. Однако на рынке труда городского округа город Бор, как и на областном рынке, предложение рабочей силы превышает спрос на нее по большинству востребованных профессий. Это способствует сохранению безработицы, снижению жизненного уровня, социальной напряженности [2,89].

Превышение предложения над спросом зарегистрировано в Борской службе занятости по профессиям: юрист, менеджер, бухгалтер, экономист, медицинские работники (медсестры), водитель, продавец, оператор, слесарь, кладовщик, повар, рабочие стекольного производства и другие.

Вместе с этим превышение спроса над предложением в 2016 году наблюдается по профессиям: электрогазосварщик, врач, инженер, подсобный рабочий, токарь, укладчик – упаковщик, слесарь и другие [12].

Анализ потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) по видам экономической деятельности в 2016 году показал увеличение доли в общем количестве вакансий по видам экономической деятельности (далее ВЭД) в таких отраслях экономики как образование, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

В результате осуществления антикризисных мер в 2011–2016 г. по состоянию на 31.12.2016 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась с 680 до 337 человек или в 0,5 раза, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,65% до 0,52%. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 1,57 до 0,55 человек на 1 вакансию [12].

Анализ оказания государственных услуг ГКУ Центр занятости населения    г. Бор:

Оказание гос. услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14

до 18 лет – одна из активных программ содействия занятости населения, которая реализуется ГКУ ЦЗН города Бора совместно с администрацией городского округа г.Бор и работодателями, с целью снижения уровня преступности среди несовершеннолетних граждан, развития трудовых навыков, экономический самостоятельности и ответственности подростков [5,102]. Ежегодно для несовершеннолетних граждан служба занятости организует ярмарку вакансий временных работ. В 2016 году Ярмарка вакансий временных рабочих мест для несовершеннолетних проходила 26 мая 2016 года. В ней приняли участие 18 предприятий городского округа г. Бор. Было заявлено более 350 вакансий. В ходе реализации программы в 2016 году было трудоустроено 353 подростка. Средний период трудоустройства подростков составил 0,8 мес.

Организация проведения оплачиваемых общественных работ Общественные работы направлены на обеспечение временной занятости и

материальной поддержки граждан, ищущих работу и на сохранение их мотивации к труду. В первую очередь они организуются для наиболее уязвимых на рынке труда граждан: женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, тех, кто хочет возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, либо тех, кто не имеет опыта работы, впервые выходит на рынок труда [7].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 2016 году в общественных работах приняли участие 52 человека из числа безработных граждан, ищущих работу, в том числе с получением материальной поддержки из субвенций областного бюджета 49 человек.

Основные виды общественных работ:

оформление документов,

подсобные и вспомогательные работы в различных организациях города.

Средний период участия в общественных работах в 2016 году составил 1,3 месяца.

Содействие гражданам в поиске работы

В 2016 году центром занятости населения была оказана государственная услуга содействия в поиске подходящей работы 3572 гражданам. Число трудоустроенных при содействии службы занятости в 2016 году составляет 2537 человек.

Уровень трудоустройства в отчетном периоде составляет 71,2%. Доля обратившихся за содействием в поиске работы по отношению к экономически активному населению составляет 5,6 %.

В реализации полномочия содействия в поиске подходящей работы следует отметить, что служба занятости населения является крепким связующим звеном между работодателями и соискателями работы [10,161]. Опросы клиентов службы занятости с обеих сторон показывают, что без такого посредника в поиске работы и работников, как центр занятости населения, им сложнее найти работу и работников, не заявив о себе как о получателе государственных услуг. [6,29]. Работодатели используют все формы работы со службой занятости для подбора кадров. Следует отметить, что некоторые работодатели интересуются организацией ярмарок вакансий и мини-ярмарок и заблаговременно заявляют о своем участии в них.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

В 2016 г. государственная услуга по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения была предоставлена 1650 гражданам. При оказании услуг по профессиональной ориентации учитывались результаты профилирования. Работа с клиентом строилась по рекомендуемому плану профильной группы.

Содействие самозанятости безработных граждан.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Деятельность ГКУ ЦЗН города Бора по содействию самозанятости базируется на тесном сотрудничестве с Инспекцией Федеральной налоговой службы по городскому округо г. Бор. [16,74]. За 2016 год было выдано 5 направлений в ИФНС безработным гражданам, желающим получить консультации по вопросам государственной регистрации и налогообложения, а также помощь в написании бизнес планов.

Численность безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, составила 40 человек, доля безработных граждан, получивших государственные услуги по содействию самозанятости, в общей численности зарегистрированных безработных граждан, составила 5%, что соответствует контрольному показателю 2016 года.

Психологическая поддержка безработных граждан.

По результатам 2016 года государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан была предоставлена 80 гражданам, основная доля граждан, которым требуется психологическая поддержка – уволенные по сокращению, либо в связи с ликвидацией предприятия, а также лица, относящиеся к льготной категории граждан и пенсионеры.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Категории граждан, которым была оказана услуга по социальной адаптации: безработные высвобожденные граждане, безработные длительно состоящие на учете в ЦЗН, инвалиды, безработные граждане предпенсионного возраста и др. граждане испытывающие трудности в поиске работы. Для высвобожденных граждан основной акцент при проведении занятий был сделан на обучение технологии поиска работы: техники, методы, способы поиска работы, подготовка документов для трудоустройства, телефонный разговор с работодателем, подготовка к собеседованию, самопрезентация, работа над имиджем. Для граждан, длительно состоящих на учете, основной акцент при проведении занятий был сделан на успешную самопрезентацию, обучение техникам и методам общения с работодателем при поиске работы «Как произвести нужное впечатление». Для инвалидов основной акцент при проведении занятий сделан на обучение технологии поиска работы, составление индивидуального плана поиска работы, профессионального резюме. Для безработных граждан предпенсионного возраста основной акцент при проведении занятий был сделан на составление индивидуального плана поиска работы, подготовку документов для трудоустройства (составление и размещение разных вариантов резюме, подготовка сопроводительного письма), подготовку к собеседованию, самопрезентация.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (ДПО).

За отчетный период на профессиональное обучение направлено 74 человека, в том числе 2 инвалида, все граждане завершили обучение. К основным профессиям (специальностям), по которым в 2016 году обучено наибольшее число безработных граждан, относятся: водитель погрузчика, охранник, бухгалтер с ПЭВМ, парикмахер, кладовщик, электрогазосварщик, водитель автомобиля [12].

Основные проблемы Центра занятости населения

По оценке специалистов администрации городского округа города Бор среднегодовая численность занятых в экономике округа с учетом баланса трудовых ресурсов в 2016 году снизилась и составила 37,2 тыс. человек. На структуру занятости по видам экономической деятельности существенно повлиял процесс высвобождения граждан с предприятий в связи с реструктуризацией и нерентабельностью производств это означает, что нагрузка на центр занятости увеличилась, что повлекло за собой необходимость усиления процесса работы сотрудников с незанятыми гражданами.

Увеличилась средняя продолжительность зарегистрированной безработицы с 4,39 месяца до 5,15 месяца, то есть увеличился средний период состояния безработных граждан в центре занятости с целью получения государственной услуги по поиску подходящей работы.

Еще одна существенная проблема дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением. В банке вакансий преобладают рабочие специальности (72%), поэтому существует проблема нехватки рабочих мест по специальностям высшего уровня. Таким образом, соискатели с высшим образованием, имеющие достаточный опыт работы в крупных предприятиях на высших должностях в настоящий момент практически не имеют возможности найти работу с помощью центра занятости населения, которая соответствовала бы их профессиональным требованиям и навыкам. Также уровень заработной платы по вакансиям, размещенным в службе занятости, в среднем составляет не более 18 тысяч рублей, что редко соответствует ожиданиям соискателей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Снижается количество работодателей обратившихся в ЦЗН за содействием в поиске подходящих работников, в 2016 г. – 284 предприятия (в 2015 году – 302).

Касаемо государственной услуги по предоставлению профессионального обучения перечень заявленных для обучения профессий не всегда удовлетворяет потребности населения, многие граждане хотели бы обучиться по специальностям, не входящих в спектр имеющихся специальностей для обучения предоставляемых центром занятости. Также многие люди и вовсе не проинформированы о существовании данной услуги.

Снижается заинтересованность работодателей в организации общественных работ, в связи с этим уменьшается доля безработных граждан, принявших участие в общественных работах.

Снижается заинтересованность работодателей в организации временной занятости несовершеннолетних граждан. Главной причиной является высокая ответственность за использование детского труда.

В 2016 году государственной услугой временного трудоустройства безработных граждан не воспользовался ни один гражданин, испытывающий трудности в поиске работы. Сложности в предоставлении этой услуги связаны с тем, что работодатели не всегда имеют возможность создать рабочее место с временным характером работы, либо создают, но с минимальной оплатой труда. Поэтому необходимо повысить мотивацию работодателей по приему на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, за счет полной или частичной компенсации заработной платы перечисленным категориям граждан. С другой стороны, граждане, испытывающие трудности в поиске работы, отказываются от участия во временных работах, поскольку мотивация у большинства из них направлена на работу постоянного характера.

Невысока доля безработных граждан, получивших государственные услуги по содействию самозанятости. Граждане не хотят рисковать, финансовая поддержка в открытии собственного дела достаточно мала, в итоге помощи государства оказывается недостаточно, чтобы в должной степени покрыть затраты. Люди, имея желание, часто не имеют возможности для открытия собственного дела, а та финансовая помощь, которая предоставляется службой занятости, является недостаточной для реализации их идей. [1,28].

Одной из основных задач ЦЗН является повышение уровня заработной платы вакансий, выделенных в счет квоты для граждан льготной категории на территории городского округа г. Бор. К сожалению, у 14 организаций из 103 остаются вакансии с минимальной заработной платой, что составляет 13% от общего количества организаций.

Граждане предпенсионного возраста, как правило, имеют большой стаж работы по какой-либо конкретной профессии, поэтому хотят найти работу аналогичную последней занимаемой должности и профессии, но в сложившейся экономической ситуации приходиться осваивать смежные профессии или повышать квалификацию. Гражданам этой категории сложно переучиваться, а работодателям нужны высококвалифицированные кадры, способные легко адаптироваться к изменяющимся условиям. Также необходимо отметить, что граждане предпенсионного возраста имеют большой опыт работы, но, к сожалению, часто ограничены по медицинским показаниям в своем трудоустройстве. В этом заключается основная особенность в работе с этой категорией населения. Важно не допустить дискриминации по возрастному принципу при приеме на работу и в отношении ранее принятых работников. [9].

Также существует проблема с трудоустройством и подбором работы для молодежи. Не имея опыта работы, а порой и достаточных знаний по профессии, молодежь часто не способна составить конкуренцию высококвалифицированным работникам, имеющим достаточный опыт работы, поэтому, гораздо чаще получает отказ в приеме на работу. Каждый год особое внимание уделяется выпускникам различных учебных заведений, так как этой категории особенно сложно получить работу из-за неимения практических навыков, а работодатель, как правило, заявляет вакансии, требующие опыт работы.

Для повышения качества оказания государственных услуг необходимо развивать и совершенствовать взаимодействие с ведущими предприятиями и организациями городского округа г. Бор, посредствам электронного обмена информацией о текущей потребности в работниках на настоящее время. Работодателям необходимо своевременно сообщать сотрудникам ЦЗН о закрытии вакансии, чтобы избежать направлений граждан на уже закрытую вакансию.

Одно из решений существующих проблем – создание общедоступного сайта, с удобным и простым интерфейсом, который содержал бы актуальную информацию по вакансиям и контакты работодателей. На сайте необходимо размещать всю необходимую информацию о порядке оказания государственных услуг центром занятости, нормативные акты, а так же организовать обратную связь, где граждане могли бы в режиме online задать интересующие их вопросы.

Создание электронных очередей и отдаленной записи на прием – еще один способ повышения качества оказания государственных услуг, внедрение этой современной разработки в работу ГКУ ЦЗН может способствовать сокращению очередей и экономии времени граждан, а также существенной разгрузке помещений и экономии сил и нервов сотрудников учреждения, и получателей государственных услуг [8,240].

Предложения по совершенствованию деятельности по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию: следует привлекать к сотрудничеству новые учебные заведения с целью расширения спектра профессионального обучения, и развивать информационно-методическую базу для проведения профессионального обучения безработных.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Повышению престижа учреждения, а также улучшению информирования граждан может способствовать создание собственных информационных изданий: брошюр, листовок или ежемесячной газеты, где размещена актуальная информация по вакансиям, изменения в законодательстве и информация о порядке предоставления государственных услуг Центром занятости.

Повышение качества оказания государственных услуг – является важной задачей работы Центра занятости населения, в настоящее время проводится множество программ по повышению эффективности работы учреждения. Конечно, предложенные методы по улучшению качества имеют ряд недостатков, таких как дороговизна, временные затраты, но возможный положительный эффект играет важнейшую роль в дальнейшем развитии учреждения, а значит и на ситуацию на рынке труда и показатели безработицы в целом, а это важнейшие показатели качества жизни населения в городском округе город Бор.

Список использованных источников

1. Базыленко Т. В. Влияние службы занятости на предпринимательскую активность безработных// Человек и труд. 2012. № 5. С. 28–32.
2. Болоцкая Ю. Г. Безработица: сущность, причины, последствия // Актуальные проблемы современной науки : сб. ст. Междунар. науч. конф. Уфа, 2014. С. 275.
3. Борзенков Р.А. Территориальные аспекты малого бизнеса и занятость населения// Человек и труд. 2012. — № 11. С. 61–63.
4. Васильев В. П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. -М.: ДиС, 2014. 352 c.
5. Герасимова А.И. Сущность безработицы, ее виды и последствия / А.И. Герасимова, К.Ю. Кутузова // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : сб. науч. ст. 4 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Горохова. Курск, 2014. С. 101–103.
6. Гоффе Н. Е. Влияние кризиса на занятость и безработицу// МЭ и МО. – 2012. —
№ 8. С. 27–39.
7. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации»
8. Иванов В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2013. 383 c.
9. Литвак Б. Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б. Г.Литвак. М.: МФПУ Синергия, 2013. 624 c.
10. Наумов С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. М.: Дашков и К, 2016. 556 c.
11. Официальный сайт органов местного самоуправления городского округа г. Бор [Электронный ресурс] URL: http://www.borcity.ru/socium/social/uslugi_czn.php (дата обращения: 05.05.2017).
12. Годовая отчетность ГКУ Центр занятости населения ГО г. Бор [Электронный ресурс] URL: http://www.borcity.ru/socium/social/uslugi_czn.php (дата обращения: 28.04.2017).
13. Сборник нормативных правовых актов по законодательству о занятости / Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области — Н. Новгород 2015 г., 100 с.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2048

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке